Литературной студии "Ступени" - 20 лет!

    "Храните старину! – Она целебна,

    Как миру дорогие имена.

    Храните, как хранят, желая хлеба,

    Отборные, - к посеву – семена.

    Измерьте старых улиц биотоки

    Истории, намеченной на слом.

    Храните старину! И вас потомки

    Помянут с благодарностью добром".

    Как мчится время. Литературной студии "Ступени" уже 20 лет, но какой огромный пласт литературной жизни Нижнего Тагила вместилось в этот период.

    В мае 1992 года в музей А.П. Бондина пришел Владимир Абрамович Чугунов с просьбой о проведении в музее встреч новой литературной группы, тогда еще не имевшей названия. Причиной организации литераторов в самостоятельный союз поэтов и прозаиков, независимый от литературного объединения при редакции газеты "Тагильский рабочий", стало недовольство авторитарным стилем руководства руководителя литобъединения И. П. Комовой.

    Тенденции к этому шагу назревали еще в конце 1980-х годов, когда литобъединение покинул Владимир Константинович Печенкин - член Союза писателей, Степан Яковлевич Черных – поэт, краевед, библиограф. Они первыми отказались от задания писать к датам и по поводу "произведения", подобные, например такому: "Звезда героя. Лирический репортаж из бригады каменщиков "Промстроя" № 2 Героя Социалистического труда Н. А. Вахрушева"(1982 г.)

    Летели годы. Тагильские поэты, писатели, журналисты, художники даже попытались объединиться в единый творческий союз. Но слишком уж велика конкуренция в среде творческих личностей, слишком индивидуален каждый из них…

    В апреле 1990 года в драмтеатре состоялось общее собрание культурной элиты Нижнего Тагила, а 7 мая вышла газета "СТО" (союз творческих организаций), однако дальше дело не пошло.

    Но литераторы - народ неугомонный, склонный к самовыражению словом, словом же и поднимающий массы к бунтам. Ощущая тягу к общению, творческому росту, они через два года стали собираться на квартирах. Это, конечно, было несколько неудобно. Вот тогда-то поэты и писатели и пришли в свой законный дом – литературный музей.

    Согласно первому протоколу заседания в музее Бондина группы литераторов (впоследствии – студия "Ступени") от 27 мая 1992 года, всем поэтам и писателям, начинающим и с определенным литературным опытом, была гарантирована полная творческая свобода как в области формы, так и содержания, в манере письма, мировоззрении, видах жанра, в поэзии и прозе. Цитирую:

    "Никто никому ничего не навязывает: ни тем, ни идей – это прерогатива автора.

    Отсутствие каких-либо обязательств, обязанностей и жесткой дисциплины.

    Уважение к личности, бережное отношение к тому, что каждый делает.

    Критика – это цель помочь каждому автору по мере возможностей всем коллективом.

    Цель творчества – самоотдача, а не обязательные публикации, хотя они, безусловно, будут, но должны быть на том уровне, который выстрадан большой душевной работой.

    Главное - искренность. Меньше надуманности, разума, больше чувства".

    Планировались и регулярные издания литературных альманахов.

    Создатели студии "Ступени" В.А. Чугунов, Е.В. Туренко, В.А. Овсепьян взяли на себя не только организационные заботы по издательским делам, но и оказывали помощь в становлении начинающих поэтов и писателей через секции поэзии и прозы.

    Все последующие годы литературная студия "Ступени" собиралась в музее регулярно, один раз в месяц. Решались текущие организационные и творческие вопросы по публикациям в периодических изданиях, в литературных страницах местных газет. Встречи с известными поэтами и писателями никого не оставляли равнодушным.

    Но все, как и в жизни, течет и изменяется. С середины 1999 года под руководством писателя Бориса Николаевича Телкова на Вагонке начала свою деятельность литературно-художественная студия "Бонар", просуществовавшая около двух лет. Но на рубеже 2000-х годов между руководством двух студий также возникли разногласия, что негативно сказалось на их деятельности. Собрания стали нерегулярными, пропасть между бывшими союзниками все расширялась. В результате, проявив мудрость, дабы не оставлять молодых на произвол судьбы, Василий Андреевич Овсепьян вернулся к руководству студией "Ступени". Литературная среда в городе не перестала существовать, наоборот, бурно развивалась и крепла.

    За двадцать лет было издано большое количество сборников, альманахов, персональных изданий произведений как опытных поэтов и писателей, так и начинающих. Всего и не перечислишь.

    Все книги, переданные авторами на хранение в мемориально-литературный музей писателя А. П. Бондина, вошли в биографическо-библиографический каталог тагильских литераторов, также размещенный на сайте музея.

    Бурная деятельность и затишье, смена приоритетов и уход в самостоятельное "плавание" - все это характерно для творческой жизни. В этом нет ничего плохого.

    Но вот своими достижениями "Ступени" могут гордиться по праву. Творчество многих писателей и поэтов Нижнего Тагила оценено и признано не только читателями, приходящими на творческие встречи, но и профессиональными критиками, присуждающими всевозможные литературные премии бывшим и настоящим членам студии. В члены Союза писателей России были приняты Е. Туренко, В. Овсепьян, Б. Телков, И. Каренина и другие.

    А время мчится все быстрее: кто-то уходит в силу разных обстоятельств из литературной студии, кто-то приходит в среду единомышленников, увлеченных словом. Так было всегда и, надеюсь, будет продолжаться.

М. БОЙКОВА, зав. мемориально-литературным музеем писателя А.П. Бондина.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №18(67) от 24.05.2012.

 

 

Главная страница