Тагил не сходит с повестки дня

    Роль Урала и нашего города в истории Российского государства общеизвестна — опорный край державы, родина первого паровоза в России и уникальной лаковой росписи по металлу. Но историческая наука не стоит на месте, и Нижний Тагил, его история, богатейшие коллекции Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" привлекают внимание ученых-исследователей из разных концов нашей страны. Об этом свидетельствуют новые издания, поступившие в краеведческую библиотеку музея-заповедника.

"Старый соболь" на крыше Эрмитажа

Книга С. А. Маценкова "Чердаки Эрмитажа" из серии "Залы и здания Эрмитажа"    Уникальным можно назвать издание С. А. Маценкова "Чердаки Эрмитажа" из серии "Залы и здания Эрмитажа", которое посвящено чердакам основных зданий этого музейного комплекса. Рассказ об этих мало изученных "залах над залами", обилие цветных иллюстраций дают возможность читателю погрузиться как в мир архитектуры, так и в мир бытовых дворцовых проблем. Ведь функции чердаков очень важны и многообразны. "Залы Эрмитажа с их богатым декоративным убранством величественны и торжественны, на чердаках же царит атмосфера покоя и тайны, кажется, что здесь застыло само время. Выбеленные кирпичные стены, высокие арки, железные решетки и лестницы, полы разной высоты с уклонами, неожиданными провалами, сферическими поверхностями… Нескончаемый лабиринт помещений, в котором легко заблудиться… Это необычайное пространство, его архитектура неразрывно связана с архитектурой залов, расположенных ниже. Чердак – словно изнанка зала, зазеркалье, в котором меняются местами верх и низ, и пол здесь является внешней поверхностью потолка зала…"

    Причем же здесь Нижний Тагил, спросите вы. Дело в том, что на изготовление конструкций зданий дворцового комплекса шло лучшее российское железо, которое только можно было найти в первой половине XIX века. С.А. Меценков указывает, что летом 1844 года архитектор В. П. Стасов в ходе строительства нового Эрмитажа дает следующие рекомендации по выбору железа для стропил: "…можно дозволить употребить железо с заводов гг. Демидовых под названием и знаком большой соболь, которое всегда было и принималось за лучшее противу прочих заводов…."

    И вот сейчас при исследовании чердаков эти факты получили свое подтверждение – на стропилах обнаружены клейма "СИБИРЪ" с изображением зверька, что еще раз говорит о высоком качестве железа, производимого на Демидовских заводах в Нижнем Тагиле.

"Медное сердце России"

    Так называется огромный настенный календарь, изданный ЗАО "Русская медная компания". Главное, что он является не только парадным имиджевым изданием, но и содержит в себе полную историческую справку о становлении медного дела на Урале в XVIII веке. Чудесные большеформатные иллюстрации демонстрируют уникальные экспонаты из Государственного исторического музея (г. Москва), Государственного архива Свердловской области, Свердловского областного краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств. И, конечно, на страницах этого издания есть и уникальные экспонаты из Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" — стол из первой промышленной меди, выплавленной в России (1715 год), портреты Никиты Демидовича Антуфьева и Акинфия Никитича Демидова. Все эти раритеты сейчас находятся в экспозиции историко-краеведческого музея, ими может полюбоваться каждый тагильчанин и гость города.

Поднос "Беззаботное детство" После 1902. Поднос "Важная тайна". После 1902 г.

Поднос "Важная тайна". После 1902 г.
Мастерская И.И. Кайгородова. Жесть, масло, лак, ручная ковка, просечка, деколь, поталь, трафарет 45х59. МЗ "Горнозаводской Урал". ТМ-2342

Поднос "Беззаботное детство" После 1902.
Мастерская И.И. Кайгородова. Жесть, масло, лак, ручная ковка, просечка, деколь, поталь, трафарет 44х57,5. МЗ "Горнозаводской Урал". 2341

Поднос — 80 копеек, ведра — 1 рубль 50 копеек за пару

    В настоящее время подносный промысел и тагильская лаковая роспись по металлу являются одним из важнейших и ярких брендов Урала, привлекающих внимание к уникальности горнозаводской культуры. Интерес к истории этого промысла не ослабевает. И не только в Нижнем Тагиле. Так, в краеведческую библиотеку музея-заповедника поступил сборник материалов и исследований Русского музея "Народное искусство", в котором опубликована подробная статья Г.А. Пудова "О мастерах Нижнего Тагила 2-й пол. XIX – начала XX века", в которой приводится масса интересных сведений, в частности, о мастерской Кайгородовых.

Клеймо мастерской И.И. Кайгородова

Клеймо мастерской И.И. Кайгородова

    Изделия производства этих мастеров хранятся и в Нижнетагильском музее-заповеднике, и в Русском музее Санкт-Петербурга. Автор, анализируя подносы из разных музеев подчеркивает: "Каждое заведение должно было иметь собственное лицо для увеличения интереса к своей продукции со стороны покупателей. Каждый хозяин стремился сделать свою выставочную продукцию как можно оригинальнее, "свежее". Конкуренция в промысле всегда имела большое значение. Она была неизменным стимулом для повышения художественного и технического уровня изделий, что в конечном счете проявлялось в общем развитии искусства уральских мастеров… Надо заметить, что тагильские мастера хорошо ориентировались в экономической ситуации, сложившейся на Урале во второй половине XIX – начале XX века. Они прекрасно "знали в лицо" своего покупателя".

Ольга ХАЛЯЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(99) от 07.02.2013.

 

 

Главная страница