"Венская опера" на Тагилстрое

    Дворец культуры металлургов, а точнее его здание, в свой полувековой юбилей удостоилось чести сравниться с главным архитектурным памятником Австрии - Венской оперой. В нашей же стране аналогов ДК НТМК пока нет.

    Дворец культуры был построен в 1952 году. Как тогда писали городские газеты, "он стал щедрым подарком партии, правительства и товарища Сталина новотагипьским металлургам за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны".

    Архитектурная находка

    Проект Дворца разрабатывался под руководством свердловского архитектора В. Емельянова. Об уникальности этого сооружения рассказывает главный архитектор строительного отдела ПКИ "Ником-проект" Игорь Стеканов: "Изюминкой проекта является то, что фойе размещено в центре здания. Обычно основой таких сооружений становится зрительный зал, как, например, в нашем драматическом театре. Во Дворце же металлургов за основу композиции взято круглое фойе".

Дворец культуры НТМК

Дворец культуры НТМК

    Такое нестандартное проектное решение заставило архитектора В. Емельянова ломать голову над тем, как перекрыть огромное пространство над фойе, чтобы соорудить над ним еще один зал. Сегодня он носит название "Президентский". До сих пор современные проектанты не перестают поражаться таланту и находчивости архитектора В. Емельянова.

За такими слайдами спрятаны помещения.    Есть в его проекте и такие детали, предназначение которых сегодня не совсем понятно. Гости Дворца часто обращают внимание на большие светящиеся слайды в коридорчиках перед фойе. Мало кто знает, что за каждым из таких слайдов спрятаны небольшие помещения. По некоторым предположениям, они были специально спроектированы архитектором по заданию органов государственной безопасности. Возможно, эти комнатки предназначались для специальных людей, прослушивавших все разговоры посетителей Дворца. При сегодняшнем обследовании стен внутри потайных помещений действительно простукиваются пустоты.

    Плюш от Сталина

    На отделку и оборудование Дворца были брошены силы всего СССР. В 1952 году на завод пришла личная телеграмма И. Сталина, вспоминает Борис Михайлович Симбирцев, работавший тогда в мартеновском цехе и участвовавший в подготовке Дворца к открытию. Текст телеграммы он помнит до сих пор: "ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ НТМЗ 2000 МЕТРОВ ПЛЮША. СТАЛИН." Все люстры в здании, а их почти сотня, были из настоящего хрусталя. Художественная мастерская театра имени Моссовета собрала две огромные хрустальные люстры для зрительного зала тагильского Дворца. Диаметр одной 1,65 метров, второй - 1,85. Их высота - 2 и 2,5 метра. Мебель закупалась в Латвийской СССР, ее количество исчислялось вагонами. Для оформления Дворца были приглашены лучшие художники и скульпторы Ленинграда и Свердловска.

    Здание Дворца металлургов выполнено в стиле неоклассицизма 50-х годов или так называемого "сталинского ампира", для которого характерны внешняя монументальность и величественность. Оформление здания представляют собой синтез нескольких искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного творчества.

    Сегодня, несмотря на полувековую жизнь и капитальные ремонты, Дворец сохранил свой первозданный вид. Мрамор разных оттенков и цветов, массивные скульптурные панно, художественная роспись и поныне повествуют о настроении оптимизма и радости послевоенных лет. К празднованию 300-летия уральской металлургии современные скульпторы в читальном зале Дворца восстановили барельеф Сталина, замурованный сразу после смерти вождя.

    Интересна также история двух скульптур, стоящих перед входом во Дворец. Они ваялись с вполне реальных людей - работников НТМЗ, которые живы до сих пор. Мастер доменного цеха Валерий Крючков и сталевар мартеновского цеха Виктор Есин в 1952 году в течение месяца позировали скульптору Габриэль Вайсберг (жене тогдашнего директора НТМЗ Эммануила Вайсберга).

    Это вам не Большой театр!

    Едва родившись, Дворец был признан лучшим архитектурным сооружением РСФСР и получил первую премию Совета Министров. Чуть позже ДК НТМЗ выдвигали на соискание Сталинской премии, однако он ее не получил. Проверяющие нашли неприметный изъян - нестандартность сцены. Дело в том, что выход на нее был только с одной стороны. Чтобы во время спектакля актеры могли появляться из-за других кулис, им приходилось обходить всю сцену сзади, за декорациями. Второй недочет - низкие колосники: во время представления невозможно было поднимать и менять декорации.

    И тем не менее, при всей своей нестандартности и нетеатральности сцена Дворца повидала немало знаменитостей. Пели на ней Утесов, Пьеха, со своим оркестром выступал Людвиковский. Приезжают сюда и известные современные эстрадные артисты.

    Уже позже Дворец металлургов стал использоваться и как представительский центр. Именно здесь проходят торжественные и деловые встречи VIP-персон, приезжающих в наш город. Были во Дворце и президент СССР Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин, и нынешний глава государства Владимир Путин.

    Привозят сюда и важных иностранных гостей. Вот какое впечатление сложилось от посещения Дворца у представителя австрийской фирмы "Фест-Альпине" г-на Хорста Бреннайза: "Мне представляется совершенно уникальным явлением тот факт, что существует связь между трудом работников НТМК и культурой, и это просто замечательно. Насколько мне известно, ничего подобного в Австрии нет. Сам же Дворец можно сравнивать с главным архитектурным памятником Австрии - Венской оперой. Она, конечно же, немного величественней, т.к. имеет государственное значение, но по архитектуре эти здания вполне сравнимы".

Ю. ФАРБШТЕЙН.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 08.02.02.

Главная страница