Одинокое звучание сердца Исаака Левитана

    У каждой картины есть своя загадка, своя история, своя душа и даже свой характер. Она неизменно обращается к нам, зрителям, приглашает вступить в разговор, чтобы мы попытались разгадать ее тайну. В Русском зале Нижнетагильского музея изобразительных искусств любая картина удивительна, по-своему загадочна, и каждая хранит историю своего создателя и своих владельцев.

    Среди произведений зала Русского искусства XVIII – начала ХХ вв. картина Исаака Ильича Левитана "Полотно железной дороги" выделяется своей пронзительностью, безнадежной грустью, ощущением пустоты и отчаяния. Она приковывает к себе, заставляет остановиться и поразмышлять . "Полотно железной дороги" – картина-загадка, она неустанно, вновь и вновь, втягивает зрителя в диалог и рождает новые вопросы. Почему она так сумрачна и безнадежна? Какие эмоции, чувства подтолкнули автора к созданию пустынного, темного пейзажа?

    Картина датируется 1898-1899 годами и была написана автором всего за год до смерти. В правом нижнем углу полотна внимательный зритель найдет подпись, но она не принадлежит художнику. Строки "Работа покойного брата И. Левитана. А. Левитан" написал брат уже умершего живописца Адольф (Авель-Лейб) Левитан. Чтобы разгадать причины одиночества, отчаяния, нужно вернуться на десять – двадцать лет назад и проследить ту мучительную, полную потрясений судьбу, которая выпала художнику, умершему всего в 39 лет.

    Исаак Левитан родился в обедневшей интеллигентной еврейской семье. Когда мальчику было 10 лет, семья в поисках лучшей жизни переехала в Москву. Несмотря на постоянную нужду в заработке, отец Левитана не препятствовал двум своим сыновьям, когда те решили посвятить жизнь живописи. Адольф, а позднее и Исаак, поступают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

"Полотно железной дороги", И. Левитан.

"Полотно железной дороги", И. Левитан.

    Настоящей трагедией для Исаака Левитана стала смерть матери и последовавшая за ней смерть отца. В это время художник жил на грани нищеты, голодал, случалось, не ел по несколько дней подряд, ночевал на улице, но продолжал упорно учиться. К счастью, на талант юного живописца обратил внимание прославленный Алексей Саврасов, взявший его в свой пейзажный класс, а после его увольнения вторым учителем Левитана стал Василий Поленов.

    Современники почти сразу признали в Левитане самобытного, уникального художника, обладающего удивительной способностью передавать светлую грусть и вселенскую красоту русской природы. Он много и успешно выставлялся в России и за рубежом. Но трагичным, непереносимым для художника было частое непонимание, относившееся к национальности живописца. По мнению некоторых современников, "еврей… не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников" (из записей Константина Паустовского). После покушения Александра Соловьева на жизнь царя Александра II Левитан был вынужден покинуть Москву на два года: вышел царский указ, запрещающий жить евреям в "исконно русской столице".

    Потрясения, несчастья, обрушавшиеся на Левитана в течение всей жизни, сильно подкосили здоровье художника, расшатали нервы и обострили меланхолический, чуткий характер. Константин Коровин писал: "Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы… Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть ввысь неба". Но, возможно, именно эти черты и проявили в нем ту удивительную чуткость, поэтичность, способность воспринимать и изображать природу как нечто живое, беспредельное и вечное, способность задавать в пейзаже самые сложные философские вопросы и передавать самые многогранные человеческие эмоции и чувства.

    Именно такие сложные чувства, философские размышления о смысле жизни и месте человека в мире вызывает картина "Полотно железной дороги". Одиночество, тревогу, грусть выражают многие картины Левитана, но не в одном полотне эти чувства не достигают такой глубокой безнадежности и безысходности. Сумрачные, скупые краски, лишенные даже намека на яркие, радостные цвета: деревья на этой таинственной картине вовсе не зеленые, а почти черные, небо – темно-серое. В пустынном пейзаже лишь исполненная одиночества железная дорога и редкие телеграфные столбы. Мотив дороги, столь любимый художником, здесь превращается в одинокий, безначальный и бесконечный жизненный путь, который не может никуда привести и в конце которого тебя никто и ничто не ждет. "Полотно" удивительно пустынно, на нем нет людей, лишь отчаяние и безнадежность наполняют пространство.

Исаак Левитан.

Исаак Левитан

    В личной жизни счастья художник так и не обрел. Однажды он сказал: "... Почему я один? Почему меланхолия так часто посещает меня? Почему женщины, вошедшие в мою жизнь, не принесли мне покоя и счастья? Может быть, потому, что даже лучшие из них – собственники, им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе..."

    Исаак Ильич Левитан умер 22 июля 1900 года. В последние годы своей жизни он сильно болел. Друг художника, писатель и врач Антон Павлович Чехов осмотрел живописца в 1897 году, после чего сделал запись: "Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…". Если бы картина "Полотно железной дороги", написанная через год после этого осмотра, могла звучать, возможно, она издавала бы именно этот звук.

Ксения БАДАНИНА, научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.09.2014.

 

 

Главная страница