Генри Инглис, человек без лица

Как выглядел один из первых фотографов Нижнетагильска?

    Собрание фотографий Нижнетагильского музея-заповедника насчитывает 60 тысяч единиц хранения. Большинство из них имеют свою известную историю – кто, когда и с какой целью сделал снимок. Но есть и фотографии-загадки, когда примерное время съемки музейный сотрудник определяет по одежде людей и методу оформления снимка, а изображенную личность удается установить далеко не всегда.

В музее-заповеднике сохранены несколько работ, сделанных в фотомастерской Г. Инглиса

В музее-заповеднике сохранены несколько работ, сделанных в фотомастерской Г. Инглиса

На обороте паспарту фотографий имеется печатный штамп, в виде изображения застегнутого ремня с пряжкой

На обороте паспарту фотографий имеется печатный штамп, в виде изображения застегнутого ремня с пряжкой

    История фотодела в нашем городе довольно хорошо изучена – мы знаем имена и биографии фотографов, как дореволюционного, так советского и современного Нижнего Тагила. Знаем и то, как они выглядели. Но меньше всего повезло Генри Инглису, который считается первым тагильским фотографом. Известны его снимки, его фирменное клеймо, но его внешность до сих пор оставалась неизвестной.

    История тагильской фотографии ведет свой счет примерно с 60-х годов XIX столетия. Одним из первых фотографов краеведы называют Генри Инглиса. В эти годы на Нижнетагильских заводах проживало много иностранных специалистов, работающих по контракту с Демидовыми. Из архивных документов известно, что Генри Инглис был мастером-механиком кузнечного дела. Вероятно, во время работы в Тагиле или уже после окончания контрактного срока Г. Инглис открыл первое в Нижнем Тагиле фотоателье.

    В Нижнетагильском музее-заповеднике сохранены несколько работ сделанных в его фотомастерской. На обороте паспарту этих фотографий имеется печатный штамп, представляющий изображение застегнутого ремня с пряжкой в виде овала, внутри которого имеется надпись: "HENRY INGLIS. PHOTOGRAPHER, NIGNEYTAGIL". Штамп на фотографиях Инглиса очень хорошего типографского качества. Значит, фотограф профессионально занимался своим делом, фирменные бланки заказывал печатными тиражами и имел собственную мастерскую. Фотографии Инглиса тоже свидетельствуют о том, что в этом деле он достиг высокого профессионализма – композиция и качество на достаточно высоком уровне.

    В воспоминаниях современников имеются данные о расположении здания самой фотомастерской. Дом находился в Выйской части города на углу улиц Тагильский криуль (современная ул. Черных) и Максимильяновский тракт (современная ул. Фрунзе). Это был добротный дом, одноэтажный, штукатуренный, с полуподвальным помещением и большими надворными постройками. Окна дома украшали лепные наличники.

    Фотопортрет самого мастера не сохранился. Однако удалось обнаружить его словесное описание, сделанное рукой Н.А. Белоголового, врача и общественного деятеля, в одном из его рассказов "Поездка на Урал в 1866 году", напечатанных в книге "Воспоминания и другие статьи", переизданной в 1901 году Санкт-Петербургской типографией. Эта книга – образец очень популярных в то время описаний путешествий. Николай Андреевич вспоминает, как вместе с герцогом Н.М. Лейхтенбергским и генералом Ребиндером, пребывая в Тагиле в последний день своего путешествия, они "отправились к механику Инглизу, который, кроме своей прямой специальности, занимается еще фотографией". По описанию автора, Генри Инглис – "это англичанин громадных размеров по росту и толщине, плохо говорящий по-русски, так что, усаживая оригинал, он ему обыкновенно говорит: "Рожа так, рука так".

    Вот такой колоритный кузнец-фотограф предстает перед нами из описания Н. А. Белоголового. Увы, когда и почему он увлекся фотографией – очень непростым и трудоемким делом по тем временам, как долго работал в Нижнем Тагиле – это пока неизвестно.

    Сам процесс фотографирования в 60-е годы XIХ века был еще далек от совершенства и занимал по продолжительности съемки достаточное количество времени. Обратимся вновь к вышеупомянутым запискам, где автор повествует: "У него мы хотели все снятся; но так как история эта затянулась долго, то снялись только герцог и Ребиндер". Скорее всего, на фотографирование двух человек в салоне ушло не меньше одного часа или даже полтора. Сами гости представляли собой именитых персон, и фотограф старался сделать всё качественно, без изъяна. К сожалению, автор рассказа не написал о том, какое качество портретов было заказано, и были ли они получены заказчиками. Вполне вероятно, что они хранятся в других музеях страны…

    А это значит, что самое интересное еще впереди.

Дарья СИМОНОВА, научный сотрудник музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №35(174) от 23.10.2014.

 

 

Главная страница