Поздний конструктивизм:

архитектура здания гостиницы "Северный Урал" в городе Нижнем Тагиле

    Искусство конструктивизма возникло в рамках последней "конструктивной" стадии стиля модерн в начале 20-х годов XX столетия. Последователи конструктивизма выдвинули лозунг "производственного искусства", были провозглашены новые эстетические идеалы простоты и демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира, отрицание хаотичности и вычурности. Стиль конструктивистов аскетичен, но полон зажигательной фантазии и в этом смысле глубоко человечен.

    Однако ослабление влияния конструктивизма и уменьшение числа его сторонников в начале 30-х годов было связано со вкусами представителей административно-командной системы, которые ориентировали в вопросах формы на классику и, прежде всего, на ренессанс. Появляются в это время здания, в которых просматривается умеренное "обогащение" внешнего облика и преодоление "излишнего аскетизма" архитектуры конструктивизма. К объектам постконструктивизма относится и здание гостиницы "Северный Урал" в г. Нижнем Тагиле. До Октябрьской революции двухэтажное каменное здание, в котором располагались торговые лавки, принадлежало купцу М. Мозгунову (рис. 1). В результате реконструкции по проекту архитектора Н.И. Федоряко к 1938 году было надстроено два дополнительных этажа (рис. 2).

Рис.1. Дом. М. Мозгунова. Фото 1900-х годов.

Рис.1. Дом. М. Мозгунова. Фото 1900-х годов.

Рис.2. Вид гостиницы "Северный Урал" со стороны пр. Ленина. Фото 2006 г.

Рис.2. Вид гостиницы "Северный Урал" со стороны пр. Ленина. Фото 2006 г.

    Акцентируя значимость объекта, были выполнены два парадных портика – со стороны улицы Огаркова и со стороны проспекта Ленина, а по всему фасаду располагались небольшие закрытые балконы. Также были выполнены "пристрои": первый, – к восточному торцу пристроен четырехэтажный объем с лестницей, санузлами и комнатами. Второй, – пристрой во внутреннем дворе позволил увеличить центральную лестницу и холл гостиницы.

    На планах этажей видно, что по обеим сторонам коридоров расположены, на первый взгляд, хаотично, даже в какой-то степени нелогично спроектированные комнаты, но, чуть более подробно изучив план здания, можно обнаружить определенные ритмы (рис. 3).

    Интересным моментом в планировке здания является то, что несущие внутренние стены примыкают к наружным не под прямым углом, как мы привыкли видеть, а под острым, что, конечно, привносит в проект оригинальность.

Рис.3. План первого этажа гостиницы

Рис.3. План первого этажа гостиницы

Рис.4. Эркер-лоджия крупным планом

Рис.4. Эркер-лоджия крупным планом

    Выдвинутый лидерами конструктивизма принцип максимальной простоты форм присутствует в здании гостиницы. Так, его открытые эркеры-лоджии представляют собой образное выражение грубой монументальной идеи конструктивизма (рис. 4). Большой вынос этих элементов образует в уровне первого этажа галерею (рис. 5).

    Внешний облик здания отражает черты, характерные для периода советского конструктивизма: подчеркнутый геометризм форм, строгость оконных проемов и входов (рис. 6).

Рис.5. Вид галереи крупным планом

Рис.5. Вид галереи крупным планом

Рис.6. Вид фасада здания со стороны пр.Ленина

Рис.6. Вид фасада здания со стороны пр.Ленина

    Лаконичность в применении архитектурных деталей: двух портиков над главным входом в задние и закрытых балконов на фасаде на улице Огаркова и на проспекте Ленина (рис. 7).

 

Рис.7. Закрытые балконы на фасаде на ул. Огаркова.

Рис.7. Закрытые балконы на фасаде на ул. Огаркова.

    Группы колон дорического ордера органично дополняют строгий фасад здания. Здание строилось в период постепенного перехода от излишнего аскетизма архитектуры конструктивизма к умеренному обогащению фасадов элементами периода постконструктивизма и является объектом культурного наследия регионального значения как памятник архитектуры 30-х годов XX века и отражает черты советского конструктивизма и постконструктивизма.

    Библиография

    1. Городской архив г. Нижнего Тагила: Фонд 70-Р, Опись 2, Дело 766.

    2. Ле Корбюзье. Взгляды, достижения, проекты французского архитектора Ле Корбюзье.

    3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. [Текст] / С.О.Хан-Магомедов. – М., 1996.

 

Е.В. ДОМРАЧЕВА, Н.В. ФЕДЯШЕВА.

    Литература: Журнал "Архитектон: известия вузов", № 22 – Приложение, 2008.

 

 

Главная страница