Стиляги – удивительный феномен советской эпохи

Кадр из кинофильма "Стиляги"

Кадр из кинофильма "Стиляги"

    В 50-60-х годах сравнительно недавно ушедшего в историю XX века, в период, когда между Советским Союзом и капиталистическими странами существовал пресловутый "железный занавес", на танцплощадках популярных в Нижнем Тагиле парков культуры и отдыха им. А. Бондина и им. М. Горького часто можно было встретить парней, одетых в необычно яркую и пеструю одежду не нашего производства. У них были длинные, почти до плеч, волосы. Они хорошо танцевали вошедшие в моду американские танцы чарльстон, твист, буги-вуги. Этих молодых людей называли стилягами.

    Как сейчас помню, тагильские стиляги носили широкие в плечах клетчатые пиджаки, белые рубашки с узким воротником и длинные яркие галстуки к ним, узкие брюки – "дудочки" с шириной штанин 14 см, которые, конечно, надевались с трудом. На ногах у них были полуботинки на толстой микропористой подошве, широконосые и с округлыми мысами, носки красного или белого цветов, либо полосатые.

    На Лебяжке, где тогда жила наша семья, мне много раз приходилось видеть молодых людей, щеголяющих в черных костюмах западного образца, с узкими, в обтяжку пиджаками, в рубашках с галстуками-"бабочками", с сильно выставленными из рукавов манжетами, в узких черных полуботинках и белых носках. И надо сказать, что такой наряд был им к лицу. Они выглядели в нем франтами, а не карикатурно, как всегда изображали стиляг в сатирических журналах.

    В те же годы на Вые, на улице Фрунзе, мне однажды повстречались спешившие куда-то две миловидные девушки, стильно одетые. Обе были в длинных, до пят, узких цветных юбках, в красиво облегающих тело кофточкахи в туфлях на каблуках-шпильках. Прически – короткие, с крупно завитыми локонами по моде времен НЭПа и немого кино. Я пытался заговорить с ними, но они в ответ только засмеялись и прошли дальше.

    Некоторые стиляги смазывали волосы специальной мазью – "бриалином", чтобы они лежали гладко и эффектно блестели. Эта мазь свободно продавалась в парфюмерных отделах магазинов.

    Городская советская власть, партийные органы, комсомольские организации и пресса были весьма враждебно настроены по отношению к стилягам и вели целенаправленную работу по их перевоспитанию. Можно сказать, им была объявлена настоящая война: за одно появление на улице в стильной одежде могли даже арестовать на 15 суток, как за нарушение общественного порядка. Слово "стиляга" сделали нарицательным, ругательным и пренебрежительным прозвищем.

    Стиляг, словно врагов, представлявших угрозу для советской власти, обсуждали на общих и комсомольских собраниях, критиковали в газетах за ношение западно-европейской одежды, обвиняли в преклонении перед буржуазной модой и в отклонении от советской, которая была, увы, безнадежно устаревшей, консервативной. Стиляг фотографировали и помещали их снимки на видных местах с надписью: "Позор!"

    В центре города и на Вые, где в основном тусовалась молодежь, порой приходилось наблюдать, как милиционеры вместе с народными дружинниками вдруг без каких-либо оснований задерживали кого-нибудь из стиляг, отводили их в сторону и машинкой или ножницами состригали у них большие пряди волос, после чего отпускали. Парни поневоле вынуждены были идти в парикмахерскую. Конечно, это был произвол, вопиющее насилие над личностью, нарушение прав человека на неприкосновенность.

    А как же относилось к стилягам взрослое, умудренное жизнью население? Его представители находились полностью под влиянием советской идеологии и в силу возраста являлись консерваторами. Их раздражал экзотический вид стиляг, они ругали ребят за увлечение иностранной модой, обзывали "пижонами" и "лохматыми", хотя в сущности это были обыкновенные советские парни и девушки. Никакого вреда обществу они не причиняли, против власти не выступали, все где-то работали или учились. Их единственная "вина" заключалась только в том, что они стремились своим обликом походить на молодых людей, живущих на буржуазном Западе.

    Кстати, тагильские девушки охотно танцевали на площадках со стилягами, и даже считали это за особый шик, потому что у них можно было научиться модным танцам. Чарльстон и твист появились в Тагиле в начале 60-х годов, а буги-вуги и рок-н-ролл – уже в самом конце. Танцевали их разными стилями: "атомным", "канадским" или "тройным Гамбургским", по выбору. Парни и девушки во время танца много импровизировали, придумывая свои оригинальные движения.

    Новые танцы чуть ли не сводили молодежь с ума. Так, при первых же раздававшихся оглушительных звуках чарльстона или твиста юноши и девушки вихрем срывались с мест, бежали к центру площадки, становились друг против друга и начинали в бешеном темпе танцевать. В такт музыке они выделывали всевозможные "па": разводили и сводили каблуки, махали ногами, извиваясь, приседали и выпрямлялись вновь, наклоняли тело вперед, влево, вправо, махали руками, качали бедрами и двигали локтями, кружились и скакали друг перед другом. Пол под ногами ходил ходуном, над головами качались лампочки.

    Несмотря на то, что чужестранная одежда находилась под запретом, тагильские ребята быстро перенимали у стиляг ее атрибуты. Они переделывали свои широкие клеши в дудочки сами или заказывали себе в швейных мастерских брюки с узкими штанинами, иногда шириной всего в 12 см. Постепенно все парни стали ходить в узких брюках. Они доставали и носили обувь на толстой подошве, отращивали длинные волосы. Повернуть молодежь к советской некрасивой моде было уже невозможно.

    Однако к концу 1960-х годов волна массового увлечения молодежи стиляжничеством начала сходить на "нет". В 70-х появился новый, диаметрально противоположный стиль – "хиппи".

    Тагильские стиляги, невзирая на гонения и запреты властей, на унижения со стороны общества, не прогнулись, выстояли до конца.

Сергей ВЛАСОВ, краевед

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №22(205) от 11.06.2015.

 

 

Главная страница