Традиции мастеров продолжаются на Уралвагонзаводе

    Тагильская земля издавна славилась талантливыми мастерами, такими, как Егор Кузнецов, Иван Макаров, Ефим Артамонов, Фотий Швецов, Ефим Черепанов. Эти люди внесли весомый вклад в историю развития российской техники, их творчество способствовало ходу промышленного переворота в Горнозаводском округе.

    Своеобразным символом Нижнего Тагила является памятник отцу и сыну Черепановым работы скульптора Кондратьева и архитектора Сотникова, установленный 7 ноября 1955 года на центральной площади города. В 1959 году имя Черепановых было присвоено Нижнетагильскому горно-металлургическому техникуму (ныне колледж).

    Крепостные – отец Ефим Алексеевич и сын Мирон Ефимович Черепановы – в первой половине XIX века трудились в Нижнем Тагиле на Демидовских металлургических заводах. Они создали первый в России паровоз. Он был "пущен на колесопроводы" в августе 1834 года по проложенной железной дороге на паровой тяге протяженностью 3,5 км. Она была открыта раньше, чем Царскосельская, которая считалась первой в России.

    Всю свою жизнь, находясь при заводах, Черепановы видели, в каких непосильных условиях работали там люди. Крылатой фразой всей их жизни были слова, сказанные Ефимом Алексеевичем: "Сколько позволяют силы ума моего, стараюсь неослабно заводить машины для пользы заводов и для облегчения сил трудящихся".

    В 2004 году в рамках празднования юбилейных дат – 170-летия изобретения первого русского паровоза и 230-летия Ефима Черепанова был восстановлен макет паровоза. Нижнетагильским музеем-заповедником "Горнозаводской Урал" в адрес Уралвагонзавода (который занимался реставрацией) были переданы лишь описание изобретения и рисунок Амоса Алексеевича Черепанова, племянника Ефима Алексеевича, который продолжил дело по созданию паровых машин на тагильских заводах. К сожалению, первоначальная конструкторская документация не сохранилась.

    Первый макет (переданный на реставрацию на УВЗ) был изготовлен рабочими завода им. В.В. Куйбышева в 1948 году по заказу Московской киностудии для вступительной части картины "Сталинский Урал". Руководством завода было принято решение об изготовлении двух макетов паровоза: макета-памятника и действующего макета.

    Многие цехи Уралвагонзавода были привлечены к этой работе: чертежи выполнены конструкторами отдела 12, модели – в цехе 780, колеса отлили в 590-м, заклепки сделали в 125-м, детали вырезал 40-й, вальцевал 820-й, грунтовкой и покраской занимались в отделе 75. Изделие было собрано в цехе 815, там же были сделаны рельсы для макета. В сентябре 2004 года действующий макет впервые открывал выставку "Магистраль-2004".

Чертеж паровоза Черепановых

Чертеж паровоза Черепановых

    Тагильчане бережно хранят память об изобретателях Черепановых. Согласно указу губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя от 30 мая 1997 года создан региональный общественный фонд имени Черепановых и принято решение о присуждении премии и медали имени Черепановых. Первое присуждение премии имени Черепановых состоялось в Нижнем Тагиле в августе 1997 года в рамках празднования 275-летия Нижнего Тагила. С тех пор она присуждается ежегодно за достижения и разработки, получившие практическую реализацию или давшие экономический, социальный или другой эффект.

    В 2015 году лауреатами премии стали 20 инженеров.

Гозель ГАБДРАФИКОВА, сотрудник Выставочного комплекса УВЗ.

    Фото Ольги Пермяковой

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 14.08.2015, №31.

 

 

Главная страница