Нижний Тагил, зима, Рождество

    Как отмечали Рождество в России до революции 1917 года? Об этом написаны сотни журнальных статей и книг, есть информация и в Интернете. А как во время этого праздника менялась жизнь тагильчан?

    После длительного поста православные во всех населенных пунктах России начинали день Рождества со славления – славили Христа. Дарили окружающим подарки.

В гостиной зажиточного кустаря конца XIX века. Музей быта и ре-месел горнозаводского населения.

В гостиной зажиточного кустаря конца XIX века. Музей быта и ре-месел горнозаводского населения.

    По воспоминаниям тагильского краеведа Ивана Орлова, местные торговцы обязательно делали на Рождество подарки работающим у них продавщицам, горничной и кухарке, правда, щедрость даров зависела от настроения хозяев. А каждая домохозяйка пекла специальное угощение – белый плетеный калач для "пролубщика" (прорубщика), человека, который в зимнее время наблюдал за состоянием колодцев, "прорубей водоносных и для полоскания белья (рубашных)", чистил к ним подходы, убирал снег, огораживал елками для защиты от ветра… Кстати, прорубщику платили по 10 копеек с семьи за зиму.

    Одаривали на Рождество и ямщиков. В сборнике "Старый Тагил глазами краеведа", который на основе "орловских тетрадей" подготовила к печати профессор Татьяна Гуськова, есть информация о том, что ямщики ямской станции подрядчика Прокопия Дудина в конце XIX – начале XX веков каждый день ели разные каши и жареный картофель, утром и вечером им полагался чай с сахаром и топленым молоком, а "хлеба своей стряпни подавалось неограниченно". На Рождество для них готовили особый праздничный пирог с рыбой, грибами или капустой. На водку им хозяин денег не жаловал, а тагильчане давали.

    Кстати, как следует из воспоминаний того же Ивана Орлова, у жителей Тагила были свои продуктовые предпочтения: свинина особым спросом не пользовалась и появлялась в продаже обычно в период рождественской ярмарки. "На ярмарке были только мясо и рыба. Стягами мороженого мяса заполнялась почти вся Александровская площадь, – вспоминал Иван Абрамович. – Рыба дешевых сортов: щука, налим, окунь, ерш, плотва… Она хранилась большими буртами под брезентами. В период ярмарки между буртами мороженой рыбы и стягов мяса проехать по площади можно было лишь по диагонали".

В гостиной зажиточного кустаря конца XIX века. Музей быта и ре-месел горнозаводского населения.

В гостиной зажиточного кустаря конца XIX века. Музей быта и ре-месел горнозаводского населения.

    Для торговцев Рождество, как, впрочем, и Пасха, становилось двойным праздником – в разы увеличивалась прибыль магазинов. В сборнике "Старый Тагил глазами краеведа" есть такой пример: ежедневная выручка магазина предпринимателя и поставщика кондитерских изделий и колбас из своих мастерских Метцгера в праздники была больше ста рублей. При том, что в 1913 году колбасы стояли от 14 до 40 копеек за фунт, сайки – 5 копеек за штуку, любое пирожное – 3 копейки, сушки чайные – 20 копеек фунт…

    Отмечен краеведом Орловым и купец Евлампий Копылов, в доме которого несколько лет назад, уже в XXI веке, разместилась наша редакция. Иван Абрамович записал в одной из своих тетрадей: "Сколько помню, при устройстве общественной елки в заводском театре его фамилия стояла первой среди организаторов".

    Но, конечно, Рождество – это не только православный праздник, завершение поста и подарки. С этого времени разрешались игрища, вечерки, разные забавы. В материале научного сотрудника музея-заповедника Галины Осетровой читаем: "С начала ХХ века широкой популярностью в Тагиле пользовались святочные маскарады в заводском театре, купеческом клубе, в Выйском народном театре. Костюмы брали напрокат или мастерили сами. Чаще всего это были паяцы, клоуны, коломбины, пьеро, арлекины, успехом пользовались национальные костюмы. В клубах устраивали спектакли, в том числе и детские. С Рождества начиналось в Тагиле катание на лошадях, с гор, на "катушке" – тип карусели по льду, которая устраивалась на Тагильском пруду. На обоих прудах и у Вогульских кузниц заливали катки для любителей катания на коньках".

    И, опять же, у Ивана Орлова читаем: "Коньки были у редких детей. …Катались по дорогам на самодельных колодках из березового полена. С помощью шнурков колодки крепились к пимам. Иногда в колодки вделывали обух старой косы, заменявший лезвие стального конька. Зимний каток общего пользования делали на Тагильском пруду. Входной билет стоил 5 копеек, сезонный – 50. …Комнатных общих игр было немного. Они проводились в зимние школьные каникулы на святках. Самой распространенной была игра "в пешки". Из липовых палок толщиной 2 см нарезали кубики и раскалывали пополам. Их делили поровну между играющими. Каждый рассыпал свои пешки перед собой и щелчком пальцев старался выбивать по одной".

    Молодежь развлекалась на вечерках: собирались в одной избе, в ожидании гармониста сидели на лавках вдоль стен, делились новостями, грызли семечки, потом начиналась часовая кадриль с разными фигурами, танец "звездочка" часа на полтора, игры...

    Все это было 100 лет назад и уже ушло в прошлое.

Людмила ПОГОДИНА.

    Фото Сергея Казанцева.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.01.2016.

 

 

Главная страница