Завод и музей

    В год 80-летия Уралвагонзавода в серии "Национальное достояние России в Уральском федеральном округе" вышла книга "УВЗ. Завод и музей" о памятниках индустриальной культуры, которые расположены на территории головного предприятия корпорации УВЗ, и связанных с ними легендах. Полноцветный альбом-исследование с большим количеством иллюстраций и фотографий, с авторскими историческими очерками на русском и английском языках издан к юбилею Уралвагонзавода. Авторами книги стали сотрудники Выставочного комплекса Алла Пислегина, Ольга Гурская и научный редактор отдела по связям с общественностью Сергей Устьянцев. Сегодня издания, аналогичного по замыслу, в России нет.

    Новое издание рассказывает о промышленной архитектуре крупнейшего в мире машиностроительного комплекса – эпохе конструктивизма, о классике сталинской эпохи и появление имперского стиля на предприятии. Читатель узнает, как повлияли новые производственные задачи 1960-1980-х гг. на архитектуру вновь построенных цехов. Глава "Индустриальная культура в металле" расскажет о коллекции музея УВЗ – танках, вагонах, высокотехнологичном оборудовании. Отдельные разделы книги будут посвящены современной экспозиции музея и его планам на будущее, а также коллекции живописи Уралвагонзавода.

    Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги.

***

    Любое дело основано на прочных традициях и уважении к собственному прошлому. Забота о сохранении индустриального наследия на Уралвагонзаводе проявляется и в поддержании архитектурных особенностей исторических зданий цехов; и в документальном архивировании и фотофиксации важнейших событий в жизни коллектива; и в собирании заводским музеем воспоминаний и предметов быта заводчан; и в ретроспекции образцов продукции а также оборудования и оснастки уходящих в прошлое технологий… И в большой просветительской работе.

    Мелочей здесь не бывает. Вот только один пример – заводской гудок. Он был введен 1 сентября 1936 года приказом первого директора Уралвагонзавода Г.З. Павлоцкого "в целях единовременного начала и окончания работ по сменам во всех цехах завода". Первый гудок (один продолжительный) подавался в 7:00 второй – в 8:00 (два коротких)

    Окончание работы первой смены и начало второй оповещалось одним продолжительным гудком в 16:00 окончание второй и начало третьей смены отличалось сигналом гудка в 24:00.

    В сложные 1990-е годы руководство предприятия попробовало отменить заводской гудок. В течение нескольких дней он не подавался Тогда генеральному директору Уралвагонзавода стали поступать многочисленные письма от жителей города с требованием вернуть гудок – без него жизнь стала казаться тревожной. Пришлось восстановить все как было.

***

    Для украшения конференц-зала самодеятельным художником И.И. Воскобойниковым в 1946 году на холсте был написан один из вариантов полюбившейся уралвагонзаводцам картины "Седой Урал кует победу" В 1985 году картина была передана в музей истории Уралвагонзавода Она стала символом Урала времен Великой Отечественной войны.

"Седой Урал кует победу"

"Седой Урал кует победу"

    Очень интересна история создания образа. Идею плаката или картины, которая бы отражала труд тысяч людей в глубоком тылу, художник вынашивал несколько месяцев. Случайная встреча весной 1943 года на берегу лесной речки Исы (по-вогульски – тень), протекающей в семи километрах от Дзержинского района, и подсказала композицию будущей картины. "Там седой и крепкий старик-смолокур топором и кувалдой лихо расправлялся с вековыми пнями для заготовки древесного угля. Он же гнал и березовый деготь. При свете костра я пытливо запоминал его русское худощавое лицо, озаренное пламенем. Оно и дало мне образ мастера оружейных дел", – писал художник в своих воспоминаниях через тридцать лет после окончания войны. А впервые он претворил замысел в рисунке, который вошел в огромную книгу "Рапорт товарищу Сталину от тагильчан" 1943 года, богато оформленную художниками города в стиле древнерусских летописей. Обложку украшал бронзовый барельеф художественного литья. До наших дней дошло три экземпляра исторической книги. Одна была преподнесена Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину и позже передана в Центральный музей революции (сейчас Центральный музей современной истории России), две других хранятся в Нижнетагильском музее-заповеднике "Горнозаводской Урал" и Выставочном комплексе Уралвагонзавода. В том же 1943 году художник написал картину на фанере клеевыми красками для кабинета директора Уральского танкового завода Ю.Е. Максарева. В правом верхнем углу работы есть такая же надпись, как и на рисунке из "Рапорта товарищу Сталину от тагильчан": "Седой Урал хранит вековые русские традиции". Эта работа сейчас висит в кабинете начальника кузнечного цеха. Вероятно, в конце 1940-х годов, когда для обновленного конференц-зала заводоуправления Иван Воскобойников написал новый вариант картины, старый образ вернули в художественные мастерские, которые располагались на верхнем этаже бытовых помещений кузнечного цеха. Оттуда картина и попала в кабинет начальника. В 1944 году художник написал на фанере клеевыми красками еще один вариант – для краеведческого музея. В композицию новой работы дополнительно ввел образ завода на заднем плане в горах.

Интерьер пешеходного тоннеля. 1960-е годы

Интерьер пешеходного тоннеля. 1960-е годы

    Вернувшись в Харьков, через много лет Воскобойников для музея Машиностроительного завода имени В.А. Малышева написал последний вариант "Седого Урала". Но стерлись из памяти художника суровые краски уральской природы, исчезло с полотна ощущение напряженности, жесткости военной поры. Потому и работа получилась светлой, радостной, в ней уже – сочность и яркость красок украинских пейзажей.

    Иван Игнатьевич скончался на Украине в 1980 году. Хочется верить, что его знаменитая картина еще переживет многие поколения: могучий старик-кузнец, будто поднявшийся из недр горы, без устали кует огромный меч. Он спешит – Родина ждет помощи!

    Вдохновленные Победой в Великой Отечественной войне и верой в лучшую жизнь уралвагонзаводцы с энтузиазмом восстанавливали вагоностроительное производство, обустраивали территорию района и завода, где жили и работали. Все архитектурно-парковые ансамбли, созданные в конце 1940-х – в 1950-х годах, являются украшением и самого Уралвагонзавода, и Вагонки.

***

    17 апреля 1948 года исполняющий обязанности директора завода № 183 И.В. Окунев подписал приказ с программой благоустройства заводской территории общего пользования (т.е. неприписанной к определенным цехам и отделам). В соответствии с ним проведение работ разбивалось на очереди. Все необходимые планировки и проекты готовили управление капитального строительства и отдел главного архитектора, осуществлением программы занимался хозяйственно-строительный (дорожный) цех, а для выполнения работ выделялись 300 военнопленных.

    В конце 1940-х годов на массовых субботниках коллективы цехов, отделов и служб завода чистили участки вдоль заводских улиц, вокруг зданий и сооружений. Вся огромная территория завода в 1940-е – 1950-е годы была превращена в редкий для Урала по количеству зеленых насаждений и южных деревьев и кустарников сад. И вот уже более полувека уралвагонзаводцы с завидным прилежанием ухаживают за всем этим зеленым великолепием. На главной улице завода, простирающейся с юго-запада на северо-восток, у здания вагоносборочного корпуса справа от выхода из тоннеля прекрасно себя чувствуют и даже плодоносят огромные грецкие орешники. Посажены они были на теплотрассе, поэтому наши уральские холода им нипочем.

Территория Уралвагонзавода

Территория Уралвагонзавода

    Территорию завода украшают серебристые пирамидальные тополя и дубы, голубые ели и невежинская рябина барбарис и туя. Ежегодно летом высаживаются десятки тысяч цветов, своим многоцветием радующих глаз тружеников предприятия. И, конечно же, хочется вспомнить о человеке, которому предприятие обязано своей столь разнообразной флорой. Во второй половине 1940-х годов на заводе была введена должность главного садовника. Им стал уроженец Винницкой области Украины агроном по образованию Иван Бойко. Именно под его руководством и был устроен этот роскошный сад на промышленном предприятии.

    На большой площади между Центральной проходной и торжественным зданием входа в пешеходный тоннель был устроен фруктовый сад. Уралвагонзавод на Свердловской селекционной станции закупил лучшие районированные сорта яблонь и груш. Урожай фруктов ежегодно передавался в заводской детский дом что работал на Пихтовых горах в 1946-1952 годах.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.08.2016, №31.

 

 

Главная страница