Цветочный секрет Ольги Матуковой

    Ольга Александровна Матукова – известный в уральской лаковой росписи по металлу автор.

    Ее творческий путь начался в 1983 году в СПТУ № 49, куда она поступила на отделение росписи подносов, которым заведовала Алевтина Яковлевна Смолина.

    В 1984 году молодую художницу приняли на работу в цех завода "Эмальпосуда" мастером 3-го разряда по росписи подносов. Расписывала цветочные подносы. Позже ей доверили писать новую для того времени разработку – рябинку.

    Цветы Ольги Александровны, которые она любит рисовать больше всего, отличаются от традиционных тагильских розанов. Они очень узнаваемы: георгины, астры, циннии, ирисы. По словам мастера, "цветок должен быть пышным, живым, "встрепанным", чтобы казалось, будто дует ветер, и цветы летают. Они должны быть обязательно в движении. Цветок должен быть живой, но сказочный, как будто бы сказка ожила". За эти отступления от традиционной цветочной росписи руководство цеха неоднократно критиковало Ольгу Александровну, но мастер отстаивала свой взгляд на творчество, ей хотелось создавать что-то новое и непривычное. В букеты мастера удачно вписываются и ягоды клюквы, и рябинка, а как сочно и аппетитно выглядят фрукты – гранат, апельсин, лайм!

    На сегодняшний день, кроме росписи подносов, изделий из дерева, проведения мастер-классов, Ольга Александровна по своей инициативе занимается с учащимися школы № 25, где обучается ее сын, преподает основы художественной росписи детям.

    Ольга Александровна Матукова (Позднякова) родилась 26 августа 1966 года в Нижнем Тагиле. Отец – Александр Яковлевич, работал на НТМК, мать – Жанна Федоровна, обучала детей английскому языку в школе № 33, а затем работала с глухонемыми ребятишками.

    Рисовать Ольга всегда очень любила, но в детстве этим специально не занималась, потому что главным увлечением в школьные годы стала для нее художественная гимнастика, где она добилась присвоения ей звания кандидата в мастера спорта. Однако любовь к рисованию тоже не оставляла. Очень манил любимый яркий синий цвет – ультрамарин.

    Кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь Ольги, если бы на один из праздников Александру Яковлевичу друг не подарил поднос, который нарисовала его дочь – Ольга Витальевна Апаницына (Романова), работавшая в то время на заводе "Эмальпосуда". Этот подарок и определил судьбу будущего мастера.

    В 1984-м, после окончания профессионального училища № 49, Ольга пришла в цех завода "Эмальпосуда" художником 3-го разряда по росписи подносов. Ее наставницей в первый месяц работы была мастер Алла Кардюкова. Первая норма в цехе, установленная для начинающей художницы, составляла 2-3 подноса за смену. Эти круглые подносы с цветочной росписью носили название "Уральские". Позже ей доверили писать новую для того времени разработку – рябинку.

     

Цветочный секрет Ольги Матуковой

Цветочный секрет Ольги Матуковой

    У Ольги Александровны с первого дня на заводе "Эмальпосуда" проявился свой индивидуальный почерк, который иногда не находил одобрение художественных руководителей. Её цветы отличались от традиционных тагильских розанов. Они были узнаваемы: георгины, астры, циннии, ирисы. За эти отступления от традиции руководство цеха периодически критиковало Ольгу Александровну, но она отстаивала свой взгляд на творчество. Сначала Матукова составляла композиции в светлой нежно-бежевой гамме, но позже ей пришлось отказаться от этих чистых тонов из-за технологических трудностей. При покрытии лаком поверхности подноса белый цвет желтел, а светлые оттенки, например, светло-красные и светло-сиреневые, горели в печи. Хорошо получались яркие цвета: желтые, розовые, красные, синие, фиолетовые. Именно их мастер и стала использовать в своем творчестве.

    Несмотря на то, что ее цветы выполнены очень тонко, нежно, изящно, художница пишет их толстой кистью № 10 или № 8. Секрет Ольги Александровны состоит в том, что она работает одним ребром кисти, т. е. берет белую и цветную краску с двух сторон одного ребра кисти, что дает очень тонкий мазок с "разбелом". Ольга Матукова работает только двойным мазком, который, по её словам, "универсален, из него можно сделать невозможные вещи".

    Написанные Матуковой цветы, при сохранении в них традиционной установки на фантазийность образа и двуцветный мазок, обладают очень выразительной динамичной фактурой поверхности, позволяющей не только передать динамику движения, но и показать образ в развитии связанных с ним авторских аллюзий.

Ольга ЛОШАГИНА, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №32(262) от 15.09.2016; №33(263) от 22.09.2016.

 

 

Главная страница