Неугасим уральский "Светоч"

    Старейшим светочем культуры на Урале" назвал в 1912 г широко известный ученый-металлург, член-корреспондент Академии наук В.Е. Грум-Гржимайло Нижнетагильское горнозаводское училище. Более чем за полвека до этого пермский губернатор в докладе царю вынужден был признать: "Более всех других достойно замечания Нижнетагильское заводское училище, где воспитанникам, кроме предметов, преподаваемых во всех школах, преподают познания по горной части, в пользе чего я убедился при посещении Нижнетагильского завода, где почти все работы производятся под руководством крепостных людей". Заметим к этому, что тогда это училище было единственным в России, где дети крепостных получали техническое образование.

    А уже в последней четверти истекшего столетия выдающийся ученый, Герой Социалистического Труда, академик Н.В. Мельников в книге "Горные инженеры" писал: "В техническом развитии горнопромышленного Урала на протяжении всей его многолетней истории большую роль играли выпускники старейшей в нашей стране горнозаводской школы - Нижнетагильского горно-металлургического техникума. Это учебное заведение по своему возрасту и значению для Урала сопоставимо с Фрайбергской горной академией. Примерно до середины 30-х годов нашего века, когда горных инженеров было мало, многие ключевые позиции технического руководства рудников Урала успешно занимали выпускники этого учебного заведения. В послевоенные годы Нижнетагильский горно-металлургический техникум превратился в крупнейшее среднетехническое учебное заведение".

    Нижнетагильский горно-металлургический колледж, как он именуется ныне, является преемником горнозаводского училища, которое возникло в начале XVIII в. и прошло длительный путь развития в тесной связи с уральской металлургией, с заводами Нижнего Тагила.

    В 1701 году Невьянский завод - "колыбель всех уральских заводов" - дал первый уральский чугун. В 1702 г владельцу этого завода Никите Демидову Петр I указал, чтобы при том заводе "школы были построены". В соответствии с этим указанием 6 декабря 1709 года при Невьянском заводе было открыто училище под названием "цифирная школа".

    Невьянская цифирная (арифметическая) школа (1709-1758 гг.) существовала "для грамоты, для счисления и руководства к заводскому делу". Она готовила конторский и технический персонал.

    В 1758 году Невьянская школа переводится в Нижний Тагил, куда к тому времени переместился заводской центр Демидовых. Нижнетагильская арифметическая школа (1758-1806 гг.) продолжила Невьянскую школу. В 1806 году эта школа преобразуется в четырехклассное училище, переводится в район Выйского завода и получает название "Выйское заводское училище" (1806-1862 гг.) с подчинением министерству просвещения. Претерпев еще одно преобразование и новое перемещение в район Нижнетагильского завода, реальное училище (1852-1896 гг.) с 1896 г стало именоваться горнозаводским училищем, целью которого было "подготовление сведущих лиц по разным специальностям горнозаводского дела, не требующим высшего технического образования". В этом статусе оно и просуществовало до 1917г.

    Нижнетагильское горнозаводское училище - первая в России горнозаводская школа. Контингент училища составлял до 40 человек в XVIII в. и до 160 человек в первой половине XIX в., все они были детьми крепостных людей, занятых на заводах Демидовых. Это училище было поистине только заводским. В нем преподавались предметы, знание которых необходимо было техническому персоналу металлургических заводов и рудников: математика, специальное черчение и рисование, бухгалтерия, законоведение, физика, химия, механика, горное искусство, металлургия, геодезия, маркшейдерия, лесоводство, иностранные языки и т.д. Ученикам прививались практические навыки. Для этого с первой половины XIX в. при училище имелись технические кабинеты, учебные мастерские и даже огород и скотный двор, которые обслуживались учащимися. Специальные предметы в училище преподавали ведущие технические руководители местных предприятий. Они же руководили практическими занятиями учеников на предприятиях и в конторах.

    Большинство учителей были выпускниками этого же училища. Некоторые продолжали учебу в высших учебных заведениях России и стран Западной Европы. Многие из поколения в поколение учились и преподавали в училище: Швецовы, Ерофеевы, Турыгины и другие. В 30-40-х годах XIX в. здесь преподавали замечательные русские крепостные механики Черепановы - творцы первой в России железной дороги, паровых машин, различных станков и заводских устройств, Мирон Ефимович возглавлял практический класс заводского училища. Его отец, Ефим Алексеевич, обучал учеников Выйского училища черчению планов.

    Занятия, проводимые Черепановыми, способствовали улучшению практического обучения. С этого времени ученики осваивали столярное, слесарное, токарное, кузнечное и литейное дела, а также устройство машин.

    Черепановские традиции в этом училище продолжили К.П. Поленов, К.А. Костылев, В.Е. Грум-Гржимайло, Г.А. Тиме, И.А. Гамильтон, И.П. Залесский, А.Ф. Головин, ставшие известными деятелями в области металлургии и горного дела. Работая на Нижнетагильских заводах, они преподавали в училище специальные предметы.

    Среди выпускников училища того времени было немало талантливых горняков, металлургов, механиков и специалистов других отраслей. В числе их Аммос Черепанов - механик, изобретатель первого парового трактора; Ф. Звездин - искусный литейщик, скульптуры которого хранятся в музеях России, в т.ч. в Эрмитаже: Ф. Швецов - известный инженер-металлург и механик; А. Любимов - механик, проектировщик известной на Урале водоотливной машины; Худояровы - талантливые художники; К. Луценко - архитектор.

    Имена Ефима и Мирона Черепановых увековечены не только в названии учебного заведения, но и в 1996 году была учреждена их именная стипендия для студентов 2-5-го курсов.

    В конце XIX столетия Демидовы, ссылаясь на "оскудение в средствах", отказались отпускать деньги на содержание училища, и с 1887 года оно финансировалось за счет отчислений из зарплаты служащих и рабочих заводов Нижнетагильского округа.

    Пережив трудные для училища годы гражданской войны, в период которых (с осени 1918 года) оно было закрыто, а его здание занято белогвардейцами под воинский постой, училище вновь начало функционировать с осени 1920 года.

    Осенью 1921 года училище реорганизуется в Высший горнозаводской практический институт, но вскоре (с июня 1922г) по решению уполномоченной комиссии представителей профсоюзов и хозяйственных организаций Среднего Урала стало именоваться сначала горнозаводским, а затем горно-металлургическим техникумом.

    В середине 20-х годов по инициативе комсомольцев и их активном участии была проделана большая работа по восстановлению техникума и укреплению его учебно-материальной базы. Комсомольцы поставили дело так, что техникум обходился без уборщиц и другого обслуживающего персонала. Обширный пустырь перед фасадом здания со следами заброшенного кладбища был засажен березами и лиственницами. Ныне эта зеленая роща украшает центр города.

    В довоенные пятилетки, наряду с развитием города, вырос и техникум. В него влились Туринский горный и Алапаевский горно-металлургический техникумы, открылись новые специальности. За период с 1920-го по 1941-й годы техникум подготовил 1200 специалистов. Они восстанавливали старые и строили новые предприятия, активно участвовали в индустриализации страны, строили Днепрогэс, принимали непосредственное участие в выпуске первых советских тракторов и блюмингов, проектировали и строили шахты и доменные печи и даже руководили работами по золочению звезд Московского Кремля.

    В суровые годы Великой Отечественной войны горно-металлургический техникум продолжал готовить специалистов и оказывал посильную помощь фронту. Он предоставил часть здания Криворожскому горнорудному институту, эвакуированному с Украины. По решению Государственного комитета обороны был достроен учебный корпус. Учащиеся работали в колхозах и на промышленных предприятиях, собирали теплые вещи и деньги в помощь армии. За сбор средств на строительство танка "Советский студент" Верховный главнокомандующий объявил учащимся и преподавателям техникума благодарность. 300 воспитанников и преподавателей учебного заведения сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 74 из них погибли в боях.

    Техникум гордится своим воспитанником - Героем Советского Союза, летчиком-штурмовиком Анатолием Шмаковым. Как отмечено в наградном листе, им уничтожено 4 танка, 76 автомашин, 15 железнодорожных вагонов, 7 батарей полевой и зенитной артиллерии. Многие годы проработали в учебном заведении И.Н. Симонов - участник парада Победы в Москве 1945 года, Е.И. Чернавская -медицинская сестра прифронтового госпиталя, П.И. Злыгостев и другие.

    Послевоенный период (1946-1960 гг.) характеризовался дальнейшим расширением учебно-материальной базы техникума. Открылись вечернее и заочное отделения, построены общежития и второй учебный корпус, открылись учебно-консультационные пункты в нескольких городах РФ. Серьезное внимание было уделено улучшению бытовых условий учащихся.

    В 70-80-е годы ежегодный контингент студентов составлял от 2 до 3,6 тысячи человек; консультационные пункты заочного отделения открылись в Кушве, Ижевске, Алапаевске, Новосибирске.

    В этот период опыт техникума по отдельным направлениям работы был использован более чем в двухстах средних специальных учебных заведениях России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Прибалтики и даже в Болгарии.

    С 1991 года техникуму присвоен статус колледжа, и педагогический коллектив, в котором работают пять заслуженных учителей Российской Федерации, 15 почетных работников среднего профессионального образования РФ, 35 педагогов высшей и 1 категорий, продолжает сохранять и приумножать славные традиции старейшего горно-металлургического учебного заведения России. Впервые в регионе при техникуме организована предпрофильная подготовка школьников, позволяющая ознакомить их с горными металлургическими специальностями и осознанно выбирать будущую профессию. Сейчас в 7-9-х классах профильной школы обучается 290 человек, подавляющая часть их затем продолжает обучение в колледже. С 1989 года лучшие студенты техникума направляются в технические вузы на 3-й курс в соответствии с полученной специальностью и успешно их заканчивают

    Этот почин непрерывного образования был подхвачен рядом средних и высших учебных заведений Уральского региона.

    За период существования техникума выпущена около 40 тысяч специалистов. И мы не без основания гордимся своими воспитанниками, среди которых два Героя Советского Союза, 13 Героев Социалистического Труда, известные стране общественно-политические деятели, лауреаты Государственных и именных премий, сотни ученых, тысячи изобретателей и руководителей разных рангов, вплоть до начальников главков, директоров и главных инженеров крупных предприятий.

    Наши специалисты работали на всех континентах планеты, не исключая и Антарктиды, в качестве капитанов кораблей бороздили моря и океаны. Это наш выпускник - горный электромеханик, ныне доктор исторических наук Вадим Старков - написал двухтомную монографию "Очерки истории освоения Арктики" и доказал, что первыми на островах Шпицберген побывали русские поморы.

    Мы были основной базой подготовки молодых специалистов для наших промышленных предприятий - Нижнетагильского металлургического и Высокогорского горно-обогатительного комбинатов.

    С распадом СССР, реорганизацией отрасли, со сменой министерств, акционированием предприятий тесная партнерская связь колледжа с горно-обогатительным и металлургическим комбинатами никогда не прерывалась.

    В целях упорядочения оказания помощи и поддержания в работоспособном состоянии учебных кабинетов и лабораторий они были закреплены приказом по комбинату за подшефными структурными подразделениями. Была разработана широкая программа о совместной работе ОАО "НТМК" и колледжа на 2001-2005 гг. Согласно этой программе, ежегодно заключаются договоры о подготовке и организованном наборе специалистов со средним профессиональным образованием. Все это позволяет качественно проводить производственную часть учебного процесса. Такие договоры служат основой для развития различных форм сотрудничества.

    С целью получения высококвалифицированных специалистов ежегодно на металлургическом комбинате студенты колледжа проходят не только производственную практику, но и практику для получения первичных профессиональных навыков. НТМК является базовой площадкой для проведения уроков на производстве по спецдисциплинам.

    Регулярно проводятся конференции и встречи студентов с ведущими специалистами комбината как на базе колледжа, так и комбината. Хорошей традицией стало торжественное вручение дипломов молодым специалистам управляющим директором комбината С.К. Носовым.

    НТМК участвует и в решении социальных проблем колледжа. Сюда относятся доплаты преподавателям колледжа, санаторно-курортные путевки, безвозмездная помощь в содержании и ремонтных работах, тиражирование учебно-методической литературы. Таким образом, между колледжем и металлургическим комбинатом хорошие деловые и дружеские отношения.

    Не за горами и круглая для коллектива дата - 300-летие со дня рождения. Мы убеждены, что к этому празднику весь многотысячный коллектив студентов, преподавателей и выпускников Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени Е.А. и М.Е. Черепановых добьется новых успехов и достижений.

В. МИГУНОВ.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 20.11.04.;23.11.04.;25.11.04.

Главная страница