Сергей ВЕСЕЛКОВ: "Мастер по росписи подносов – профессия благодарная"

    Мастер по росписи подносов и педагог Сергей Веселков тагильчанам хорошо известен. Его произведения становились участниками многих выставок и призерами различных конкурсов. И вот очередная победа, на этот раз во Всероссийском фестивале-конкурсе "Туристический сувенир – 2017".

    Чем интересен этот конкурс для мастеров? Как современная публика реагирует на подносы с тагильской росписью? Об этом мы и спросили у мастера.

    – О конкурсе я узнал еще в 2016 году, – пояснил Сергей Веселков. – Тогда финал проходил в Ярославле, а Нижний Тагил представляли Елена Сергина и Елена Прошко, их работы были отмечены дипломами. В 2017-м региональный конкурс Всероссийского фестиваля проводили в Екатеринбурге. Грех было не принять в нем участие: нет гарантии, что следующий региональный этап тоже будет в Свердловской области, а не в Перми или Тюмени. Ведь на поездки мастера тратят свободное время и личные финансовые сбережения: дорога, гостиница, другие затраты.

    Я заявил пять работ в три номинации. Круглый поднос "Две ящерки" завоевал первое место в номинации "Сувенир региона". Мастера, получившие дипломы победителей в региональном конкурсе, должны были лично присутствовать на финале в Кирове и защищать свои работы перед жюри, в составе которого аж 13 человек. Я поехать не мог, но отступать некуда, поэтому попросил съездить сына. Он выставил работы, отправил мне фото по WhatsApp, так и общались между подходами жюри. Было волнительно, интересно и забавно! Итог – первое место. В данной номинации заявили 50 работ, приехали – 18. Моих было две – одна на подставке, вторая в упаковке. Обе куплены членами жюри.

    Участие в таких конкурсах, конечно, учит. Во-первых, получаешь замечания, советы, рекомендации от компетентного жюри. Во-вторых, смотришь на творчество других мастеров, видишь что-то новое, заряжаешься идеями и замыслами.

Сергей Веселков.

Сергей Веселков

    – А почему вы выбрали эту интересную, но трудоемкую, затратную, не всегда востребованную и благодарную профессию – мастер по росписи подносов?

    – Еще учась в школе, по тагильскому радио услышал репортаж о мастерицах, пишущих цветы на подносе. В 1980 году пошел учиться в СПТУ №49 на специальность "художник по росписи подносов и посуды", через год поступил на худграф, где на тему подносов выполнял курсовые работы и дипломную. В 1988 году после службы в армии пришел на завод "Эмальпосуда" в творческую группу. Профессия благодарная. В этом ремесле есть какой-то магнетизм.

    В данный момент работаю учителем ИЗО, черчения и технологии в школе № 41. Учу детей видеть мир по-своему, отличать белое от черного, находить прекрасное и пытаться исправить уродливое. С детскими работами участвуем в выставках. Есть масса идей, которые хотелось бы воплотить.

    – В чем, по-вашему, уникальность тагильских подносов с росписью? На какие проблемы промысла стоило бы обратить внимание?

    – Уникальность тагильских подносов на стадии становления промысла была в их интересных формах разного размера и, конечно, в росписи. Ведь поднос стал еще рекламой тагильского металла. Сейчас, к сожалению, за исключением единичных экземпляров (поднос-гигант, несколько больших подносов, изготовленных на УВЗ), интересных форм нет. Запасы интересных форм у мастеров заканчиваются, а новые формы "для массовки", которые сейчас появились, мне как-то не нравятся. Нет единой стратегии в этом вопросе, единой городской программы по развитию и поддержке нижнетагильского подносного промысла, все пока как-то эпизодически.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА СЕРГЕЯ ВЕСЕЛКОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.12.2017.

 

 

Главная страница