Как рождалась "школа будущих техников"

    К машиностроительному техникуму на Вагонке особое, доброе отношение, и это сразу же почувствовал пришедший в коллектив несколько лет назад нынешний руководитель учебного заведения, а точнее - декан НТМТ ФСПО НТИ (ф) УГТУ-УПИ Леонид Анатольевич Литвинов (сегодня техникум - факультет среднего профессионального образования этого вуза). Каждый третий работник ФГУП "ПО Уралвагонзавод" - выпускник "машинки", а центр Дзержинского района просто невозможно представить без здания машиностроительного техникума. Его возвели в 1957 году. Само учебное заведение - гораздо старше: 2005 год для машиностроительного техникума юбилейный - ему исполнилось 70 лет!

Группа первого набора дневного отделения 1939 года.

Группа первого набора дневного отделения 1939 года.

    Но не всегда машиностроительный техникум назывался именно так. Как же все начиналось? Оказывается, НТМТ рождался дважды. В июне 1931 года началось строительство будущего гиганта - Уралвагонзавода. А уже через полгода, в декабре, в нескольких разрозненных помещениях, а затем и в специально построенном бараке в центре города, на пересечении улицы Карла Маркса и Библиотечного переулка, открылся вечерний вагоностроительный техникум. Контингент был небольшой - всего 60-70 учащихся, но вот специальности, которым здесь начали обучать - "Вагоностроение" и "Технология машиностроения", - нужны были в муках рождающемуся вагонзаводу как воздух. В качестве преподавателей широко привлекались спецы из проектно-технологического отдела Уралвагонстроя.

    Однако просуществовал техникум недолго. В те годы в моде были всяческие кампании. В 1933 году началась очередная - по борьбе с "карликовыми" учебными заведениями. Именно таким был признан и вагоностроительный техникум. А потому... ликвидирован.

    Но уже в самом скором времени стало ясно - поспешили! Да еще вождь народов заявил: "Кадры решают все!" Этот сталинский лозунг определил второе рождение "школы будущих техников". Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 августа 1935 года за №1742 в титульный список учебных заведений системы Народного комиссариата тяжелой промышленности при УВЗ был включен машиностроительный вечерний техникум. Обучение предполагалось без отрыва от производства на трех отделениях: сварочном, литейном и сборочно-монтажном. Осенний набор 1935 года был утвержден в количестве 150 человек, И вот 7 сентября 1935 года начались занятия: техникум по-настоящему родился!

    Попробуем мысленно заглянуть в те барачные аудитории и представить себе, как выглядели первые студенты, во что были одеты, о чем мечтали, были ли сытыми, чего боялись... Увы, первый сохранившийся приказ по техникуму - только от 14 апреля 1936 года. Однако кое-какое представление о студенческой жизни тех лет он дает. Читаем: "За отличные показатели в учебе, посещаемость, примерную дисциплину и активное участие в общественной жизни техникума ко дню 1 Мая премировать следующих: 1 курс "Б" - Кадыков К.Г. Председатель студкома. Премировать логарифмической линейкой и 50 руб. на приобретение готовальни. 2 курс - Колосовский А.Д. Староста. 50 руб. на приобретение готовальни". Надо полагать, упомянутые в приказе были на седьмом небе от счастья. Собственная логарифмическая линейка для будущего техника - такое богатство!

    А между тем Уралвагонзавод все больше набирал обороты, один за другим вступали в строй новые цехи. Перемены - и в техникуме. С февраля 1939 года он именуется в приказах уже не вечерним, а просто вагоностроительным с двумя специальностями на дневном отделении: "Монтаж и сборка вагонов" и "Сварка". В приказах появляются первые упоминания о студенческих стипендиях.

    Двоечники претендовать на них не могли. Троечники могли рассчитывать на стипендию в 55 рублей. А при 40% хороших отметок и 60% отличных выплачивалось 75 рублей. ( К слову, спортивные ботинки до войны стоили 80 руб.) Но для получения стипендии нужно было предоставить справки "о количестве членов семьи, заработке, имуществе: лошадь, корова, если есть таковые".

    А вот и неприятное новшество - впрочем, сегодня этим вряд ли кого удивишь.

    С ноября 1940 года в соответствии с постановлением Совнаркома в техникуме была введена плата за обучение - 150 рублей в год. Все первокурсники с ноября 1940 года со стипендии снимались. Уже в этом месяце за неуплату за обучение на вечернем отделении были отчислены 26 человек.

    В техникуме удлиняется учебное время. Если рабочий день в феврале 1939 года начинался в 9 утра и заканчивался в 22 часа, то в апреле занятия заканчивались уже в 23.30.

    Что же касается дисциплины... Нет, уважаемые студенты XXI века, вы не первые, кто вынужден подчиняться установленному распорядку. Ваши предшественники тоже подчинялись прописанным в приказах правилам поведения. Например, "галоши и пальто снимать сразу же у раздевальни..." Для тех времен это было очень актуально.

    И вот, наконец-то, свершилось! В октябре 1939 года первые десять человек получают дипломные задания и распределяются по цехам, за исключением студента X., который предупрежден за "хвосты". А 19 февраля 1940 года после защиты дипломов выходит приказ о том, кого считать окончившими техникум. Диплом с отличием получил один из одиннадцати - Николай Алексеевич Половников (всю жизнь он проработал на УВЗ, был начальником цеха, заместителем директора по котельному производству, главным экономистом завода.)

    Жизнь выпускников (и благосостояние!) менялась резко. Вот что написал в мае 1940 года директор техникума С.Г. Костюков в статье "Среднее техническое и общее образование - рабочим завода": "Ранее работавший чернорабочим Столь сейчас является технологом заготовительного цеха и получает зарплату 750 рублей. Работают мастерами: товарищи Рутман, Селезнев, Ланда, Ковтуненко (получают по 700 рублей)".

    В 1942/43 учебном году техникум начал подготовку техников-механиков танков Т-34. 30 мая 1943 года появляется приказ по учебному заведению на основании приказа наркома танковой промышленности за №321 от 17 мая 1943 года о том, что Нижнетагильский вагоностроительный техникум наркомата тяжелой промышленности впредь именовать Нижнетагильский Механический техникум НКТП. Ну а привычное нам всем название появилось в декабре 1944 года, когда техникум был переименован из механического в машиностроительный.

Владимир МАРКЕВИЧ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.09.05.

Главная страница