Между прошлым и будущим

Никита Антуфьев (Демидов)    Так уж повелось, что Тагил заполняется людьми во время народных бедствий. Здесь много потомков ссыльных, беглых, несправедливо осуждённых и ищущих убежища. Так было всё время существования города - от раскола до наших дней, и каждое поколение пришлых вносило в его облик что-то своё.

    Знания о старообрядцах, староверах, раскольниках многие исчерпали параграфом в школьном учебнике истории, а, между тем, это целый культурный пласт, который полностью не исследован и по сей день. Старообрядчество - явление нашей культуры со своей психологией и традициями, верой и суевериями.

А ты знаешь, что такое раскол?

    Старообрядчество - следствие раскола церкви на Руси. В середине XVII века за реформу церкви взялся патриарх Никон, взялся с чисто русским энтузиазмом. Церковные книги были приведены к единообразию, как единственно верное принято троеперстное крестное знамение (вместо двоеперстия), земные поклоны заменены поясными. Неудивительно, что многие священники и прихожане сочли всё происходящее кощунством и богохульством. Произошел раскол. Раскольников, не пожелавших подчиниться, заживо сжигали в скитах, вешали, насильно перекрещивали. Чтобы сохранить "древнее благочестие" старообрядцы вынуждены были уйти подальше от центральной России. На Урале, в Сибири, на Волге появились многочисленные поселения староверов.

Демидов и кержаки

    Старообрядцам во многом обязан своим появлением и Нижний Тагил. В конце XVIII века значительная часть населения Тагила состояла из старообрядцев - кержаков. Беженцев с реки Керженец Демидовы охотно привлекали к заводским работам. Несмотря на привычку жить скромно, старообрядцы быстро становились состоятельными людьми. На Урале это династия купцов Рязановых, золотопромышленники Зотовы, горнозаводчики Дашковы. Поговаривали, что даже сами Демидовы были "старой веры".

Истинные староверы

Истинные староверы

    Традиционно старообрядцы не курят (некоторые даже не пьют чай), вино в умеренных количествах разрешено только в праздники, естественно, если нет поста (его соблюдают неукоснительно), много работают и предпочитают ничего не давать "мирским". Долгое время считалось, что истинный старовер не может пить или есть из одной посуды с иноверцем. Вообще, к домашней утвари и еде у старообрядцев отношение особое. За стол не садятся не помолившись, молодые люди едят из своей посуды, старики - из своей.

    Уклад жизни старообрядцев строго регламентирован: мужчина должен носить бороду, женщина - косу и покрывать голову платком так, чтобы были закрыты и плечи. Одежда, которая приветствуется для обращения к Богу - традиционная староверская - холщовый сарафан для женщин и кафтан -для мужчин. У мужчин и женщин различаются нательные кресты, и по форме крестик не такой, как привычный православный - без изображения распятия с надписью: "Да воскреснет Бог".

    Старообрядцы не признают новых икон и больших церквей, молятся в "моленных" или "молельных" домах, обычно небольших и одноэтажных, с колокольней. Богослужения длятся довольно долго - не менее двух часов. Традиционные старообрядческие иконы на Урале - металлические, украшенные перегородчатой эмалью. Очень популярны литые складни, которые берут с собой в дорогу.

    Браки у старообрядцев заключаются в основном между членами общины, с людьми другой веры не приветствуются, но и не запрещаются. И сейчас живы многие древние свадебные обряды и обычаи. Например, во время свадебного застолья, когда жених тянется за первым блином, детвора с полатей начинает кидаться в него комками земли и старой посудой. Детей в семьях староверов обычно много, имена им принято давать древнерусские, в соответствии со святцами.

Тагил кержацкий

    Около 1881 года в нашем городе в усадьбе купца П.Т. Аксёнова была устроена большая моленная. "Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек... С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста".

    Официальной религией старообрядчество было признано только в начале XX века, несмотря на это, общины староверов предпочитают держаться особняком и не афишировать своё существование. Большая община существует в Екатеринбурге при церкви Рождества Христова, в посёлках Баранчинский и Горбуново сохранился молельный дом, в котором по праздникам проходят богослужения.

    На долю "древнеправославия" выпало много испытаний, и самое главное -испытание временем, но оно до сих пор живо и, всего скорее, просуществует ещё долго. Как бы то ни было, в историю Тагила и других городов навсегда вписана страница под названием "старообрядчество".

Елена ШТИН.

Литература: Газета "Телекон Weekly" №34(509), 22-28 августа 2005.

Главная страница