Вторая пятилетка. 1994-1999. Бурное развитие

 

Люди "Телекона"

Знай наших... телеведущих

Ведущие "Телекона"

Два-три раза в неделю тагильчане видят в эфире ведущую программы "Время новостей" Ольгу Звереву. Как телеведущая она известна всем, но далеко не все знают, что основная работа Ольги Владиленовны – главный редактор телекомпании "Телекон".

Вообще, все телеведущие телекомпании по сути дела оными не являются, вернее, работу телеведущего они выполняют, так сказать, на общественных началах, в свободное от своего основного труда время.

И сегодня Ольга Владиленовна Зверева рассказывает корреспонденту "Телекон Weekly", чем же занимаются люди, знакомые зрителям по эфиру телекомпании "Телекон", помимо того, что ведут ту или иную передачу:

ОЛЬГА БЕЛОРЫБКИНА, ведущая "Времени "новостей", работает редактором по заданиям. Большая часть текстов, произносимых в эфире, подготовлена ею, более того, всю информацию, из которой потом получаются устные сообщения и сюжеты, также находит она. Видя на экране эту хрупкую обаятельную женщину, трудно представить, что основную часть дня ей приходится буквально штурмовать различные службы и учреждения нашего города, ведь каждый чиновник, руководитель или вообще владелец какой-либо информации, (как принято говорить, "источник информации"), считает себя полновластным хозяином имеющихся у него сведений. Складывается впечатление, что подавляющее большинство должностных лиц в Нижнем Тагиле просто не знакомы с положениями, например, Конституции Российской Федерации, где закреплено право гражданина получать и распространять информацию, с законом "О средствах массовой информации", и уж, тем более, со статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации, где четко определена ответственность за непредоставление информации. Поэтому жизнь Ольги Белорыбкиной вне экрана – это борьба. Борьба за то, чтобы в 21.30 из программы "Время новостей" тагильчане смогли узнать о том, как город прожил этот день.

Владислав УткинЕдинственного и неповторимого ВЛАДИСЛАВА УТКИНА, которого телезрители знают как спортивного обозревателя, я часто называю "сам себе режиссер", а в последнее время еще и "сам себе оператор", потому что он выполняет и редакторские функции, то есть определяет, что снимать и что не снимать, какую информацию брать, какую нет. Он же работает и как журналист – выезжает на съемки и пишет тексты сюжетов. Начиная с прошлого лета ему все чаще приходится брать в руки и видеокамеру. А недавно он еще и шефство взял над одной из студенток–заочниц факультета журналистики Уральского университета.

Анжела ТамбоваАНЖЕЛА ТАМБОВА в первую очередь – автор и редактор своих "Огней большого города". Прежде чем появиться перед телекамерой в изящном брючном костюме и с красивой прической, ей приходится перелопатить горы материала, пообщаться с массой людей, чтобы в каждом своем герое найти какую-то изюминку. И может быть именно поэтому она искренне увлечена своими героями и продолжает общаться с ними и после того, как передача вышла в эфир. Думаю, именно поэтому, работая над каждым новым выпуском "Огней большого города", она способна многие (часто праздничные и выходные) дни проводить за монтажным столом.

АЛЕКСАНДР МАРТИРОСОВ знаком тагильчанам как ведущий программы "Бизнес-панорама". Но основным занятием Саши является учеба на втором курсе дневного отделения факультета журналистики Уральского государственного университета. К коллективу "Телекона" Саша Мартиросов "прибился" прошлым летом, когда проходил производственную практику в передаче "Время новостей". А этим летом Александр будет проходить проходить практику уже в "Бизнес-панораме".

Марина ПавловаСамое молодое по стажу работы "лицо" на нашем канале – ведущая "Полосы удачи МАРИНА ПАВЛОВА. И, конечно, телеведущая – это не единственная ее "нагрузка", потому что Марина работает корреспондентом газеты "Телекон Weekly". Ну, а "Полоса удачи", я надеюсь, принесет удачу не только тем, кто выигрывает телевизоры, но и ей самой – в плане творческого роста.

Так-то, уважаемые телезрители, знай наших телеведущих. Они, что называется, – "швецы, жнецы, и на дуде игрецы". Впрочем, быть мастером во всем, – это и есть девиз телекомпании "Телекон".

 

Подготовила М.ВЛАДИС.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №22(81), 2 – 8 июня 1997 г.

 

Журналист с физико-математическим образованием

Василий МакаровДа-да, бывает и такое. Это о журналисте "Времени новостей" Василии Макарове. А образование у нашего Василия Евгеньевича действительно физико-математико-артистическое. А еще он достаточно преуспел в области рекламы. Но – обо всем по порядку.

Родился Василий лет эдак тридцать с небольшим хвостиком назад на родине Людмилы Варакиной – в Новоасбесте. В семье Макаровых – инженеры да учителя. Поэтому после школы Василий Макаров поступил в педагогический институт на физмат. И вот именно в пединституте параллельно с решением сложных задач из высшей математики начал Василий Евгеньевич писать рассказы. Да какие! А потом в этот же пединститут с целью организовать молодежный театр пришел известный тагильский режиссер Дариан Нахимович Дралюк. Так родился в Тагиле молодежный театр "Вам!", про который, конечно, нужно рассказывать отдельно. А так как у нас, уважаемый читатель, задача сегодня несколько другая, то будем решать ее. Итак, Василий Макаров познакомился с Дарианом Нахимовичем Дралюком и увлекся театром.

А теперь – слово самому Макарову:

– Если бы не Дариан Нахимович, не было бы ни меня, как творческой личности, ни Костика с Гриней. Мы все начинали творчествовать именно в молодежном театре-студии "Вам!" Театр и Дариан Нахимович создали меня как человека, как артиста и в конечном итоге как журналиста. Я играл в театре 10 лет. И после окончания физмата, естественно, поступил в Свердловский театральный институт. В театральном институте я учился не только театральному мастерству, но и продолжал писать рассказы – нам это задавали. В театральном и пединституте мне невероятно повезло на друзей и педагогов. Вообще в жизни мне замечательно везет на хороших добрых, порядочных и творческих людей.

После распада театра "Вам!" Василий Макаров одно время работал в театре кукол вместе со своей женой Леной, Игорем Булыгиным и женой Игоря – Машей. А в "Телекон" попал опять же благодаря Д.Н. Дралюку, хотя Дариан Нахимович уже ушел из жизни. Ученики Дариана Нахимовича каждый год собираются на его могиле в годовщину смерти, чтобы помянуть этого удивительного человека. Вот в 1994 году и встретились у Дариана Нахимовича Костик, Гриня и Василий. Костя уже работал в телекомпании "Телекон", он-то и предложил Макарову попробовать свои силы на телевидении. Нашей телекомпании как раз нужен был творческий человек для создания рекламных роликов – режиссер. У Василия получилось.

И опять рассказывает Макаров:

– К сожалению, реклама у нас на потоке. И это не мы виноваты, город у нас такой. Реклама однотипная, потому что практически все продают одно и то же. За 3 года я так "наделался" этой рекламы, что просто выдохся. А тут Паша Петрищев пришел из "Бульвара" в редакторы рекламного отдела. Ему нравится создавать рекламу, и это у него замечательно получается. Вот я и решил осуществить свою давнюю мечту – попробовать себя в тележурналистике.

И не просто в тележурналистике, а конкретно – в спортивной. Василий, помимо математики, физики и театра, увлекается еще и спортом. С самого детства он заядлый футболист. Вот уже несколько лет наш Макаров участвует в чемпионате СНГ по футбол-прогнозу и держится в группе лидеров. Сейчас он играет в команде "Торпедо" (Москва). На мой вопрос, как долго собирается работать в журналистике, Василий ответил:

– Всегда. Я наконец-то нашел то, к чему всегда стремился. У нас со спортивным комментатором Владиславом Уткиным получился замечательный тандем. Мы вынашиваем планы создания спортивной программы. Как всегда, все упирается в деньги. Хотя их не так много и надо. Ищем спонсора. Если найдем, тагильчане будут иметь свою спортивную программу и знать все спортивные новости – городские, российские, мировые.

А что за человек Василий Макаров помимо работы? Есть ли у него какие-то увлечения, или работа и есть – главное увлечение в жизни?

– Ну, что вы! Работа – это работа, это труд, приносящий радость и удовлетворение. А увлекаюсь я рыбалкой. Каждую осень со своими братьями отправляюсь в Приобье. Мы ездим туда даже не за рыбой, а за красотой. Какие там места! А как здорово посидеть у костра с близкими людьми, спеть под гитару! И не менее здорово вытащить из воды вот такенного язя (Василий разводит руки сантиметров эдак на 40), в Тагиле такие не водятся.

Василий Макаров– А как относится к этому твоему увлечению семья? Отпускает?

– С семьей у меня все в порядке. Моя жена – удивительно красивая и добрая женщина. Она подарила мне замечательного сына. Дай бог такую жену каждому.

Жена Василия – Лена – актриса драматическое театра. Любимая Снегурочка тагильской детворы. Очень часто Лену приглашают в телекомпанию "Телекон" озвучивать рекламу, а иногда – и сниматься в рекламных роликах. Сын Женечка – второклассник гимназии первой категории. Между прочим, Женя – вылитый Василий Евгеньевич. И, конечно, тоже творческий человече. Занимается танцами, музыкой, но особенно любит мастерить из всевозможных конструкторов самые разнообразные вещи. Любит слушать отца по телевизору. Однако быть ли журналистом, пока еще не решил. Впрочем, все решения у Жени еще впереди.

– Василий, ты счастлив?

– Говорят, что счастье – это когда с радостью идешь на работу и с удовольствием возвращаешься домой. Я в эту формулу полностью укладываюсь. Я счастлив.

М.ПАВЛОВА.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №47(106), 24 – 30 ноября 1997 г.

 

Знай наших... телеведущих: Наталья Литвина

 

Наталья Литвина

Мы каждый вечер привычно включаем свой телевизор, чтобы быть в курсе последних городских новостей. Тагильчане знают в лицо всех ведущих. Но никому и в голову не приходит, что за внешним блеском и легкостью стоит очень напряженная журналистская работа, порой по 12–14 часов в сутки.

Почти два месяца назад в прямом эфире информационной программы "Время новостей" появилась Наталья Литвина.

– Наташа, расскажи, пожалуйста, нашим читателям о "кухне" новостей.

– Я думаю, что новости – это самый сложный вид передач. Для их создания требуются оперативность, анализ ситуации, большая сплоченность творческой группы: монтажера, звукорежиссера, оператора, водителя, журналиста и редактора. Все работают на общее дело, все друг для друга, но при этом каждый – индивидуальность и профессионал. На телевидении случайных людей нет – чтобы здесь работать, нужно этим жить. Мы не просто коллектив, а настоящая творческая команда.

–Я знаю, что в день, ты успеваешь сделать 2-3 репортажа, причем на высоком уровне. А вечером еще предстоит прямой эфир. При работе в таком режиме, наверное, совсем не остается времени на отдых, книги, самообразование?

Наталья Литвина на работеработа...

– Мне нравится темп моей жизни. У многих людей есть хобби – марки, нумизматика, футбол. Для меня моя работа и есть самое увлекательное хобби. А что касается самообразования, то оно идет естественным образом. Каждый день мне приходится общаться с очень интересными, образованными людьми, бывать на различных предприятиях и в организациях, постоянно расширяя свой кругозор. Иногда удается выкроить время и для чтения классики, но чаще просматриваю периодику – "Тагильский рабочий", "АиФ", слежу и за теленовостями.

– Наташа, у тебя четко поставленный голос, великолепная дикция. Ты работаешь над собой или это "дар божий" ?

– Когда-то давно я занималась по специальной актерской методике. К тому же, в школе я очень любила английский язык, а учительница была требовательной, заставляла работать над произношением. Потом, на факультете иностранных языков, изучала специальные курсы практики речи и фонетики.

А вообще, журналист – это визитная карточка телекомпании. Мы не имеем права на ошибку. Сегодня, когда программы "Телекона" транслируются на несколько городов области, зрительская аудитория составляет сотни тысяч человек. Это огромная ответственность. Поэтому все сюжеты обязательно согласуются с главным редактором, что помогает не только избежать грамматических и стилистических ошибок, которых не должно быть в принципе, но и сделать сюжет интересным для зрителей. Весь наш коллектив живет по принципу: новости – это то, что люди должны узнать, то, что людям необходимо знать, и то, что людям узнать интересно.

– А что самое сложное в работе "новостийщика"?

– Когда делаешь репортаж, получаешь огромное количество информации, которую нужно сжать в 1,5-2-минутный сюжет, при этом сохранить полноту событий и поддержать зрительский интерес. Что касается прямого эфира, то здесь испытываешь колоссальную ответственность и перед зрителями, и перед творческой группой, выразителем труда которой являешься во время эфира. Но я люблю свою работу – со всеми ее сложностями. И просто живу ею.

 

...и отдых

Наталья Литвина на отдыхе

Подготовила Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №15(126), 13 – 19 апреля 1998 г.

 

Редактор программы "Акцент недели" Александр Базиян

рассказывает о своей учебе в школе в Школе журналистского мастерства Владимира Познера

АЛЕКСАНДР БАЗИЯН: любая фальш, зафиксированная телекамерой, многократно усиливается

Известно, что кадры решают все только тогда, когда их обучают. Принцип не новый, краткий, но отражающий действительность. Именно поэтому телекомпания "Телекон" приветствует стремление своих сотрудников пополнить свои знания. Совсем недавно Александр Базиян вернулся из Москвы, где в течение пяти недель учился в Школе телевизионного мастерства Владимира Познера.

А. Базиян и В. Познера

А. Базиян и В. Познера

– Александр, расскажите, пожалуйста, о самой школе. Какие цели и задачи ее основатели ставят перед собой?

В. Познер– Эта школа создана для развития регионального телевидения. Примерно половина стоимости обучения финансируется самими телекомпаниями, а остальные средства поступают из федерального гранта правительства США, общая сумма которого составляет порядка 150 тысяч долларов в год. Поэтому и методика образования построена по американскому принципу: тележурналисту нужны 3-5 недель теоретического образования и хорошая практика, а не пятилетнее университетское обучение. В США тележурналисты, как правило, не имеют специального образования. И тем не менее американская школа телевидения считается канонической, и все российские ток-шоу заимствованы у нее.

– Как же строится само обучение?

– Несмотря на то, что курс достаточно короткий, он максимально насыщен. Теоретическая часть включает в себя такие предметы, как "интервьюирование", "имиджмейкинг", "техника речи". Были экскурсии на НТВ, знакомство с "кухней" телекомпании. Но самым главным этапом обучения было создание собственного репортажа на "Интерньюс". По заданной теме (мне досталась информация о краже кабеля с московской ГТС) нужно было самостоятельно собрать новостийный сюжет.

Но если на практике в его создании участвуют оператор, монтажер, звукорежиссер, журналист, то в учебной студии мне пришлось совмещать все эти профессии.

Такой подход к обучению дает комплексное представление о процессе создания телепередач. Это современная тенденция, когда ведущий программы не просто диктор, умеющий правильно делать ударения и выделять интонацией запятые, а репортер, который сам снимает сюжеты и пишет тексты. Именно поэтому НТВ, например, считается авторским телевидением: там нет дикторов – их сменили ведущие.

А. Базиян на обучении

А. Базиян на обучении

– Александр, а какой курс преподавал сам Владимир Познер?

– Дело в том, что наша группа была уже третьим выпуском школы. Первые два готовили профессиональных ведущих для ток-шоу. Наша же группа получила дипломы журналистов новостей. Специфика разная. Поэтому с мэтром телевизионного мастерства мы сталкивались немного. Для нас Познер провел учебное интервью со Светланой Сорокиной. Также мы участвовали в качестве зрителей в съемках авторских программ Познера "Человек в маске" и "Мы". Интересно, что для программы "Мы" создана специальная разъездная студия, ведь съемки проходят в различных уголках города. Наша группа принимала участие в двух передачах, снятых в Совете Федерации и Политехническом музее.

Сам Познер – человек западной культуры, бесспорно, блестяще эрудированный профессионал. Кстати, по профессии он инженер. Хотя правильнее было бы сказать, что он имеет высшее техническое образование, потому что теперь его профессия связана только с телевидением. Его он считает тяжелейшим трудом, требующим большой траты нервов и колоссальной энергии. У каждого телеведущего есть свои маленькие секреты: Познер говорит, что перед программой он иногда медитирует, чтобы восстановить силы и настроиться на общение с аудиторией, быть максимально естественным.

Любая фальшь, зафиксированная телекамерой, многократно усиливается. Поэтому быть в кадре незажатым – это очень важно. Иногда человек считает, что выглядит раскованно, но мимически и вербально выдает себя.

Конечно, за такой короткий срок обучения невозможно охватить все аспекты профессии тележурналиста. Для меня обучение в школе Познера – это толчок к дальнейшему развитию, основанный на классических первоначальных навыках.

 

Н. ЯРОСЛАВЦЕВА.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №19(130), 11 – 17 мая 1998 г.

Читать далее...

В начало

Главная страница