Вагонка спортивная

    Начало развитию спорта в Дзержинском районе положили строители. Физкультурные организации Уралвагонстроя появились летом 1932 года.

    Тогда прошла подписка на заем в пользу физкультурной организации, на собранные деньги были сооружены футбольная и волейбольная площадки. С 23 по 26 июня 1934 года на базе спортплощадки Уралвагонстроя прошла олимпиада новостроек, в которой участвовали команды Вагонки, Тагилстроя, Молотовстроя. Они разыграли первенство по футболу, волейболу, легкой атлетике. В мае 1935-го на первой заводской профсоюзной конференции молодые рабочие потребовали уделять больше внимания развитию физкультуры и спорта. В 1936 году было организовано добровольное спортивное общество "Дзержинец", первым председателем которого стал Борис Якимов. В это время активно создавались футбольные и хоккейные команды, массово сдавались нормы на значок ГТО, проводились лыжные и легкоатлетические эстафеты. В июле 1936 года физкультурники Уралвагонзавода приняли участие в праздничной демонстрации, посвященной дню освобождения Урала от Колчака.

Легкоатлетическая эстафета. Фото из газеты "Машиностроитель". 1959 год

Легкоатлетическая эстафета. Фото из газеты "Машиностроитель". 1959 год

    В 1941 году многие спортсмены ушли на фронт. В первые месяцы войны все соревнования были свернуты, но позже прошли состязания спортсменов предприятий танковой промышленности. Вагонские лыжники в составе тагильской сборной следовали за танком до Свердловска, неся трудовой рапорт товарищу Сталину об успешном выполнении трудящимися Нижнего Тагила задания Верховного командования по выпуску боевой техники для фронта.

    В 1950-х – 1960-х годах занятия спортом в Дзержинском районе не носили профессионального характера, оставались делом массовым и народным. Если в конце 1940-х гг. наиболее популярными были футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, шахматы и конькобежный спорт, то с 1950-х гг. стали проводиться соревнования по гимнастике, в 1952 году открылись секции фигурного катания и художественной гимнастики. Летом 1963 года после реконструкции открылся стадион с футбольным полем, созданным по самым современным для того времени требованиям. В 70-е – 80-е годы Уралвагонзаводом были построены новая лыжная база на "Пихтовых горах", легкоатлетический манеж, Дворцы водного и ледового спорта.

    В 1942 году впервые прошла легкоатлетическая эстафета на приз заводской газеты "Коминтерновец" (с 1956 года – "Машиностроитель"). В номере от 14 мая 1943 года, наряду с сообщениями о выполнении цехами фронтовых заданий, проведении весенней посевной кампании и работе фронтовых бригад, читаем: "Завтра в 8 часов 30 минут у Центрального клуба завода будет дан старт эстафете имени газеты "Коминтерновец". На старт выйдут 20 команд. Маршрут эстафеты утвердил совет спортивного общества. Эстафета станет проверкой не только физической подготовки, но и организованности и дисциплины – неотъемлемых качеств советского физкультурника-воина".

    "Здравствуй, спортивное лето!" – под такой рубрикой выходили материалы, посвященные традиционной легкоатлетической эстафете на призы газеты "Машиностроитель". С каждым годом в спортивном состязании принимало участие все большее количество завод-чан. На протяжении более чем 70 лет маршрут эстафеты несколько раз менялся. Так, в 1943-м заводчане бежали от Центрального клуба по улице Ленина (Ильича), улице Орджоникидзе, улице Сталина (проспект Вагоностроителей), улице Комсомольская (Тимирязева), улице Кирова (Правды), улице Свердлова и возвращались к месту старта. В 1974 году эстафета брала свое начало уже на заводском стадионе и продолжалась на улицах Вагонки: проспект Вагоностроителей – Бульвар Хмельницкого (проспект Дзержинского) – улица Ильича. Общий метраж маршрута составлял 6330 метров. В 2010-м заводчане, стар-товав на стадионе УВЗ, двигались по проспекту Вагоностроителей до улицы Чайковского и возвращались обратно, пробежав 4530 метров. С 2013 года эстафета проходит по территории Дворцового парка Уралвагонзавода и составляет порядка 2,5 километра. В 2016-м место старта и финиша было перенесено на площадь у ДК имени И.В. Окунева.

    – По статистике, около 16% жителей Дзержинского района постоянно занимаются спортом, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению, – отмечает заведующая научно-просветительским отделом Выставочного комплекса УВЗ Гозель Габдрафикова. – Связано это с тем, что начиная с 1999 года в Дзержинском районе были возрождены комплексные спартакиады для всех возрастных групп населения. У "спортивной" Вагонки богатая история – она является лучшим в городе районом по развитию как массового, так и профессионального спорта Дзержинцы без преувеличения вписали много ярких страниц в спортивную историю Нижнего Тагила, Урала и России в целом.

    Сегодня для работников Уралвагонзавода ежегодно в рамках спартакиады трудящихся проводятся первенства по мини-футболу, хоккею, зимней рыбалке, шахматам, баскетболу, волейболу, бильярду, плаванию. Традиционными стали Рождественская лыжная гонка, лыжный поход "Вагонская снежинка", осенний кросс, стритбол, посвященный Дню молодежи, и другие соревнования. Большой популярностью у заводчан пользуются такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как сдача норм ГТО и спортивно-туристическая эстафета.

    – Мы продолжаем славные спортивные традиции, заложенные первыми работниками Уралвагонзавода, – говорит начальник бюро отдела социальной работы Елена Красноруцкова. – Сегодня модно иметь крепкое здоровье и быть в хорошей спортивной форме. Могу с уверенностью сказать, что общий уровень спортивной подготовки заводчан постоянно растет.

Марина КАРАЧЕВА.

    Фото из архива редакции.

    Инфографика Людмилы Царенко

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 27.05.2016, №20.

Главная страница