С Урала к невским берегам

    Самый нетипичный из Демидовых, Григорий Акинфиевич, почти всю жизнь прожил в Соликамске, занимаясь вместе с женой садоводством. Его заводами управляли приказчики. Он же заботился о том, чтобы три его сына: Александр, Павел и Петр - посвятили себя науке. Отец поспал их учиться в Швецию, к Карлу Линнею, с которым был знаком по переписке. Знаменитый ботаник высоко отзывался об одаренности всех троих. Однако в науке особенно отличились младшие братья. О них много писали. А вот о старшем, Александре, умершем сравнительно рано, знаем мало. Тем не менее он был известной личностью, любопытен своим окружением. Это дает представление о русском обществе, где вращались Демидовы.

    В ноябре 1761 года отец скончался. Александр Григорьевич остался во главе огромного хозяйства. До апреля 1765 года братья владели "имением без разделу", а затем "для лутчаго в экономии наблюдения согласно и полюбовно оное между собою разделили" на три части. Старшему досталась Суксунская часть и 2843 души крепостных крестьян. В его владениях было семь заводов в окрестностях Екатеринбурга и Перми, Усть-Соликамские соляные промыслы и девять богатых домов в главных городах Российской империи.

    В отличие от младших братьев, которые мало занимались производством, увлекшись наукой и службой, Александр Григорьевич оказался предприимчивым хозяином. Он построил своими силами три завода и довел число собственных крепостных до 10 тысяч душ. Преуспел и на государственной службе - действительный статский советник, работал в комиссии по составлению Уложения 1767 года. В его доме бывали и люди из мира искусства - поэт Б. Петров, скульптор Ф. Шубин, архитекторы-родственники.

    Александр Григорьевич женился на П.М. Олсуфьевой -дочери гофмаршала Петра I, приходившейся двоюродной сестрой А.Б. Олсуфьеву, статс-секретарю Екатерины II (впоследствии он - сенатор, писатель и переводчик). Их сын Григорий Александрович путешествовал с Н.М. Карамзиным в июле 1790 года по Темзе в Лондоне, посетил Гринвич - об этом сохранилась запись историка в его "Письмах русского путешественника".

    Старшая сестра Александра, Пульхерия, вышла замуж за А.Ф. Кокоринова, одного из крупных отечественных зодчих, проявивших в своем творчестве лучшие черты русского классицизма. Он и Ж. Б. Валлен-Деламот - авторы проекта здания Академии художеств. Ему также приписывают авторство домаА.Г. Демидова на Мойке (современный адрес: переулок Демидова, бывший Грифцова, 1). Он же был педагогом, а с 1769 года - ректором Академии художеств. У Кокоринова учились архитекторы М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, выполнявшие крупные заказы Демидовых.

    Кстати, Старов был женат на второй сестре Александра - Наталье. Он много строил в Петербурге и окрестностях, в других городах России. Наиболее известные его творения - Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры. Старов проектировал и построил для А.Г Демидова усадебный комплекс в Тайцах, дачу на Петергофской дороге, а для его брата Петра Григорьевича-дачу близ Гатчины, в Сиворицах (сейчас здесь больница).

    Литературным дарованием отличалась третья сестра Александра - Хиония. Она Первая в России перевела французскую сказку "Девушка и чудовище". "Аленький цветочек" С.Т. Аксакова - пятый по счету перевод-пересказ этого произведения. Была в этой ветви демидовского рода еще одна женщина-литератор - племянница Александра Григорьевича, Елизавета Петровна Демидова. Она перевела "Духовные оды и песни господина К.Ф. Геллерта" и составила сборник "Время, не праздно провожденное в чтении или Полезные повествования разных авторов".

    Вот в таком семейном окружении жил Александр Григорьевич. Многие страницы его жизни связаны с Петербургом. Старинные мемуары дают возможность почувствовать восхитительный аромат той далекой эпохи блистательной столицы. Но для уральцев, думаю, прежде всего интересны места в этом городе и окрестностях, исторически связанные с Демидовыми. А таких немало.

    Среди пригородов Петербурга особое место занимает территория в юго-западном направлении, по южному берегу Финского залива, вдоль бывшей Петергофской дороги (ныне Петербургское шоссе). Здесь находятся уникальные приморские дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX веков: Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум, возникшие еще в петровские времена. Там же расположены загородные дворцовые и усадебные комплексы XIX века - интереснейшие памятники архитектуры и садово-паркового искусства.

    Сегодня граница Петербурга проходит уже вблизи Стрельны, и вся огромная территория, занятая прежде загородными усадьбами, вошла в городскую черту. За два с половиной столетия тут вырос один из старейших теперь районов города - Кировский, часть приморской террасы занял Красносельский район.

    Однако в прежние века все выглядело иначе. Сначала строения были простые, чаще мызы - стоящие отдельно усадьбы с сельскохозяйственными постройками. Настоящие барские усадьбы с садами, оранжереями и другими затеями стали появляться только к концу царствования Елизаветы Петровны. В екатерининские времена про Петергофскую дорогу иностранцы рассказывали, что она напоминает прелестный переезд от Парижа до Версаля.

    Вот в одном из таких "прелестных" мест и появилась усадьба Александра Григорьевича Демидова (1737-1803). Она была каменная, стояла между двумя деревянными усадьбами: слева - сановника А.В. Олсуфьева, справа - князя Н.В. Репнина. Построили ее между Богородицким и Сиворицами в 1769-1770 гг. Дом большой - двухэтажный, с бельведером над ним и флигелями, расположенными по сторонам. Впереди, на низком лугу, - большой голландский сад, а позади -смешанный лес с богатым зверинцем. Дачу в войну варварски разрушили фашистские захватчики. В 80-е годы здесь велись работы по восстановлению парка, в композицию которого включили часть сохранившейся планировки и насаждений.

    Интересное архитектурное решение нашел Иван Старов для постройки усадебного дома Демидовых в Тайцах. Главный корпус рассчитан на обозрение со всех сторон. Центр композиции в плане образует круглый зал, вокруг него группируются отдельные помещения. На всех четырех углах дома размещены балконы-ротонды. Главный вход оформлен лоджией.

    Именно в этом имении в 1780-х годах писал виды парков под Петербургом известный художник С.Ф. Щедрин. На одной из его картин изображена деревня с сельским хороводом и стадом коров. "Пейзаж в окрестностях Петербурга", по мнению знатоков, представляет именно Тайцы. В советское время в усадьбе работал дом отдыха.

    Как бы ни был далек столичный Петербург от Нижнетагильских заводов в уральской глубинке, связаны они крепко. И не только именем заводчиков, но и работой искусных тагильских мастеров. Так, в центральной части дома по Демидовскому переулку в Петербурге открытая терраса была устроена на конических чугунных колоннах, отлитых мастерами Нижнетагильского завода. Две криволинейные по очертанию лестницы вели в сад. Электронная версия historyntagil.ru. В оформлении садового фасада использованы литые из чугуна скульптурные детали - они тоже работы талантливых тагильских умельцев. На некоторых перекрытиях второго этажа сохранилась яркая роспись, она относится к XIX веку, и делали ее крепостные Нижнетагильской живописной школы Демидовых. Этот необычный по красоте и великолепию дом можно видеть в глубине сада, если пройти до Набережной Мойки. Творения работных мастеров и капиталов Демидовых и сейчас живут, служат потомкам.

Николай МЕЗЕНИН.

Главная страница