Куда уплывало железо?

    К XVIII веку Россия занимала первое место в мире по производству металла. И в этом прежде всего была заслуга Урала, где действовало к тому времени 123 железоделательных и 53 медеплавильных завода. Наша страна считалась главным поставщиком металла на мировом рынке, а демидовское железо с клеймом "Старый соболь" не имело соперников. Особенно охотно его покупали в Англии.

    "Оно, - писала газета "Морнинг пост" в год первой Всемирной выставки, -... впервые введено было в Великобритании для передела в сталь в начале XVIII века, когда сталеделательное наше производство едва начало развиваться. Демидовское железо много способствовало к основанию знаменитых шеффилдских изделий".

    К концу века Нижнетагильский завод вырабатывал ежегодно до 280 тысяч пудов металла, и он почти весь отправлялся в Англию.

    Сбыт демидовского железа за границу - интереснейшая страница в истории русской торговли. Уже в XVIII веке у Демидовых были конторы в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. В 20-х годах следующего столетия к ним прибавились торговые конторы в Таганроге, Одессе, Вильне.

    Металл сюда доставляли по рекам на своих же барках-коломенках. Они отправлялись в путь по реке Чусовой с Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской заводских пристаней. В караване было до 40 судов. На зимовку останавливались в Твери и затем шли по Вышневолоцкому каналу. В первой половине XIX века караваны шли водой до Рыбинска, откуда далее - по Тихвинскому каналу.

    Пришедшее с караванами судов в Петербург и Ригу демидовское железо отправляли за границу. Экспортными операциями ведала санкт-петербургская контора, ставшая в прошлом веке Главной демидовской конторой.

    В 60-х годах XVIII века крупнейшими покупателями железа у Н.А. Демидова были англичане Судерланд, Ригель и Торнтон. В 70-х ведущими скупщиками стали Ригель, Аткинс и Дюзбери, с которыми заключен контракт на поставку железа тагильскими заводами "по 75000 пудов на год, всего ж в два года 150000 пуд..." В 1787 году покупателями стали 12-13 зарубежных фирм, крупнейшими среди них считались компания Томсона, Судерланд и Бок.

    Контракты заключались при посредстве маклеров, которые иногда выступали и как покупатели мелких партий товара. В книге "Настольный журнал о железе" за 1800 год (он велся в петербургской конторе) есть копии контрактов и перечислены маклеры: Дмитрий Губарев, Ричард Ригель, Томас Машлегер, Тимофей Рекс.

    Однако в XIX веке Россия лишилась лидерства на заграничных рынках сбыта: уральское железо было вытеснено более дешевым из передовых капиталистических стран, главным образом из Англии. Русское же британские предприниматели покупали в тех случаях, когда требовался металл особо высокого качества. Любопытный пример: крыша английского парламента в 1820 году была выстлана уральским кровельным железом. Качество нашего металла все еще оставалось вне конкуренции. Иностранцы даже подделывали на железе собственного производства русские клейма и прежде всего марку "Старый соболь".

    В первой половине прошлого века Нижнетагильские заводы переориентируются в основном на освоение внутреннего рынка сбыта металла. Электронная версия historyntagil.ru. В связи с этим изменяется ассортимент продукции, идут в рост другие виды производства - медеплавильное, добыча золота и платины. Кстати сказать, медь, в большом количестве вывозимая за границу, обеспечила развитие прославленной бронзы во Франции, а в России - создание бронзолитейного производства на Урале.

    И тем не менее тагильское железо, хотя и в меньшем объеме, продолжало свой путь на Запад. Демидовские заводы заключали сделки с торговым домом "Шредер и Масс" в Гамбурге, продавали металл во Францию и Голландию.

    Теперь "Старый соболь" плыл в Европу на кораблях демидовской эскадры. Четыре из них: "Св. Павел", "Св. Анатолий", "Св. Евстихней" и "Императрица Александра" - были приписаны к порту Одессы на Черном море, а "Николай I " - к порту Ливорно в Средиземном море.

    В апреле 1830 года демидовский корабль "Императрица Александра" с пятью тысячами пудов железа взял курс на Константинополь.

Главная страница