Принимать только девочек

    Нижний Тагил был первым и длительное время единственным в России центром изготовления железных расписных лаковых изделий. Подносы продавали на многих крупных ярмарках, их закупали и вывозили большими партиями за пределы русского государства купцы европейские и азиатские.

    Подносы украшали растительные мотивы, букеты цветов, диковинные птицы, пейзажи. На заказ же тагильские мастера делали особые, очень дорогие подносы, которые совершенно теряли свою утилитарную функцию — быть кухонным, столовым предметом — и становились только украшением. Речь идет о подносах с сюжетной росписью, поверхность которых украшала настоящая картина, изображающая исторические или мифологические события. Их называли “подносами-картинами” и помещали на чисто выбеленные стены комнат. Чтобы выполнить такой заказ, мало было иметь природное дарование, требовалась основательная живописная подготовка. Получить ее помогала Выйская живописная школа, созданная в 1806 году по приказу Н.Н. Демидова. Здесь обучались способные к рисованию крепостные мальчики. Сведения о школе очень отрывочны. Исследователи считают, что просуществовала она недолго и в 1820-х годах, по неизвестным нам причинам, была закрыта.

    И вот совсем недавно, просматривая в Государственном архиве Свердловской области переписку Н.Н. Демидова с директором Нижнетагильского завода М.Д. Даниловым, относящуюся к 1810 году, я наткнулась на трудно читаемые (плохо сохранились), но интереснейшие страницы, которые позволяют уточнить, что же произошло с живописной школой.

    Заводовладельцы были довольны широкой славой и огромной популярностью тагильских расписных лаковых изделий. Н.Н. Демидов писал: “...А мне право приятно слышать, что рисовальное мастерство между жителями моими доведено до совершенства”. Однако не во все годы они относились к этому занятию так благосклонно. Дело в том, что мастера-живописцы (а ремеслом этим в основном занимались мужчины) принадлежали к заводской крепостной массе и потому обязаны были отбывать различные заводские повинности, как например, поставка угля.

    Чтобы не отрываться от занятия ремеслом, многие мастера уклонялись от заводских работ, нанимая вместо себя людей со стороны. Электронная версия historyntagil.ru. Постепенно это стало вызывать у Демидовых недовольство. Они усмотрели в широком распространении живописного ремесла “не прибыль заводам, а убыток”. Имея такое опасение и в то же время не намереваясь совсем искоренять в Тагиле живописное искусство, Демидов принимает решение изменить состав занятых в подносном промысле: значительно сократить сие занятие среди мужчин и приобщить к нему женщин.

    “В Нижнетагильском заводе, — указывал в отчете М.Д. Данилов, — женский пол не только упражняется живописью, но некоторые даже содержат фабрики (мастерские—О.С.) ”.

    Важным шагом в осуществлении намерения должно было стать упразднение живописной школы для мальчиков и создание вместо нее живописной школы для девочек. Данилов писал по этому поводу Демидову, что дело это очень сложное. Прежде всего нелегко будет “...вдруг отучить от сего (живописного) мастерства мужчин”.

    Ниже он с тревогой отмечает: “Я осмелюсь сомневаться, что они (мужчины) промышленность сию, как главную по заводу, не согласятся оставить и тогда, когда бы сделано было им воспрещение”. Но Демидов настаивает и нетерпеливо требует: “Живописную школу для женского пола надобно учредить непременно”. Он даже дает краткий, беглый набросок устройства нового учебного заведения: "В школе должны быть одни девочки. Для присмотра за поведением их там постановите определить двух или трех старух, вот и соблюдение будет идти ими благопристойности. После чего не окажется причины отцам удержание давать своим дочерям в школу. Они должны быть в оной".

    А в отношении мальчиков-живописцев давалось распоряжение: “Отцам отвратить от доучения сыновей своих живописному мастерству, кроме увечных. То коль скоро мальчику сделается двенадцать и будет заниматься живописью, тотчас наладить на поставку угля”.

    Сколько же горя, слез, крушений надежд и мечтаний несли эти скупые строки юным живописцам.

    Несмотря на свои сомнения, подчиняясь воле заводовладельца, Данилов сообщал о принятых мерах: “... сколь ни затруднительно и сколь ни мудрено мне кажется учреждение женской живописной школы, несмотря на то, согласно приказания вашего, я сделаю пробу, и что окажется, смею донести вам”.

    Что вышло из этой “пробы”, была ли создана живописная школа для девочек, мы пока не знаем. Предстоит новая работа в архиве. Но ясно одно: где-то во второй половине XIX века роспись на подносах становится занятием в основном женским. Появляются профессиональные художницы, в народе их называли “писаками” или “писарихами”. Под умелой и ловкой рукой этих женщин и распускались на тагильских подносах сказочные цветы.

О. СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.12.1986.

Главная страница