Дом управляющего

    Наиболее поздней частью административно-усадебного ансамбля заводоуправления является здание, описанное в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Горное гнездо" как дом управляющего Кукарских заводов Горемыкина...

    Расположенное на гребне невысокого холма, над крутым спуском к пруду, это здание с юга замыкает каре ансамбля, занимая место, обычно отводившееся в усадьбах служебным и хозяйственным постройкам. Искусно используя особенности сложного рельефа, архитектор-проектант построил его в двух уровнях. Раскрытое на заводской пруд главным фасадом, здание имеет с этой стороны два этажа, тогда как во двор заводоуправления выходит лишь жилой бельэтаж. Рядом с монументальностью и парадной пышностью, присущей как главным, так и дворовым фасадам центрального и "лабораторного" корпусов заводоуправления, архитектура дома управляющего выглядит весьма скромной...

    На картине П.П. Веденецкого "Вид Нижнего Тагила зимой", являющейся первым датированным изображением ансамбля заводоуправления (1835 г.), дома управляющего еще нет. Его место занимает длинное бревенчатое строение под односкатной крышей- конюшня или сарай. Нет описания этого здания и в "Описи ... Нижнетагильским заводам..." 1844 г.

    Впервые его изображение появляется на "Генеральном плане Нижнетагильского селения" Бержье и Аллори, датируемом 1846 г. Таким образом, появление здания можно датировать второй половиной 1844-1846 гг.

    Здание изображено как прямоугольное в плане, равное по длине портику центрального корпуса заводоуправления, на оси которого оно и расположено. По цветовому обозначению нельзя суверенностью сказать, было ли здание первоначально деревянным или полукаменным...

    Последующие чертежи, к сожалению, не имеют точной датировки, что затрудняет изучение памятника. Следующим из них, по-видимому, можно считать "Генеральный План Господскому двору с находящимися при нем постройками в Нижне-Тагильском заводе" без подписи архитектора или чертежника. Изображенное на нем здание, судя по цвету, является теперь полностью кирпичным. К обоим его торцам примыкают равновеликие деревянные тамбуры. От западного отходят широкие крытые строения, обозначенные как "хлевы" и "навес". С этими пристройками дом управляющего запечатлен и на картине И.Ф. Худоярова "Гулянье на Лисьей горе", написанной не ранее 1845-1846 гг.

    Следующий чертеж "План и фасад Дома Заводоуправления с окружающими его зданиями", подписанный "чертил Иван Охотников", по ряду признаков можно условно датировать 1846-1851 гг.

    На чертеже Ивана Охотникова впервые обозначена поэтажная планировка здания... Из этого же чертежа впервые следует, что территория за домом управляющего была благоустроена. По склону холма, от южного фасада вплоть до береговой кромки, видны регулярно распланированные куртины и клумбы. Ряды кустарников и ограждающая их металлическая решетка, примыкающая к торцу флигеля и к южной стене каретного сарая, сменили, повторив их конфигурацию, "хлевы" и "навес", изображенные на предыдущем чертеже.

    Следующий этап развития здания запечатлел чертеж, озаглавленный "Планы, фасады и разрезы Каменнаго заводскаго дома". Судя по подписи: "художник Императорской Академии архитектор К.А. Луценко", - его можно условно датировать серединой или второй половиной 1860-х гг., так как известно, что звание "свободного художника архитектуры" К.А. Луценко получил по решению Совета Императорской академии художеств в марте 1862 года, но до 1865-го оставался в должности помощника архитектора Нижнетагильского округа.

    По-видимому, именно К.А. Луценко были проведены запланированные ранее работы по продлению здания в восточном направлении, на сближение, а затем соединение с главным господским домом...

    Следующий этап развития строения относится, по-видимому, к 1875-1887 гг., т. е. к периоду реконструкции основного корпуса и "лабораторного" флигеля заводоуправления. Именно в это время внешний облик дома управляющего приобрел окончательную завершенность. К счастью, он во многом сохранился до настоящего времени.

    Еще в 1926 году отделка и декор интерьеров, "представляющие, в общем, значительный интерес", оставались сохранными. Электронная версия historyntagil.ru. В описании этого периода фигурируют "деревянная резьба в виде сплошь одевающих стены панелей, ...резные же двери, ...парадный двусветный зал с эстрадой и колоннами и галерея, оклеенная ценными обоями, обрамленными багетом". До настоящего времени сохранились лишь стенные и потолочные орнаментированные тяги, фриз и пилястры, обрамляющие окна, а также встроенные изразцовые камины.

С. КЛАТ.

Литература: Газета "Горный край" от 17.05.2001.

Главная страница