Велосипед Артамонова:
легенды и документы

Татьяна Комшилова (Смирнова)
Светлана Клат

Статья опубликована в газете "Тагильский рабочий"
от 14 и 18 марта 1987 года.

    Один из наиболее популярных экспонатов историко-революционного музея, так называемый "велосипед Артамонова", уже много лет привлекает внимание историков техники и краеведов. Вопросы: был ли изобретен велосипед на Урале на рубеже ХVIII-XIX веков, кто его создатель, какова была конструкция машины, является ли экспонат Нижнетагильского музея оригиналом или позднейшей копией, а если копией, то с какого образца - по-прежнему актуальны.

    Читателям хорошо известны различные интерпретации проблемы. Одни исследователи убеждены, что изобретатель Артамонов - реально существовавшее лицо, а экспонат - оригинальная модель. Другие, отстаивая приоритет уральского мастерового в создании велосипеда, пытаются иденфицировать его личность с личностью тагильского крепостного А.Е.Кузнецова. Наконец, сторонники третьей версии считают сам факт изобретения велосипеда на Урале в начале XIX века недоказанным, а личность Артамонова - мифической.

    Впервые Артамонов упоминается в книге В.Д.Белова "Исторический очерк уральских горных заводов" (издание -1898 г., С.Петербург): "Во время коронования императора Павла, следовательно в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством". Как известно, коронация Павла I состоялась 5 апреля 1797 года, сын его Александр 1 короновался 15 сентября 1801 года. Следовательно, налицо ошибка или в указании года, или в указании императора. То и другое является по тем временам труднообъяснимой оплошностью. В.Д.Белов, кандидат прав, горный деятель, автор историко-экономических трудов об Урале, член УОЛЕ, происходил из семьи потомственных служащих Нижнетагильских заводов. Вышеприведенный факт он не подкрепил ссылкой на конкретный документ. Не исключено, что автор пользовался не только письменными источниками.

    В пользу этого предположения свидетельствует, например, обнаруженное нами письмо Белова к А.Н.Потанину: "Для составления Вами концентрического учебника Ник.(ольского) уезда я просил своих товарищей набрать во время каникул деревенских сказок, поговорок и т.п." Возможно, подобным образом, то есть путем сбора сказок, легенд, былей, могла попасть к Белову и легенда об Артамонове. Допустим и иной вариант: сведения об изобретении Артамонова могли содержаться в семейных преданиях. В изданном в Перми в 1910 году "Словаре Верхотурского уезда" краевед И.Я.Кривощеков повторяет сообщение об Артамонове и "исправляет" допущенную Беловым ошибку: "Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 г. во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде, за изобретение Александром 1 ему была дарована свобода от крепостной зависимости со всем потомством". Имя Артамонова упоминается в "Словаре..." еще дважды, но никаких дополнительных сведений Кривощеков не сообщает. На странице 140 читаем: "Так, в 1801 г. при коронации Александра 1 уральский мастеровой Артамонов демонстрировавший изобретенный им велосипед есть тип чисто народного кустаря-изобретателя, своим умом сконструировавший машину и своими руками её осуществивший". На странице 154 говорится: "Уже Артамонов, опередивший своим изобретением современный велосипед, служит показателем силы народного ума и находчивости".

    После публикации в "Словаре Верхотурского уезда" легенда об Артамонове была надолго забыта. В советское время его имя в научный оборот было введено В.В.Данилевским. В книге "Русская техника" (Л., 1948 г.) он пишет: "Тогда же в Нижнем Тагиле трудился крепостной мастер Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра 1 на двухколесном железном велосипеде, изобретенном им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее".

    В примечании на странице 490 Данилевский указывает: "В Нижнетагильском музее хранится железный велосипед, приписываемый Артамонову, но скорее всего, несколько более позднего происхождения"

    В.В.Данилевский, вслед за Беловым, не указывает ни маршрут поездки Артамонова, ни даты жизни и смерти, не называет имени и отчества изобретателя. Однако он впервые отмечает, что Артамонов "трудился в Нижнем Тагиле", и впервые связывает его изобретение и тагильский образец велосипеда. Но никаких документов, подтверждающих, что машина, находящаяся в экспозиции тагильского музея, является подлинным велосипедом Артамонова или его копией, автор не приводит. Он указывает: "Материалы об изобретении Артамонова см.Свердловский областной краведческий музей, картотека Черданцева, № 35".

    Несмотря на более чем острожное высказывание Данилевского, в позднейших публикациях различных авторов личность изобретателя и история его творения стали обрастать все новыми подробностями загадочного происхождения.

    Появились сначала инициалы, а затем и полное имя изобретателя: Ефим Михеевич, годы рождения и смерти, маршрут велопробега из Нижнего Тагила в Москву, Казань и С.Петербург.

    Более того, в статье пермского автора А.К.Шарца "Велосипеду 160 лет" ("Уральский следопыт" № 3, 1960) называются другие изобретения Артамонова: "Водяная мельница" для откачки воды из барж на Усть-Уткинской пристани и каляска-самоход - "прототип автомобиля, только с паровым двигателем". Характрной чертой всех публикаций шестидесятых годов, посвященных Артамонову, является многозначительное упоминание "документов" при полном отстутствии точных научных ссылок.

    Предположение, что в экспозиции музея Нижнего Тагила выставлен подлинный велосипед Артамонова или, по крайней мере, его копия, стали принимать за непреложный факт. Именно уверенность в подлинности - тагильской модели "артамоновского велосипеда" при полном отсутствии документальных данных породила стремление связать мифическую личность создателя велосипеда с реально существующим лицом.

    Краеведом А.П.Зверевым была высказана догадка, что изобретателем велосипеда мог быть племянник известного создателя музыкальных дрожек Е.Г.Кузнецова - Артамон Елизарович Кузнецов, получивший в 1804 году вместе со своим дядей свободу от крепостной зависимости.

    Сторонниками этой версии выступили профессор А.Г.Козлов и кандидат технических наук В.А.Блинов. Они основывались на тексте известного письма министра юстиции князя П.В.Лопухина министру финансов графу А.И.Васильеву от 28 мая 1804 года: "Милостивый государь мой, граф Алексей Иванович! Государю императору угодно было высочайше повелеть купить у г-на тайного советника Николая Никитича Демидова принадлежавших к чугуноплавиленному и железоделательному заводам его состоящим в Пермской губернии крестьянина Егора Кузнецова приватно называвшегося Жепинским с женой и племянника его Артамона так же с женою, двумя малолетними детьми и воспитаницею Настасьею, из коих Жепинский представил Его величеству изобретение свой дрожки. Исполняя величайшую волю относился я к г-ну Демидову в париж и требовал от него назначения за них цены..."

    Обычной была практика освобождения за выкуп, или за заслуги одного из членов, всей семьи, как податной единицы. Однако из Ревизской сказки 1795 года известно, что Е.Г.Кузнецов и его племянник жили раздельно и числились при разных заводах: Е.Г.Кузнецов - при Нижнетагильском, А.Е.Кузнецов - при Выйском. Bсходя из этого и опираясь на множественное число в дальнейшем тексте письма: "На сие дал он (Н.Н.Демидов) знать мне, что означенных крестьян с их семейством делает вечно свободными единственно из того, что они делами угодны Государю...", сторонник гипотезы делают вывод, что Е.А.Кузнецов имел самостоятельные заслуги, вероятнее всего, он и являлся создателем велосипеда.

    Нет ничего невероятного в том, чтобы племянник изобретателя мог унаследовать его способности, продолжить традицию изобретательства в семье. Однако известные нам документаы не дают оснований сделать подобный смелый вывод.

    Уже из приведенного письма П.В.Лопухина с очевидностью следует: во время коронации было представлено лишь одно изобретение - дрожки. Рапорт управляющих Санкт-Петербургской конторы Н.Н.Демидова П.В.Лопухину, содержащий краткую справку о пртендентах на вольную дает оценку квалификации каждого: "Первый из них (Е.Г.Кузнецов) знает механическое устроение заводских машин... второй... обучен слесарному мастерству... и при заводах никакого отличия против других равно с ним работы исправляющих не делал."

    На обложке "Дела о увольнении заводского механика Жепинского с семейством и племянником вечно на волю 1804 г." имеется приписка: "Искусного, сведущего и опытного". Эта лестная характеристика, несомненно, относится лишь к "заводскому механику Жепинскому". Очевидно А.Е.Кузнецов не дал повода для подобной же оценки. Наконец, трудно заподозрить в сознательном умалчивании заслуг племянника самого Е.Г.Кузнецова, заинтересованного в скорейшем освобождении обеих семей. Однако в его письме П.В.Лопухину от 25 мая 1801 года мы не находим упоминания об Артамоне даже как о помощнике в постройке "водоворотительной машины".

    "Не маловременным я упражнением обработал для прославления ниского своего имени дрожки чрез которыя Государь Император обещал мне и семейству моему свободу. Но как, при возрении Его Величества на старость мою, и будучи я ободрен, обещался сделать еще водоворотительную машину, коя уже сделана, хранится у военного губернатора, но помня я милости монаршии и дарование свободы, прошу всенижайше Вашу Светлость о даровании мне свободе ученить окончательное решение, дабы, при представлении новой моей машины могла благодарность Государя и к Вам пребыть!"

    Правда в этом письме речь идет о свободе только для одного семейства. Вероятнее всего, что в отличие от заводских управляющих и чиновников, для которых была важна юридическая сторона вопроса и которые поэтому подчеркивали принадлежность Е. и А.Кузнецовых к разным заводам, Е.Кузнецов считал семьи свою и племянника - единой, тем более, что не имея прямых наследников, он мог видеть единственным наследником Артамона Кузнецова.

    Итак, если исходить из текста документов, а не усматривать в них заговор умолчания, как это делает в тенденциозной, на наш взгляд, статье "Загадка Артамона тагильского" (сб. "Рифей", Челябинск, 1985 г.) В.А.Блинов, очевидно: нет никаких оснований говорить о самостоятельной изобретательской деятельности А.Е.Кузнецова, тем более видеть в нем создателя велосипеда.

    Упомянутые авторы сосредоточили основное внимание на личности изобретателя велосипеда, оставив в стороне вопрос о подлинности модели, хранящейся в Нижнетагильском музее.

    Впервые подверг её сомнению в 1976 году доктор технических наук Г.Н.Лист. Он обратил внимание на необыкновенное сходство конструкций и размеров "Велосипеда Артамонова" и английской модели "паук" образца 1880 года. "Только удивительная интуиция (или копирование?) - пишет Г.Н. Лист - могли породить столь полную конгруэнтность железного "коня" Артамонова с продуктом 20-летиней эволюции за рубежом "Бегуна" Драйза и ему подобных".

    В своей "Справке о изобретении в 1801 г. в России первого в мире железного педального двухколесного велосипеда" Г.Н.Лист разработал программу, необходимых исследований проблемы - технических и историко-архивных.

    Наиболее развернутому и строгому анализу обе вышеприведенные версии о создателе первого в мире велосипеда подвергли Л.Е. Майстров и Н.А.Вилинова в статье, написанной при участии доктора исторических наук В.С.Виргинского (журнал "Вопросы истории и естествознания и техники", № 1, 1983) Авторы допускают, что нет ничего невероятного в том, что создание или усовершенствование самоката, а затем и велосипеда, могло происходить в России раньше, чем на Западе, и в этом деле могли принимать участие уральские мастера. Тем не менее тщательное изучение имеющихся публикаций привело их к однозначному выводу: "В настоящее время не найдено ни одного документа, который подтвердил бы, что на Урале жил крепостной изобретатель" Артамонов. Нельзя считать доказательством сообщения В.Д.Белова и И.Я.Кривощекова, изданные чрез 100 лет после предполагаемых событий. Не найдено ни одного научного доказательства, что к изобретательству в этой области имели отношение Артамон Кузнецов или тем более, Ефим Артамонов, само существование которого не установлено".

    Независимо от Н.Л.Вилиновой и Л.Е. Майстрова к этим же выводам пришли Г.Н.Лист и тагильский краевед С.В.Ганьжа.

    Более других были заинтересованы в разрешении загадки "артамоновского велосипеда" сотрудники Нижнетагильского музея. В частности, многолетние архивные поиски материала о жизни и творчестве Артамонова вела в 1960-70-е годы заведующая историческим отделом Л.П.Лепо.

    Появление новых исследований стимулировало изучение "артамоновской" проблемы. При этом мы руководствовались принципами не новыми, но еще раз отчетливо сформулированными в статье "О велосипеде Артамонова" Л.Е.Майстрова, Н.Л.Вилиновой: "Историк в своей работе всегда должен опираться на достоверные, проверенные факты и данные. Критический анализ источников, подтверждающий их истинность, - необходимейшая предпосылка объективности исторического исследования и его выводов".

    В соответствии с программой, намеченной Г.Н.Листом, исследование шло в двух направлениях: поиск показаний свидетелей - очевидцев демонстрации велосипед Артамонова (или Артамона Кузнецова) во время коронации Александра I (или Павла I) в в архивных документах, частной переписке и публикациях ХIX века и атрибуция экспонируемого велосипеда.

    Работа велась в государственном архиве Пермской области, Центральном государственном историческом архиве СССР (г.Ленинград), Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, Институте русской литературы АН СССР.

    В начале XIX века проекты об изобретении в области промышленности, горного дела, сельского хозяйства поступали в канцелярию Н.Н.Новосильцева, созданную по указу от 7 августа 1801 года. Её фонды, хранящиеся в ЦГИА СССР, не обнаруживают никаких материалов о велосипеде или устройстве, подобном ему. Электронная версия historyntagil.ru. Данных о демонстрации велосипеда в Москве не удалось найти в материалах о коронации Павла 1 и Александра 1: Камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича и описании-коронации Его императорского величества Александра Павловича: "Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом 1 в день его коронации 5 апреля 1797 года".

    Надеясь обнаружить воспоминания в официальной и частной переписке лиц близких к Александру и вдовствующей императрице Марии Федоровне, мы исследовали собрание статс-секретаря управляющего II отделением её величества канцелярии императрицы Г.И.Вилламова, фонд П.Л.Вакселя и собрание разных рескриптов К.Ф.Модераху пермскому и вятскому губернатору. Но и эти поиски не увенчались успехом. Нет упоминания об изобретателе велосипеда Артамонове (или Артамоне Кузнецове) и в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в "Отечественных записках" П.П.Свиньина (1818-1830 гг.)

    Кроме периодики, современной предполагаемому изобретению, мы посчитали необходимым изучить и периодику конца XIX века: журналы "Велосипед" и "Самокат" - периода увлечения велоспортом. И тоже безуспешно.

    В поисках ссылок на архивные источники были изучены фонды уральских краеведов А.А.Чердынцева, А.К.Шарца, А.А.Дмитриева, В.Е.Шишонко.

    Как видим, значительный круг источников не дает ни сведений об изобретателе Артамонове или Артамоне Кузнецове, ни в (начале XIX века) терминов, близких по значению к терминам "самокат" или "велосипед".

    Для атрибуции экспоната по заказу музея лабораторией Нижнетагильского комбината был проведен металлографический анализ образца, вырезанного из колеса "Артамоновского велосипеда", и образца металла, датирующегося концом XVIII - началом XIX века.

    В результате идентичность исследуемых образцов не была подтверждена. На основании анализа, кандидатом технических наук Н.А.Мезениным сделано следующее заключение: металл колеса выплавлен в мартеновской печи на кислом поду. Первая же мартеновская печь была пущена в действие на Нижнетагильских заодах в 1876 году.

    Дополнительный анализ по определению процентного содержания азота к исследуемым образцам проведен в Уральском научно-исследовательском институт черных металлов под руководством начальника лаборатории С.Б.Шубиной. Он тоже подтвердил: металл выплавлен в мартеновской печи.

    Окончательное заключение на основании данных анализа сделал инженер-металлург, доктор экономических наук, профессор В.И.Довгопол: "Можно утверждать, что имеющийся образец велосипеда изготовлен из мартеновского металла не ранее 70-х годов XIX века".

    Итак, доказано, что велосипед, экспонируемый в Нижнетагильском историко-революционном музее, не является оригинальной моделью начала XIX века. Результаты металлографического анализа и отсутствие документальных источников подтверждают, что какой-либо связи между тагильской моделью велосипеда и изобретением Артамонова нет.

    Пока не выяснено, копией какой модели является нижнетагильский велосипед. Первые машины имели лишь отдельные мтеллические детали. Полностью они стали изготавляться из металла с конца шестидесятых годов XIX века. Приблизительно в этот период же период изменяется и их конструкция: переднее колесо значительно увеличивается в размерах, заднее, напротив, уменьшается. Помимо сходства с ординарным велосипедом Раджа 1880 года (так называемый "паук"). о котором говорит Г.Н.Лист, тагильский образец также напоминает по конструкции модели бициклетов "Ариэль" Старлея и Хиллмана, "Наряжение" Гроута, "Кенгуру".

    Велосипед, о котором идет речь в статье, поступил в Нижнетагильский музей в 1923 году при расформировании Верхотурского музея без сопроводительной документации. Передаточные ведомости до сих пор не обнаружены. Таким образом вопрос об атрибуции модели не снимается.

    Не может считаться выясненным и вопрос об источнике, на который ссылается В.Д.Белов. Если допустить, что факт, приведенный им, имеет под собой реальные основания, встает вопрос о конструкции упомянутого им велосипеда.

    Развитие велосипеда - длительный процесс. Его предком был самокат, к XVII веку представлявший собой брус на двух колесах. Такую конструкцию имел, например, селерифер графа де Сиврака. На таком же принципе был основан и "Бегун" Драйза (1818 г.)

    Не исключено появление подобного аппарата и в России. Быть может, не случайно Белов, а вслед за ним и Кривощков, упоминая "Артамонова", применяют термин "бегал"?

Информация по материалам музея-заповедника

 

Первый в мире велосипед

Первый в мире велосипед

I. АВТОМАТИКА ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД

    Изобретатель первого в мире двухколесного велосипеда был уралец, крепостной Пожевского завода господина Всеволожского — Артамонов Ефим Михеевич.

    В 1773 году Пожевский завод, основанный в 1750 году касс чугуноплавильный и железоделательный, перешел от Строганова к Всеволожскому. Продал ли его Строганов или проиграл в карты (есть и такая версия), но отошел он к новому владельцу со всем крепостным людом. В числе крепостных был и Михей Артамонов — специалист по строительству барж.

    В 1776 году в семье крепостного М. Артамонова родился сын Ефим. Подростком он уже стал помогать отцу. В 1790 году Всеволожский направил Михея Артамонова на Старо-Уткинскую пристань на реке Чусовой, где всегда строилось большое количество барж для сплава чугуна, металлических изделий и железа. А Ефима Артамонова отправили на Нижне -Тагильский завод, на котором готовилось большое количество металлических креплений.

    Ефим Артамонов установил на одной из барж самую обыкновенную игрушку — "водяную мельницу", только больших размеров, и присоединил ее шатуном к насосу. Насос стал откачивать воду без участия рабочих. Когда баржа шла против течения, то насос работал хорошо, но при движении по течению водяное колесо вращалось так медленно, что насос почти переставал качать воду. Тогда Артамонов установил на барже ветряную мельницу и присоединил ее шатуном к насосу. При движении баржи ветряк хорошо откачивал воду. Так руками умельцев внедрялась автоматизация в производство полтора века назад.

    По чусовским и камским плесам отец и сын Артамоновы стали известны как искусные мастера по изготовлению барж. Купцы и заводчики охотно брали артамоиовские баржи и без риска загружали их товарами.

2. "ОНЫЕ САМОКАТЫ ИЗНИЧТОЖИТЬ"

    Ефиму Артамонову часто приходилось ходить пешком от Уткинской пристани на Чусовой до Нижнего Тагила, расстояние между которыми было до 80 верст. Возможно, что во время этих переходов и появилась у него мысль о постройке самоката.

    Известно, что "холоп Ефимка сын Артамонова розгами бит" за то, что в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам города Екатеринбурга (ныне Свердловск) и путал всех встречных лошадей, которые то на дыбы становились, то на заборы кидались и "увечья пешеходам чинили не малые", как гласило донесение. Этот год и нужно считать годом изобретения самоката-прототипа современного велосипеда.

    Самокат Артамонова, построенный на Нижне-Тагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо — почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. Деревянное седло было закреплено на пружине. Вес самоката был свыше двух пудов.

    В 1801 году Артамонов решил поехать, безусловно без ведома приказчиков Демидова, в столицу — Петербург и 9 мая этого года выехал из Нижнего Тагила, а 13 мая был в Перми, проехав 580 километров за четыре дня. В Казани Артамонов был 22 мая. По тем временам это была очень большая скорость передвижения, если учесть, что Артамонов вез с собой инструмент, запасное седло, педали, спицы и даже колесную мазь. Весь багаж доходил (без продовольствия) до двух пудов.

    На ходу самокат был тяжел. Переднее большое колесо при спусках под уклон создавало опасность опрокинуться через голову. При подъемах на гору надо было "жаль" из всех сил ногами. Преодолевая все эти трудности, Ефим Артамонов скатился на изобретенном самокате с Уральского хребта, около 3000 километров проехал на нем по дорогам Российской империи начала XIX столетия.

    Добрался Артамонов до Петербурга, и столичные рысаки так же шарахались в стороны от его самоката, как екатеринбургские лошадки.

    Из Петербурга Артамонов выехал в Москву, где присутствовал на коронации Александра I. Артамонову пожаловали 25 рублей денег и дали вольную.

    Артамонов благополучию вернулся в Нижний Тагил и уже вольным человеком начал усовершенствовать свой самокат. Копия велосипеда Артамонова и по сей день хранится в Нижне -Тагильском краеведческом музее.

     

    К лету 1802 года в Нижнем Тагиле было наделано иного самокатов. Многие рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу "людей добрых посмотреть, да себя показать". Но демидовские приказчики решили по-иному: за порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально сделанном самокате "оные самокаты изничтожить, а Ефимку со товарищами кнутом бить". Так и закончилось производство самокатов в Нижнем Тагиле.

3. ПО СТОПАМ ТАГИЛЬСКОГО УМЕЛЬЦА

    Изобретение Артамонова было забыто. Над созданием самоката стали работать другие. Так, в 1817 году немецкий лесничий изобрел дрезину, которая вскоре стала широко применяться во многих городах Западной Европы.

    Дрезина, получившая название по фамилии изобретателя Дрейза, была двухколесным деревянным велосипедом. Колеса были одинаковой величины, расположены одно за другим и скреплены деревянной рамой. На узкую раму садился человек, слегка доставая носками ног землю, он отталкивался попеременно то одной, то другой ногой, и самокат передвигался.

    В 1819 году в Англии появился велосипед с железными колесами, но без педалей. Только в 1836 году чеканщик по меди Дальзель в Англии приделал к колесам педали для вращения переднего колеса ногами. Только через 36 лет велосипед стал походить на артамоновский.

    В 1855 году француз Мишо сконструировал большого размера двухколесный велосипед. Переднее колесо было намного больше заднего. Переднее колесо вращалось педалями. Велосипед был в два раза тяжелее артамоновского и очень неудобен на ходу, его прозвали "костотрясом".

    В 1869 году изобретатель Махи заместил деревянную раму железкой, а англичанин Коднер установил вместо деревянных колес металлические колеса и со ступицами, которые тонкими спицами крепились к ободу колеса. В 1880 году ступицы стали делать на стальных шариках, а на обод натягивалась резиновая шина.

    В 1895 году на велосипеде были установлены цепи Галля, передача вращения от педалей шла на заднее колесо, а резиновая простая шина заменялась пневматической. Так менялся, совершенствовался велосипед, но неизменно оставался артамоновский принцип его действия: два колеса, бегущие одно за другим от поочередного нажима на педали ногами сидящего верхом человека.

* * *

    Разрозненные архивы Пожевского завода не дают возможности установить, над чем в дальнейшем работал изобретатель велосипеда. Известно, что в 1840 году Артамонов был отправлен на Суксунский завод Демидова для присмотра строящегося там железного парохода. В Суксуне, Пермской области, Ефим Михеевич Артамонов скончался в 1841 году.

    Имя крепостного самоучки-изобретателя Е. М. Артамонова доджно стать в ряд имен замечательных русских техников-изобретателей.

А. ШАРЦ, директор центральной научно-технической библиотеки Пермского совнархоза.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.04.1960.

Юбилей обыкновенных вещей. Велосипеду 160 лет

    Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уралец, крепостной Пожевского завода Ефим Михеевич Артамонов.

    Ефиму Артамонову часто приходилось пешком ходить от Уткинской пристани до Нижнего Тагила (расстояние 80 верст) и пешком возвращаться обратно. Он много помогал отцу — специалисту по строительству барж. Для откачки воды со дна баржи ставили специальные насосы, и в зависимости от силы течи два или даже три человека все время откачивали воду. Ефим Артамонов установил на одной из барж самую обыкновенную игрушку — "водяную мельницу" — и присоединил ее шатуном к насосу. Насос стал откачивать воду без участия рабочих.

Юбилей обыкновенных вещей. Велосипеду 160 лет

    Возможно, что во время переходов от Тагила до Уткинской пристани появилась у Ефима Артамонова мысль о постройке самоката.

    Известно, что "холоп Ефимко, сын Артамонов, розгами бит за то, что в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковенном самокате по улицам города Екатеринбурга и пугал всех встречных лошадей, которые не только на дыбы становились, но на заборы кидались и увечья пешеходам чинили не малые". Этот год и считают годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда.

    В 1801 году Артамонов решил поехать, безусловно без ведома приказчиков Демидова, в столицу, в Петербург. 9 мая он выехал из Нижнего Тагила, а 13 мая был уже в Перми, проехав 560 километров за четыре дня. В Казань Артамонов приехал 22 мая. По тем временам очень большая скорость. На ходу самокат был тяжел и неудобен. При спусках под уклон создавалась опасность опрокинуться через голову. При подъеме на гору надо было "жать" изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.

    Около 3009 километров Ефим Артамонов проехал на самокате по дорогам Российской империи, добрался до Петербурга, а из Петербурга выехал в Москву. Здесь Артамонов присутствовал на коронации Александра I, здесь ему пожаловали 25 рублей и дали вольную. Изобретатель благополучно вернулся обратно в Нижний Тагил вольным человеком и начал усовершенствовать свой самокат. К лету 1802 года в городе было сделано много самокатов. Нашлись охотники по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу "людей добрых посмотреть, да себя показать". Но демидовские приказчики решили по-иному: за порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально сделанном самокате, "оные самокаты изничтожить, а Ефимку со товарищами кнутом бить". Так и закончилось производство самокатов в Нижнем Тагиле. Изобретение Артамонова забыли.

    Разрозненные архивы Пожевского завода не дают возможности полнее установить, над чем еще работал Ефим Артамонов. Есть документ о том, что в 1830 году он построил коляску-самоход. Это был прототип автомобиля, только с паровым двигателем. В 1840 году Артамонова отправили на Суксунский завод Демидова, якобы для осмотра строящегося там железного парохода. В Суксуне (Пермская область) в 1841 году Ефим Михеевич Артамонов скончался.

    Имя крепостного самоучки-изобретателя Артамонова должно стать в ряду имен замечательных русских техников-изобретателей.

    А. Шарц

    В Нижне-Тагильском краеведческом музее хранится копия первого в мире двухколесного велосипеда, изобретенного Артамоновым (снимок вверху).

    Недавно в адрес Нижне-Тагильского краеведческого музея пришло письмо из Бирмингама от фирмы, изготовляющей велосипедные седла и сумки. Фирма просила выслать фотографии и описание артамоновского велосипеда. О нем они узнали случайно в Германии, в городе Радмаркте.

    Англичане прислали нам интересное издание "Велосипеды — история и развитие". В нем описан и изображен первый английский велосипед без педалей, изобретенный в 1819 году, на 19 лет позже тагильского.

    Голландский журналист Д. Хохенкамп просил также выслать снимок артамоновского велосипеда для его работы по истории велосипеда.

    Так идет слава о русском изобретателе!

    В нашем музее хранится второй велосипед, сделанный тагильским рабочим-кузнецом Сергеем Захаровичем Зелениным в 1884 году. Тагильские следопыты обнаружили его в 1951 году у рабочего Лебяжинского рудника (снимок внизу).

Юбилей обыкновенных вещей. Велосипеду 160 лет

    С 1950 года, когда отмечалось 150-летие артамоновского изобретения, в Нижнем Тагиле ежегодно проводятся традиционные соревнования по велосипедному спорту — Артамоновский велопробег.

Е. БОТАШЕВА, библиотекарь Нижне-Тагильского краеведческого музея

    Литература: Журнал "Уральский следопыт", №3, 1960 г.

Главная страница