10 лет экологического сотрудничества

    10 лет назад правительство России приняло федеральную программу по экологическому оздоровлению Нижнего Тагила.

    Федеральная целевая программа по оздоровлению окружающей среды и населения города Нижний Тагил действовала с 1995 по 2001 годы. Программа соответствовала федеральным приоритетам: создание условий для улучшения качества жизни, снижение вредного воздействия на окружающую природную среду, улучшение состояния здоровья жителей. Падение объемов производства в 90-х годах, хроническое недофинансирование из федерального бюджета не позволили выполнить программу в полном объеме. Но плоды экологического сотрудничества оказались достаточно весомы - объем работ составил 6 миллиардов 694 миллиона рублей в ценах 2000 года (почти три годовых бюджета города в ценах 2004 года!). Этого оказалось достаточно, чтобы в несколько раз улучшить состояние воздушной среды и в пять раз - водной. С 2001 по 2005 годы в городе действует муниципальная экологическая программа, в рамках выполнения которой освоено более 1,7 миллиарда рублей, что составляет 81% запланированных вложений из бюджета города. С 2006 года начнется действие Плана основных природоохранных мероприятий на 2006-2007 годы. Бюджет плана составляет 5 миллиардов рублей, из которых большая часть будет направлена на дальнейшую реконструкцию НТМК. По оценкам отдела по экологии и природопользованию администрации города, в городе уже в ближайшем будущем на первый план, наряду с производственными загрязнениями, выйдет загрязнение бытовыми отходами и выбросами автотранспорта. Именно эти загрязнители станут главным бедствием XXI века. Общественности предстоит осознать свою возрастающую роль в сохранении окружающей среды чистой и пригодной для жизни.

    Экологическое сотрудничество и создание системы экологической безопасности в Нижнем Тагиле

    Как это было

    В 1988 году Нижний Тагил стал первым городом в России, где прошли экологические митинги, а общественностью были созданы экологические организации горожан. Приступив к обязанностям управляющего городом в 1990 году, я еще раз убедился в запредельной нагрузке промышленных зон на экологию, масштабе их выбросов и воздействия на окружающую среду. Но понадобилось еще два года, чтобы в 1992 году, во время стремительного визита в наш город первого Президента России Ельцина, был сделан первый реальный шаг.

    Борис Николаевич в бытность свою первым партийным руководителем Свердловской области был хорошо знаком с экологическими проблемами Нижнего Тагила, поэтому без лишних проволочек отреагировал на обращение по поводу скорейшего принятия комплекса мер по оздоровлению окружающей среды города. Меня поддержал губернатор Свердловской области (на тот момент тоже первый в России) Эдуард Россель. И дело решилось - президент поставил резолюцию на нашем обращении с поручением правительству срочно принять меры.

    Президентская резолюция нам очень помогла в московских властных коридорах, а помощь земляков-уральцев ускорила процесс согласования. Среди тех, кто активно помогал, я бы назвал тогдашнего депутата Верховного Совета РФ от Нижнего Тагила Валерия Федоровича Бока, руководителя президентского секретариата Ельцина Виктора Васильевича Илюшина. Они буквально налегали на министерские двери, когда их пытались захлопнуть перед нашим носом - высокие московские начальники были несказанно удивлены тем, что федеральную программу впервые "выбивает" себе даже не субъект Федерации, а "просто город" - дескать, не по чину тагильчане взяли!

    Буквально неделями приходилось руководить городом из Москвы, были подготовлены горы справочного материала. Не то что башмаки, ноги до колен стоптали в столице, было проведено множество согласований практически во всех министерствах (по семь-десять за каждую поездку). А сколько было поездок, не сосчитать. И резолюции тогдашнего и. о. премьера Е. Т. Гайдара на наших документах тоже хорошо помню: "Срочно". "Весьма срочно". "Сверхсрочно!". Но надо же было такому случиться, что назавтра Гайдару подписывать уже готовую программу, а Ельцин отправляет его в отставку!

    Для нас все началось по второму кругу, теперь с Виктором Степановичем Черномырдиным. Сейчас с улыбкой вспоминается, чего только мы ни выслушивали от высоких московских чиновников, но тогда было не до смеха. Лишь наша "палочка-выручалочка" - резолюция Ельцина позволила продолжить борьбу. На этом этапе очень помогли тагильские медики. Вячеслав Викторович Погудин, позднее ставший моим первым заместителем, и тогдашний начальник СЭС Владимир Николаевич Севостьянов выявили неопровержимые свидетельства надвигавшейся экологической катастрофы, затем была обоснована необходимость скорейших мер по оздоровлению глубоко больной экологии Тагила.

    По итогам "второго раунда" наших московских "хождений во власть" В. С. Черномырдин в феврале 1993 года подписал распоряжение председателя Совета Министров по созданию программы. Хорошо помню, как в этот момент разразилась небывалая гроза (это в феврале-то!). Я еще сказал тогда Виктору Степановичу: "Вот видите, как природа отмечает это знаменательное событие!". После этого мы тоже первыми в стране вместе с Красноярском прошли государственную экспертизу и вышли, наконец, на финишную прямую - 6 мая 1995 года было подписано постановление о реализации комплекса мер по выполнению "экологической" федеральной программы - опять первой в стране!

    В программе были прописаны многомиллионные суммы, но деньги на ее реализацию, помимо выделенного правительством 171 миллиона рублей (и то в ценах 2000 года), нам предложили изыскивать... самим. Часть средств (около 360 миллионов) мы привлекли из областного и городского бюджетов, но где было взять остальные 6 миллиардов и почгде было взять остальные 6 миллиардов и почти 163 миллиона рублей, в итоге освоенных на выполнении программы? С нашей стороны последовало немало экзотических инициатив по косвенному налогообложению, но все они отметались правительством из-за боязни, что пример тагильчан создаст очередь желающих на подобные федеральные программы со стороны других экологически неблагополучных городов страны. В итоге выручил нас... Анатолий Борисович Чубайс. Сегодня я не в восторге от его энергетической программы, но тогда в качестве зампреда правительства он здорово помог тагильчанам, поддержав наше предложение об "экологическом" налоге в 1,5% от выручки предприятий, работавших на территории города. Именно эти деньги составили основу нашего ФИФа - финансово-инвестиционного фонда, позволившего консолидировать деньги предприятий для решения экологических проблем в интересах всего города.

    Экология как социальный менеджмент

    Именно этот, крайне непопулярный поначалу у производственников "экологический сбор" в ФИФ стал архимедовым рычагом, перевернувшим ситуацию к лучшему. С "живыми деньгами" тогда было трудно, поэтому мы активно шли на взаиморасчеты, особенно если они касались выполнения экологической программы. Все это позволяло НТМК, Уралвагонзаводу, "Уралхимпласту" списывать расходы и включать их в себестоимость произведенной продукции. Дело прошлое, да и кто нас сегодня упрекнет в этом? За счет образовавшихся средств мы закупали томографы, другое дорогостоящее медицинское оборудование. Но главная статья расходов касалась модернизации технологического процесса, очистных сооружений по современным экологическим стандартам самих предприятий.

    И здесь на первый план, конечно, вышло наше взаимодействие с НТМК как главным "загрязнителем окружающей среды". Поначалу далось оно непросто... "Экологический" налог был принят в штыки: "И так денег нет, а тут еще экология ваша!". Не сразу к металлургам пришло понимание того, что соответствие мировым экологическим стандартам стало на самом деле первой предпосылкой к реконструкции всего предприятия по тем же мировым стандартам. Чего только новая шестая домна стоит!

    Со времен Юрия Сергеевича Комратова, Михаила Иосиповича Аршанского, Михаила Андреевича Крупина на комбинате пошла установка восстанавливающих фильтров, было принято решение о сооружении МНЛЗ, изменилась психология металлургов, которые стали учитывать экономию энергоресурсов, нагрузку металлургического процесса на экологию и здоровье тагильчан как экономический фактор. В итоге мы договорились, и пошло резкое падение выбросов - с 641 000 тонн в 1988 году и 547 000 тонн в 1990-м до почти 218 000 тонн в 2004 году. Но это уже после прихода нового собственника на предприятие. С компанией "ЕвразХолдинг" нам тоже удалось найти общий язык. А новым собственникам выполнять программу было значительно труднее, чем предшественникам, - после девальвации рубля в 1998 году начался экономический рост, резко поднялись объемы выпуска продукции.

    Тогда уже не приходилось объяснять значение природоохранных мероприятий - к этому времени мы уже развернули образовательные экологические программы в вузах, школах и даже детских садах. Сами дети стали говорить: "Папа, не дыми!". Это позволило достучаться до сознания "последней инстанции" - мастера, у которого всегда был соблазн сократить время плавки. Представьте, даже имеющиеся фильтры 10 лет назад использовались на комбинате всего на 30-40%. Люди тогда просто не понимали, к каким страшным последствиям это вело...

    Как это будет

    Еще не успели высохнуть чернила под подписью Черномырдина, а мы уже стали задумываться о том, что дальше? Ведь программа рано или поздно будет выполнена (что и произошло на самом деле), но и нынешние 217 000 тонн выбросов (только вдумайтесь - 566 килограммов вредных отходов на каждого жителя города в год - попробуйте поднять за раз!) мало украшают нас, даже если принять во внимание, что в других промышленных городах страны ситуация гораздо серьезнее и сравнима с Нижним Тагилом образца 1995 года.

    И мы, выполняя программу, двигались дальше. Еще в качестве депутата Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области я инициировал подготовку областного закона о природоохранной деятельности. Инициативу подхватил депутат областного парламента Николай Александрович Малых. Суть законопроекта предельно проста: если промышленно развитый город - донор федерального и областного бюджета, то он вправе найти понимание власти в том, что выработка небывалого валового продукта обеспечивается и небывалой нагрузкой на экологию. Так не доводите дело до очередной чрезвычайной федеральной "экологической" программы! Дайте нам возможность часть нами же заработанных средств оставлять в своем распоряжении для улучшения экологической ситуации. Это тоже экономический фактор - пока еще не придумано ничего более дорогого в рыночной экономике, чем здоровье и жизнь человека!

    Что касается приоритетов города, то на первый план выходит состояние воды: пора перекрывать и чистить Кушву, Вязовку, привести в порядок пруд. Наша работа по оздоровлению окружающей среды в рамках реализации теперь муниципальной программы идет своим чередом. Возможно, поэтому дети и внуки участников тех экологических митингов 17-летней давности так болезненно реагируют на трубы, которые продолжают чадить. Эта обеспокоенность свидетельствует о том, что в городе за последние 10 лет многое изменилось к лучшему.

Николай ДИДЕНКО.

    Реальная экология

    Создание системы экологической безопасности на Нижнетагильском металлургическом комбинате началось в 1989 году - сразу после экологических митингов, создавших Нижнему Тагилу всенародную "славу" самого грязного металлургического города страны. Тагильским металлургам пришлось тогда ответить перед общественным мнением за всю отрасль, за все советские десятилетия пренебрежения охраной окружающей среды и здоровьем людей. Нет худа без добра - в итоге всего сделанного за 16 лет Нижний Тагил уже давно и без лишнего шума вышел из "черного рейтинга" 50 самых экологически неблагополучных городов России (по данным НПК "Атмосфера" при ГГО им. А. И. Войекова). Созданная нами система экологической безопасности НТМК полностью соответствует условиям лицензирования федеральной службы по мониторингу окружающей среды, имеет право самостоятельно осуществлять деятельность в области гидрометеорологии, в смежных областях (участие в муниципальной экологической программе). Это свидетельствует, наверное, о высоком уровне специалистов, которые здесь работают, и об уровне вложений НТМК в безопасность самого высшего порядка - экологическую.

    Впрочем, за это время поменялось и отношение власти к металлургам. Ведь те знаменитые экологические митинги чем были вызваны? Мы только и слышали от партии и правительства: "Давай вал, тонны, чугун, сталь, прокат любой ценой". Об экологии мало кто думал, и денег на нее практически не планировалось. Зато сегодня органы всех уровней сначала требуют с нас здоровье людей, а уж потом рыночные достижения, которые подразумеваются как само собой разумеющееся. На Руси-матушке в этом плане, как обычно, не обошлось без перегибов - современное российское экологическое законодательство - одно из самых жестких в мире. Иногда эти экологические нормативы просто невозможно выполнить, не остановив даже современное производство полностью. Так что мы выполняем эти стандарты пока больше, чем наполовину. Для дальнейшего прогресса требуется коренное изменение организации производственного процесса в целом. Да, грешны мы, и штрафы за это платим немалые, но выше головы просто не прыгнешь - второй мартен и коксохим просто исчерпали все возможности для дальнейшего совершенствования технологии. А закрыть эти важные переделы в ближайшие два года мы тоже не можем. Мы не говорим о том, что будем увеличивать объемы выпуска - мы просим нас понять, когда доказываем то, что закрытие нескольких переделов на два года в ожидании новых технологий оставит тысячи людей без работы! Еще неизвестно, что окажется тяжелее для города в социальном плане (именно эти опасения часто ограничивают эффективность экологического контроля в других металлургических городах "большой восьмерки").

    Кстати, больше всего этим подразделениям комбината достается от нашей собственной службы экологической безопасности во главе с Сергеем Авенировичем Пермяковым, так как правительство доверило нам самостоятельно контролировать экологическую безопасность на предприятии. Достается и штрафами, и, как говорится, "моральным воздействием" - еще неизвестно, что действеннее... Соответствие международному стандарту по IS0 14001 (система управления окружающей средой) обязывает. Мы открыты для экологического аудита любого уровня - нам каждый год необходимо подтверждать полученный сертификат... Конечно, только на штрафах и аудитах экологическое сознание работников НТМК не сформируешь, поэтому мы программу экологической безопасности выносили на широкое обсуждение в трудовом коллективе. Убедились, что народ все понимает правильно и специально никого уже не надо агитировать - у каждого в городе жены живут и дети растут. На других металлургических предприятиях страны, кстати, тоже все взялись за экологию. В Магнитогорске, Новокузнецке, Липецке и Череповце все готовятся к международной сертификации и работе по мировым экологическим стандартам.

    Необходимо отметить, что контакты по обмену экологическим опытом между предприятиями группы "ЕвразХолдинг" ведутся сейчас очень активно - компания стремится выровнять экологические нормативы на всех предприятиях. Что ж, придется соответствовать тагильским стандартам. Согласно стратегии развития НТМК до 2010 года прогнозируемый уровень выбросов в 2009 году составит около 71 тыс. тонн, в 2010-м - 39 тыс. тонн. Для сравнения напомню, что становление экологической безопасности на комбинате начиналось в 1990 году с 288 тыс. тонн, а в 2004 году уровень валовых выбросов сократился уже до 104,6 тыс. тонн.

    Спору нет - работать в компании, для которой социальные аспекты развития в числе приоритетных - здорово. Нам не приходится краснеть за состояние охраны окружающей среды перед многочисленными контролирующими органами и бесконечными проверками. Возьмите хотя бы рекультивацию отвалов - каждый год они уменьшаются на два с половиной миллиона тонн! При нынешних темпах утилизации они практически исчезнут через 20 лет. Мы видим в этом вопросе партнерское отношение со стороны муниципалитета. Нам в голову не приходит просить главу города "разрешить" нам выбросы, но и он, наделенный практически неограниченными полномочиями по соблюдению экологического законодательства, избегает окриков и выискиваний очередной масляной лужи. ЕвразХолдинг, в свою очередь, стремится максимально ускорить реконструкцию НТМК, чтобы при выпуске 5,2 миллиона стали вплотную приблизиться к стопроцентному соблюдению экологических нормативов. Для этого потребуются миллионы евро вложений в модернизацию. Среди первоочередных объектов - конвертерный цех, пятая доменная печь, колесное и коксохимическое производство... нам предстоит также полное закрытие мартенов.

    Пока рынок продолжает оставаться на подъеме, надо все успевать. При более низком уровне доходности нам будет еще труднее, да и процесс экологической экспертизы новых и реконструируемых объектов занимает многие месяцы - общественность всегда успеет сказать свое веское слово. А мы всегда готовы реальными делами подтвердить, что воспринимаем выплавку стали как участие в позитивном процессе изменения жизни людей к лучшему. Кстати, пока на металлургах оттачивали свои копья экологи, другая проблема уже надвинулась, и не менее серьезная, чем наши выбросы. Выхлопы автомобильного транспорта, которые стелются по земле, прежде всего поражают здоровье детей. Во всяком случае, мне кажется, в многочисленных аллергических детских насморках винить надо уже не только коксохимиков.

    Да что там говорить - металлурги сами активно участвуют в работе общественных экологических организаций и создают свои, комбинатовские. Электронная версия historyntagil.ru. Поймите, нам обиднее всего, когда нас пытаются "пригвоздить" только по инерции, только потому, что мы "под рукой" и нас легче достать, чем других виновников экологического неблагополучия, так как у металлургов элементарно больше финансовых средств. Мы же даем определенные обязательства и полностью отвечаем за них в пределах возможного. Это и есть социальная ответственность и реальная экология.

    Посмотрите динамику вложений в природоохранную деятельность: 2001 год - 340 миллионов рублей, 2002-й - 421 миллион, 2003-й - 735 миллионов, 2004-й - 3 миллиарда! План на 2005 год - 3,5 миллиарда рублей: Немудрено, что наш комбинат имеет наивысшую рейтинговую оценку среди предприятий черной металлургии страны по показателям природопользования, по ряду других показателей (данные МсоЭС и АНО "НЭРА" при поддержке российского правительства, Всемирного банка, Минэкономразвития, Минприроды РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации коммуникационных агентств России).

    В заключение от имени всех металлургов города возьму на себя смелость сказать - мы часть города, который тоже очень любим, и мы, компания "ЕвразХолдинг", делаем все, чтобы развитие социальной сферы и обеспечение экологической безопасности были бы не только красивыми лозунгами, а реальным содержанием нашей работы.

Алексей КУШНАРЕВ.

Литература: Журнал "Максималист", №17, 2005.

Главная страница