Светлое и темное прошлое...

К 50-летию первой партийной конференции Дзержинского района

    В 1939 году мне, тогда молодому коммунисту, выпала высокая честь быть делегатом первой партконференции по созданию Дзержинской районной парторганизации. В то время я вел производственный отдел в заводской многотиражной газете "Вагоногигант", которая выходила ежедневно. На четырех страницах эта газета освещала жизнь только что вступающего в строй действующих Уралвагонзавода.

    Как сотрудник редакции, я был тесно связан с людьми, знал всех руководителей завода и стройки. До создания районной парторганизации на Вагонке было два парткома, во главе которых стояли: на стройке – А.Я. Денисов, В.Ф. Петышкин, на заводе И.И. Глаголев, М.М. Напылов, М.В. Чавордин. Все партийные вожаки были молодыми, но глубоко вникали в делпо, хорошо знали положение на строительных участках и в производственных цехах. Они всегда выполняли данное слово, и мы охотно шли к ним с надеждой получить помощь.

    То же можно сказать о профсоюзных вожаках постройкома – А. Радостеве, Г. Бахрове и завкома – С. Журавлеве, И. Изюмове. На первый план они выдвигали заботу о людях, решали, как облегчить их труд, обеспечить жильем, укрепить здоровье. Целенаправленная деятельность партийных, профсоюзных и хозяйственных руководителей не прошла бесследно: сотни рабочих и служащих тогда остались в Тагиле навсегда.

    Помню то хорошее светлое время. Несмотря на трудности жизни, люди творили чудеса.

    Сейчас может показаться сказкой, с каким задором после основной работы мы выходили на общенародную стройку трамвайных путей. Уже в марте 1940 года связали Вагонку с центром города. Высоких результатов достигли бригады: плотников – делегата XVIII партсъезда Лапшина, монтажников – Кучумова и Гаснна, кузнецов – Ванина. Жизнь кипела и в то же время омрачала. Нас убеждали, что мы окружены врагами народа и надо защищать революцию. И все тут теоретически было обосновано и практически доказано Сталиным, которому все верили, преклонялись. Шли аресты ни в чем не повинных людей, многие исчезали бесследно. В Сочи, на курорте, взяли начальника строительства Уралвагонстроя Л.М. Марьясина. Арестовали первого секретаря горкома партии, до этого парторга ЦК ВКП(б), на Уралвагонстрое Ш.О. Окуджаву. Безвинно пострадали председатель горсовета Грушин, его заместитель Ячменев, начальник Нижнетагильского отделения железной дороги Турок. Впоследствии все реабилитированы.

    Чтобы избавиться от ярлыка "за связь с врагом народа Марьясиным", покончил жизнь самоубийством начальник Строительства вагоносборочного корпуса Тамаркин, которого писатель Александр Авдеенко назвал инженером трех эпох: строительства Днепрогэса, Магнитки и Вагонки.

    Осенью 1937 года в клубе строителей, разместившимся в бараке в конце улицы Тельмана, несколько вечеров подряд после работы бурно проходили объединенные партийные собрания коммунистов стройки и завода. Здесь выискивали "врагов социализма". Крепко тогда досталось первому директору Уралвагонзавода Г.З. Павлоцкому, который до назначения на завод находился на производственной практике в США.

    – Орден Красной Звезды, врученный Михаилом Ивановичем Калининым, вас не спасет! – кричали в лицо директору.

    Вскоре Павлоцкого отозвали в Москву, и след его пропал.

    Подверглись аресту первый секретарь парткома Уралвагонзавода И.И. Глаголев и его жена, профсоюзная активистка Варвара Васильевна. Встретились они вместе на прогулке арестованных. Затем их освободили.

    Первая районная партийная конференция проходила 3 июля 1939 года в заводском клубе (ныне Дом культуры треста № 88). Открыл партконференцию первый секретарь горкома партии Трохов, ранее работавший заместителем механика Уралвагонзавода.

    Стоял летний солнечный день. И вот в перерыве всех делегатов приглашают выйти на улицу, чтобы сфотографироваться для истории. Фотограф нашей редакции газеты "Вагоногигант" Петр Королев несколько раз щелкнул затвором "ФЭДа". Снимок получился удачным и подарен на память всем 176 делегатам. (Автор этих строк свое фото передал в заводской музей трудовой и боевой славы). И ныне здравствуют Н.М. Катаев, Л.А. Куликов, А.Н. Лапин, И.И. Бундаков. Сожалею об ушедших из жизни И.В. Окуневе, В.Л. Клюеве, М.М. Налылове, И.Г. Сорокине, А.С. Данилушкине, В.П. Горбунове, Н.Ф. Бызовой, И.Ф. Жемчугове, С.А. Журавлеве, И.Г. Иэюмове, А.Я. Денисове...

    На конференции мы всесторонне обсуждали кандидатуры в первый состав Дзержинского райкома партии, оценивали деловые качества каждого коммуниста. И снова звучало: "Не был ли кто связан с "врагами народа".

    Голосовали тайно. Здесь же прошли первый пленум и выборы бюро райкома партии, ревизионной комиссии и решены все организационные вопросы. На должность первого секретаря райкома сначала выдвинули М.М. Напылова, очень авторитетного коммуниста, секретаря парткома УВЗ. Но Михаил Михайлович снял свою кандидатуру по болезни. Первым секретарем райкома партии был избран товарищ Климов, работавший на заводе начальником цеха. Заведующей отделом агитации утвердили энергичную женщину Н.Ф. Бызову. Она еще долго работала на металлургическом комбинате. Два года назад умерла.

    Дзержинский райком партии объединил парткомы стройки, завода и все первичные организации различных учреждений.

    К тому времени в стране закончились чистка партии и обмен партийных документов, был возобновлен прием новых членов. К нам пришли надежные товарищи, ныне ветераны войны и труда В.Н. Перминов, Л.Г. Широков, И.И. Бундаков, В.И. Довгопол. Все они и сегодня активно участвуют в партийной жизни. В.А. Перминов – зам. секретаря парторганизации ЖЭУ-6, Л.Г. Широков возглавляет шефство над комсомолом района, различные поручения выполняет И.И. Бундаков. Инженер В.И. Довгопол вырос до крупного партийного работника и ученого, избирался секретарем парткома УВЗ, первым секретарем Нижнетагильского горкома КПСС и вторым секретарем Свердловского обкома партии. Ныне он доктор наук, трудится в Свердловске, не забывает город своей молодости.

    После создания райкома партии начинается формирование Дзержинского райкома комсомола. Первым вожаком молодежи стал комсомольский запевала из цеха колес (ныне чугунолитейный) Василий Свердлов, погибший в боях за Родину.

    Коммунисты и комсомольцы с новой силой развернули социалистическое соревнование на стройке и на заводе. Росли ряды стахановцев. В 1939 году страна получила 3143 гондолы-полувагона, 1953 платформы и 267 крытых большегрузных вагонов. В цехах трудились 139 многостаночников и 230 человек совмещали профессии.

    По предложению наркома среднего машиностроения И.А. Лихачева, поддержанному райкомом партии, вагоностроители вступили в соревнование с коллективом Челябинского тракторного завода. Соревнование заводов-гигантов продолжалось недолго. Но оставило о себе добрую память. Не желая отстать от тракторостроителей, образцы труда показывали коммунисты: токарь Кусков, фрезеровщик Устюгов, кузнец Латиков, бригада кузнецов Евлампия Вагина. Их портреты все видели на центральной аллее завода.

    В апреле 1940 года мне в составе делегации посчастливилось побывать на Челябинском тракторном заводе. Не без зависти мы смотрели на четкий, отлаженный на каждой операции тракторный конвейер: "Вот бы и нам так! – воскликнул бригадир сборщиков гондол, профгрупорг коммунист В.Л. Клюев. Возвратившись домой, Василий Лаврентьевич и рассказал о своей поездке в Челябинск товарищам. Вместе сумели отладить конвейер гондол, он стал работать ритмичнее.

    А вагонов требовалось все больше и больше. Об опыте организации социалистического соревнования у тракторостроителей мы рассказывали рабочим всех цехов, подготовили выступление в заводской газете.

    Обострялось международная обстановка. Гитлер приступил к захвату Польши. Чтобы укрепить нашу западную границу, Советское правительство было вынуждено отдать приказ Красной Армии об освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Глубокой осенью 1939 года к нам оттуда стали прибывать люди для работы на Уралвагонзаводе. Жилья не было. Их временно разместили в клубе-бараке строителей. Здесь работники райкома партии и коммунисты завода проводили разъяснительные беседы с новичками. Сейчас в числе вагоностроителей немало украинцев и белорусов.

    В мае 1940 года вопросы дальнейшего развития завода обсуждались в ЦК ВКП(б) и в Совнаркоме. Дирекция, партком и профком получили строгий наказ: резко увеличить выпуск вагонов и улучшить экономические показатели. В цехах прошли открытые партийные собрания. Электронная версия historyntagil.ru. Впереди вновь были коммунисты, сумевшие организовать людей. Трудовой героизм вагоностроителей одобрил Иван Алексеевич Лихачев – нарком среднего машиностроения, который побывал на заводе летом 1940 года, после разговора в ЦК ВКП(б) и в Совнаркоме.

    Нарком интересовался нашей жизнью, бытом, учебой.

    – Вот настоящий коммунист, – говорили о Лихачеве рабочие. С его участием в центральном клубе Вагонки состоялся партийно-хозяйственный актив. Выступление Ивана Алексеевича все слушали внимательно. Он отметил, что завод великолепный и здесь трудятся добрые люди, с которыми можно брать любые рубежи. Нарком внимательно слушал всех выступающих, делал пометки в блокноте. На другой день он издал приказ о назначении молодого специалиста Евгении Ильиной начальником электродного цеха. Умел разбираться в кадрах руководителей.

    Наказ партии уральцы выполнили. За пять лет завод дал Родине Около 40 тысяч большегрузных вагонов с маркой "УВЗ".

    В годы войны работники райкома партии не покидали завод. Парторг ЦК ВКП(б) С.А. Скачков в книге "Гордость моя – Вагонка" вспоминает: "Огромная роль легла на коммунистов. Неделями не уходили домой, разгружали вагоны, устанавливали станки, молоты, прессы, создавали оснастку, заражая всех своей неутомимостью". Вместе с заводскими коммунистами трудились и работники Дзержинского райкома партии. Они не просто словом, но и делом показывали личный пример в острых производственных ситуациях.

    Победа! В сентябре 1945 состоялся заводской партийно-хозяйственный актив. Прошли собрания я цехах с участием работников райкома партии, на которых обсуждались новые задачи, связанные с массовым выпуском вагонов – мирной продукцией. Коммунисты, как и в годы войны, трудились днем и ночью, сутками не уходили домой. Руководил ими заместитель главного механика Петр Дмитриевич Щукин. И скоро вагоны пошли на магистрали Родины. И ныне в каждый вагон вложен труд коммунистов.

    Коллектив воспитал девять Героев Социалистического Труда и 37 лауреатов Государственных премий.

    Хорошеет Вагонка. Зеленеют ее проспекты и улицы, улучшаются бытовые условия. Но вот что замечаю: порой слова расходятся с делами. В сентябре 1977 года секретарь РК КПСС В.В. Кащенко на митинге, посвященном 100-летию со дня рождения Ф.Э. Дзержинского заверяла трудящихся, что на проспекте его имени будет установлен памятник. Прошло 12 лет, но увы... Осенью 1986 года в заводской газете "Машиностроитель" опубликовали Постановление Совмина РСФСР о создании на Вагонке памятника рыцарю революции, провели субботники и сбор средств, поговорили о месте, где установить памятник. И на этом все заглохло.

П. НОВОЖИЛОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.07.1989.

Главная страница