Иван-озеро ждет хозяина

    ...Чистейшая озерная гладь, окруженная густым лесом, огромное количество отдыхающих вдоль береговой линии. Кто-то ныряет с пирса, кто-то попивает в павильоне прохладный сок, дети играют на мелководье, брызгая друг на друга прохладной водой. За всем этим неустанно наблюдают спасатели, обеспечивая безопасность отдыхающих, было чисто и уютно... Так выглядело это место до перестройки.

когда-то здесь был пирс с лавочками и лестницами для схода в воду

Когда-то здесь был пирс с лавочками и лестницами для схода в воду

    А теперь чуть ли не болото, ничего не осталось. Нет даже развалин былых строений. Лишь торчащие из воды остовы разрушенного пирса, словно черные обелиски, служат напоминанием о том, что здесь когда-то было одно из лучших мест отдыха Нижнего Тагила. Речь идет об Исинском водоеме, который находится в шести километрах от Вагонки.

    Окунемся в историю Иван–озера. Кстати, это имя оно получило в память о директоре Уралвагонзавода Иване Васильевиче Окуневе. Именно он в 60–е годы стал инициатором постройки рукотворного пруда в лесной долине реки Исы. Силами комсомольцев проект был воплощен в жизнь.

    Все заместители директора УВЗ по быту постепенно усовершенствовали базу отдыха. Еще бы, ведь на ее содержание по тем временам выделялись огромные деньги. На берегу стали вырастать здания для медицинского персонала и спасателей, вышка для ныряльщиков, пирс, питьевые фонтанчики и павильон для буфета. Была даже пробурена скважина, из которой текла чистейшая вода. Многие вагоностроители специально приезжали, чтобы набрать живительной влаги.

    Но времена поменялись. Грянула перестройка, и завод был уже не в состоянии выделять средства на содержание Иван-озера.

    Некоторое время база отдыха вместе с водоемом находилась в ведении спортсооружений УВЗ. Но и от этого вскоре пришлось отказаться. Администрация Дзержинского района приняла решение передать Исинский пруд предпринимателю Александру Бекташяну.

    Он взялся за дело с большим энтузиазмом. Начиная с 1996 года на базе была восстановлена лодочная станция, появились понтоны и платная стоянка для транспорта, а главное – поставлена первая в области водная горка.

    Все бы хорошо, но как только начинался зимний сезон, мародеры устремлялись к Иван-озеру в поисках наживы. Почти все было разграблено либо уничтожено. Бекташяну пришлось возместить ущерб УВЗ. Вскоре он отказался от этого проекта, увидев всю его бесперспективность и убыточность.

    Но вернемся к реальности. Нормально поплавать можно только возле берега, ближе к центру пруда все заросло водорослями и очень много ила. Повсюду горы мусора.

    Исинский пруд в плачевном состоянии. Чтобы его восстановить, нужно закрепить его за какой-либо организацией и стабильно финансировать.

Владимир ПАХОМЕНКО.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 31.07.2008.

Народное озеро

    Иван-озеро – единственный водоем в нашем районе. Склоненные над гладью воды березки и осины, устремленные ввысь сосны и ели, ажурная зелень – прекрасный островок уральской природы. Он появился в 1954 году благодаря бывшему директору Уралвагонзавода Ивану Окуневу, который сам выбрал место и организовал народную стройку.

    О собственном пляже заводчане мечтали давно и были готовы отработать на субботниках сколько потребуется. Многие помнят, как на Исе с утра до вечера ревели моторы тракторов и бульдозеров, трудились тысячи рабочих из разных цехов предприятия. Прекрасное озеро уралвагонзаводцы создали всего за два с половиной месяца. И название ему люди придумали сами: Иван-озеро – по имени директора завода. Во что со временем превратился чистый и красивый водоем, думаю, все знают. Мало кто в последние годы отваживался загорать на выжженной траве среди окурков и прочего мусора. Да и мутная застоявшаяся вода прохладой не манила. Проблема возрождения места отдыха на Исе поднималась неоднократно. Наконец, решение ее сдвинулось с мертвой точки.

    На средства, выделенные из городского бюджета по программе "План природоохранных мероприятий и мероприятий по реабилитации населения на 2008-2010 гг.", была спущена вода, ложе купальной зоны очищено от мусора и ила, углублено дно, отремонтировано гидротехническое сооружение, отсыпана дамба. Планировалось и благоустройство прибрежной зоны, но проект не был воплощен в жизнь. Тем не менее, зона для купания у жителей Вагонки теперь есть. Заводчане проводят субботники по очистке территории. В этом году Исинская дорога, ведущая к Иван-озеру, отремонтирована на областные средства.

Иван-озеро – любимое место отдыха заводчан

Иван-озеро – любимое место отдыха заводчан

Алена ТУРУШЕВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.07.2011, №54.

"Дорога жизни"

    Исинское водохранилище открылось для массового отдыха в 1954 году. Чуть позднее появилась асфальтированная дорога на Ису и сады в районе Солодова Лога.

дорога в сады отремонтирована

Дорога в сады отремонтирована

    Осваивая лесные земли, садоводы научились выращивать в таежной глухомани розы и картошку. В "зоне рискованного земледелия" труд не адекватен урожаю, но помидоры, яблоки и сливы на участках "мичуринцев" не переводятся. Более того, и тех и других становится все больше. В исинской стороне сегодня 12 садовых товариществ, объединяющих более тридцати тысяч человек. Все они выезжают на природу из экологически неблагополучного Тагила на выходные, а дети проводят в саду каникулы, взрослые – отпуск, пенсионеры живут, как в деревне, находя на своих сотках отраду для души и прибавку к пенсии в виде выращенного натурального продукта.

    В перестройки, кризисы, дефолты "земля-кормилица" спасала не раз. В эпоху генетически модифицированных продуктов свой огурец – залог здоровья. А построенные самостоятельно дома, бани, теплицы создают тот дачный комфорт, из которого многих калачом не выманить.

    И "дорогой жизни" для всего этого стали 11 километров трассы, по документам – скромной и проселочной, а потому внимания городских властей не заслуживающей. Все просьбы о починке аварийного пути пропадали в ведомственной неразберихе и попытках разобраться, кто хозяин – город или Пригородный район с его нулевыми финансовыми возможностями в части дорожных работ. Результат всех обращений граждан отзывался пустым звуком на протяжении лет пятнадцати.

    Гордиев узел в 2010 году разрубил губернатор Свердловской области, выделив двадцать миллионов рублей на ремонт исинской дороги, все беды которой в одну из встреч с уралвагонзаводцами детально ему обозначил бывший сталевар цеха 561 Валерий Якушев. Год спустя, они вместе проехали до Иван-озера, поговорив о том, что было раньше в этом уголке, почему нельзя здесь строить новое кладбище, почему выделенные двадцать миллионов не освоены, а "тропа здоровья" на Ису заросла бурьяном. Александр Мишарин обещал помочь.

    Тендер на ее ремонт выиграло невьянское ООО "Уралдортехнология". Дорожники работали старательно. От Исы до Солодова Лога асфальт обновился полностью, от города до Исы – частично. На большее дорожникам не хватило средств. По этой же причине проезжая часть стала немного уже. Так как местность холмистая, на некоторых участках асфальт лег неравномерно, объяснили специалисты. Они также отметили, что не дают долгосрочной гарантии эксплуатации, потому что нужен капитальный ремонт основания. Но пока все наслаждаются движением по ровной аккуратной дороге и говорят "спасибо" всем, кто заново подарил ее людям.

Ольга КОЛЕСНИК.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 29.07.2011, №55.

Главная страница