Колчак на Урале и в Нижнем Тагиле

    В промышленном Урале Александр Васильевич Колчак – ученый-гидрограф, полярный исследователь, адмирал, флотоводец и реформатор флота, герой двух войн, которые вела Россия в начале 20-го века, видел в годы Гражданской войны главную базу возрождаемой Российской империи. Об этом говорит тот факт, что в течение короткого периода времени, отведенного ему историей, Верховный правитель шесть раз посетил Урал, планируя перенести в Екатеринбург свою ставку.

    Сторонники А.В. Колчака создавали на местах с целью поддержки Александра Васильевича соответствующие общественные организации. В их числе было и екатеринбургское отделение Всероссийского национального Союза, начавшее функционировать в Екатеринбурге с 1 января 1919 года.

    В местных газетах были опубликованы объявления, приглашающие горожан записываться в члены Союза. В них были изложены программные установки:

    "Граждане и гражданки!

    Все, в ком жива любовь к Родине, кто желает ея мощи, свободы и счастья, помогайте средствами и личным участием Всероссийскому национальному союзу, который будет проводить в жизнь следующие основные положения:

    1) Единая, нераздельная Россия.

    2) Восстановление государственности.

    3) Крепкая власть. До избрания Национальным собранием окончательной формы правления – диктатура.

    4) Представительный образ правления и проведение в жизнь основных гражданских свобод.

    5) Равенство национальностей в правах.

    6) Широкое местное самоуправление.

    7) Религиозное воспитание народа.

    8) Крепкая дисциплинированная армия.

    9) Развитие производительных сил страны и подъем производительности труда. Улучшение положения рабочего класса.

    10) Охрана собственности и имущества.

    11) Удовлетворение земельной нужды крестьянства.

    12) Поднятие промышленности и торговли; борьба со спекуляцией".

    Среди принципов, на основе которых должна была функционировать эта система управления, отмечались беспартийность, демократизм и национальный характер.

Знамя тагильского стрелкового полка

Знамя тагильского стрелкового полка

    В результате агитационной работы, ориентированной на провинцию, уездные и более мелкие отделения Союза возникли в Нижнем Тагиле, Далматове. Шли переговоры по организации одиннадцати отделений в Челябинске, Перми, Уфе, Ирбите, Шадринске и других заводах. В конце марта 1919-го екатеринбургское отделение Всероссийского национального Союза присвоило себе функции областного.

    Александр Васильевич, безусловно, получал информацию о настроениях местного населения, и не только через организации, подобные национальному Союзу, но и лично.

    В первый раз на Урал А.В. Колчак приезжал 9-10 ноября 1918 года. Сначала он вынужден был присутствовать на мероприятии в Екатеринбурге по передаче знамен от 2-й чехословацкой дивизии с последующим банкетом, где участвовали представители иностранных держав – Англии, Франции, США, Италии, Японии и Чехословакии. Затем Колчак выехал на линию фронта, которая проходила на тот момент близ Кушвы. Он встречался и говорил с офицерами и солдатами, лично убедился в том, как плохо они вооружены, накормлены и одеты. Некоторые из них носили такие фантастические одеяния, на которых не было даже никаких знаков различия.

    Кстати, чуть позже, в начале декабря 1918-го, одно из знамен, переданных чехами армии Колчака и ранее принадлежавшее 18-му Сибирскому стрелковому полку (до 1917 г.), было вручено 47-му Тагильскому стрелковому полку, входящему в состав 12-ой Уральской стрелковой дивизии – согласно приказу № 41 от 7 декабря 1918 г. (г. Екатеринбург). Вот этот документ:

    "Сегодня командующий войсками Екатеринбургской группы генерал-майор Гайда передает во вверенную мне дивизию боевое знамя 18-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, спасенное чехами. Принимая эту святыню, как благословление прежней Великой Русской армии молодым частям формирующейся вверенной мне 12-й Уральской стрелковой дивизии,

    приказываю:

    знамя 18-го Восточно-Сибирского стрелкового полка передать в 47-й стрелковый Тагильский полк, самый младший из полков дивизии, потративший неимоверные усилия и труды, чтобы в кратчайший срок изготовиться к дальнейшей встрече с врагом на поле брани, приложить все усилия к тому, чтобы своими подвигами воскресить былую славу доблестных Сибирских стрелковых полков.

    Командующий дивизией полковник Бангерский".

    (РГВА, ф.39629, оп.1, д.6: Приказы по 12 Уральской стрелковой дивизии за 1918-19 гг. Строевая часть, л.69.)

    Знамя имело малиновую кайму и золотое шитье. На отрезке Георгиевской ленточки, находящейся внизу знамени, имелась надпись: "За отличiе въ войну съ Японiей 1904 и 1905 годовъ".

    После разгрома армии Колчака знамя проследовало вместе с остатками полка в Забайкалье и было передано в образованный из дивизии 12-й Уральский стрелковый полк (Уфимской дивизии). Еще позже оно было вывезено в Харбин (Китай).

    Второй раз Верховный правитель адмирал А.В. Колчак прибыл на Урал в феврале 1919-го. Почти весь месяц, начиная с 9 февраля, он провел в поездке по городам Урала и прифронтовым районам. Для того, чтобы иметь представление о его неустанной деятельности не только в омской Ставке, но и в местах боев, уточним маршрут бронепоезда Колчака и главные пункты его остановок: Омск – Курган (9 февраля) – Челябинск (10-11 февраля) – Златоуст (12 февраля) – прифронтовые районы (13-14 февраля) – Троицк (15 февраля) – Челябинск (15 февраля) – Екатеринбург (16-18 февраля) – Нижний Тагил (18 февраля) – Пермь (19 февраля) – прифронтовые районы (20 февраля) – Мотовилиха (21 февраля) – Екатеринбург (23-24 февраля) – Тюмень (25 февраля) – Омск.

    В середине февраля 1919 г. на Урале и в Зауралье бушевали необыкновенно сильные снежные бури – срывало кресты с сельских церквей, нарушилась связь между Омском и селами и деревнями Омского и Тобольского уездов, телеграммы с фронта и с поезда Колчака приходили с опозданием.

    Как видим, в Нижний Тагил его бронепоезд по пути в Пермь прибыл 18 февраля 1919 г. Местное население торжественно встречало руководителей белой администрации и союзников, проследовавших через станцию с технической остановкой. Делегации тагильчан сначала отказали в приеме у Верховного правителя. Однако, узнав об этом, Александр Васильевич распорядился пропустить к нему рабочих для личного изложения проблем и нужд.

    Вот как об остановке в Нижнем Тагиле поезда А.В. Колчака пишет в повести "Нескончаемые огненные версты" российская писательница Елена Арапова:

    "… В вагоне экстра-класса поезда "Омск-Пермь" за массивным столом восседал седоватый офицер с печальным, нервным лицом. На стене висела карта военных действий, перед ним лежал журнал с описанием последних открытий в районе Северного ледовитого океана.

    "Так я и не открыл здесь острова своей мечты", – горестно думал адмирал, а перед глазами мысленно вставала картина бушующего холодного моря, где то и дело возникали ледяные розоватые глыбы, двигавшиеся в неизвестном направлении и потому угрожавшие в любой момент задеть идущее рядом судно и сделать в нем пробоину.

    …Вот и Екатеринбург проехали. Так случилось, что именно в этом городе приняла свою смерть царская семья. Знать бы, кто виноват в их смерти. Когда он в первый раз появился в этом городе, то тут же посетил Ипатьевский дом, спустился в подвал, велел расследовать обстоятельства этого убийства. Да, убийства! Ведь никакого суда не было. Изверги! И какой вред большевикам могли нанести девушки, воспитанные в светских традициях, и больной мальчик?

    Вдруг раздался резкий скрежет тормозов, и стакан с водой, стоявший на краю стола, полетел на пол. Сидевший на лавке Колчак больно ударился лбом о полку с книгами. Поезд остановился.

    В дверь громко застучали. Адмирал вздрогнул, спросил, не вставая с места: "Кто?" – Господин Верховный главнокомандующий! Там большие разрушения, рельсы раскурочены. Придется перевести состав на другие пути и ехать через Нижний Тагил.

    …Через полчаса за окном замелькали доселе незнакомые ему полустанки. Колчак в задумчивости смотрел на убегающие вдаль деревья:

    "И здесь тоже люди живут небогато. Хотя… Ведь это Демидовский край, и здесь должны жить зажиточно, поскольку тут повсюду стояли заводы. И почему-то именно здесь со стороны наших войск отмечается особая жестокость. Почему? Неужели количество ненависти в людях зависит еще и от состава населения? Ведь смогли же в Екатеринбурге убить семью царя…"

    С рабочими Колчак встречался не только в Нижнем Тагиле, но и в Перми, и в Златоусте. В беседе с Верховным правителем рабочие с удивлением обнаруживали, что он основательно знает заводскую жизнь, условия производства, технику.

    Многие пострадавшие от большевистских репрессий против стачек уральские рабочие поддержали Колчака. Например, еще в 1918 году рабочие Ижевского и Воткинского заводов подняли восстание против большевиков, продолжавшееся три месяца. Позднее в армии Колчака они составили ядро добровольческих Ижевской и Воткинской дивизий, с особенным упорством дравшихся против красных. За боевые отличия Ижевской дивизии было пожаловано почетное Георгиевское знамя. Об отрицательном отношении основной массы уральских пролетариев к большевикам говорят и приветствия в адрес Колчака, поступавшие от рабочих Пермской железной дороги, Мотовилихинского, Верх–Исетского и других заводов.

    Так, рабочие Верх-Исетского завода в Екатеринбурге в своей телеграмме, принятой на общем собрании 25 декабря 1918 года, выражали надежду на защиту Верховным правителем их интересов и нужд и изъявляли готовность "всемерно помочь восстановить разоренную злоумышленниками и предателями (т.е. большевиками – Авт.) Родину".

    Вот как вспоминал полковник легендарной Ижевской дивизии А.Ефимов о встрече Верховного правителя с солдатами–ижевцами в августе 1919 года: "Он старался объяснить цели борьбы с большевиками, хотел сказать что–то о положении рабочих, но смешался и смутился. Ижевцы постарались выручить адмирала – послышались голоса: "Не надо говорить", "Мы вам верим", "С вами пойдем до конца" и т.д."

    Рабочие Златоустовского оборонного завода заслужили от Колчака особую благодарность за отличную работу и рост производительности труда. Исправно трудились на белую армию и рабочие военных заводов в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Тагиле, Мотовилихе.

    Казалось бы, невероятно: рабочие – и вдруг против большевиков, против своей же партии! Но здесь надо отметить, что уральский пролетариат, в отличие от питерского, московского или донецкого, был не кадровым, а, как правило, сезонным, сохранявшим постоянные связи с деревней, к разорению которой "приложили руку" большевики. Кроме того, злоупотребления местных советских властей на Урале до прихода белых были особенно вопиющими. Электронная версия historyntagil.ru. И именно при Колчаке, зимой 1918-19 гг., на уральских заводах впервые после революции начался рост производительности труда.

    23 февраля 1919 г. на Кафедральной площади Екатеринбурга адмирал Колчак лично вручил коленопреклоненному командиру 25-го полка Сибирской армии подполковнику Б.А. Герасимову Георгиевское знамя. Тот поцеловал знамя и, держа его в руке, обратился к Верховному правителю с краткой речью, в которой он отметил, что 25-й полк возник из формировавшихся по освобождении Екатеринбурга и близлежащих городов добровольческих отрядов.

    Кстати, сестра Бориса Герасимова, Лидия (под фамилией Сартори – по мужу), родившаяся в 1900 г., жила и работала до выхода на пенсию в Нижнем Тагиле на НТМК в должности начальника отдела технического контроля.

    В бронепоезде Колчак проехал до передовых позиций, побывал в боевых частях на двух фронтах, посетил ряд госпиталей, встречался с военными командирами разных рангов, с башкирской национальной делегацией, с представителями администрации, деловых кругов, крестьян, рабочих (много времени провел в цехах Златоустовского и Мотовилихинского заводов), принимал парады, проводил различные деловые совещания. Особое значение придавалось посещению Перми, недавно освобожденной от большевиков.

    На встречах, приемах, торжественных обедах Колчак произнес ряд речей, в которых говорил о крайне тяжелом состоянии транспорта и финансов, об опасности большевизма "слева и справа"; по его заявлению, "новая, свободная Россия должна строиться на фундаменте единения власти и общественности" (газета "Сибирская речь", 26 февраля 1919 г.).

    Серия кратких корреспонденций петербургского литератора С.А. Ауслендера, племянника поэта М.А. Кузмина, "Из поезда Верховного Правителя" печаталась в "Сибирской речи" с 12 по 27 февраля, а 1 марта – 3 апреля Ауслендер поместил там же серию больших очерков под общим заглавием "В поезде Верховного Правителя".

    В очередной раз Колчак прибыл в Екатеринбург 10 мая, в восемь часов вечера, на созванный по его распоряжению съезд представителей фабрично–заводской промышленности Урала и Приуралья. Такого масштабного мероприятия Урал давно уже не видел. Одних делегатов присутствовало до 600 человек. Большой зал Общественного Собрания был переполнен. Присутствовала здесь и делегация с заводов Нижнего Тагила.

    Речь адмирала в переполненном зале имела несомненный успех. Колчак говорил по заготовленному плану, а потом сказал несколько слов и сверх того, "и вышло это у него очень хорошо", как вспоминал член Совета министров Г. Гинс.

    "Обеспечение рабочего продовольствием и предметами первой необходимости, установление для него надлежащих норм оплаты труда, извлечение из армии незаменимых квалифицированных рабочих с сохранением их военнослужащими, – тезисно пересказывал Г. Гинс речь Колчака, – сделают больше, чем милитаризация заводов или их военное управление".

    Дальнейшая работа съезда пошла по десяти секциям: горнозаводской, кожевенной, овчинно-шубной, мукомольной, лесопромышленной, золото– и платинопромышленной, химической и мыловаренной, кустарной, сельскохозяйственной и текстильной. Ставилась задача не только отказаться с помощью уральской промышленности от части поставок из–за рубежа, но и сделать восстановленный и реконструированный Урал опорой в деле будущего восстановления экономики всей страны.

    После выступления, сославшись на занятость, А.В. Колчак уступил председательское место Г. Гинсу, выслушал доклад председателя бюро екатеринбургского Совещания горнопромышленников, объявил десятиминутный перерыв и покинул зал. В 12 часов ночи адмирал отбыл в Челябинск и далее на фронт.

    Поезд А. Колчака, вновь, как челнок, сновал между Омском и фронтом, восстанавливая рвущиеся связи.

    Военно-политическая обстановка все более выходила из-под контроля Омского правительства. Приезды адмирала в Екатеринбург (31 мая, 3 июня, 1 и 4 июля) стали кратковременными остановками на несколько часов. Посетителей он принимал, не выходя из вагона.

    1 июля пала Пермь, Екатеринбург залил поток беженцев.

    Не осталось в стороне от происходящего и население Нижнего Тагила. Вместе с Сибирской армией, опасаясь красного террора, из города уходили многие наиболее зажиточные семьи.

    14 июля 1919 г. красный вал достиг Екатеринбурга и неудержимо покатился дальше на восток, к океану. Но имя адмирала не кануло бесследно в этом кровавом потоке. Красные, получив Колчака от чехов, расстреляли его 7 февраля 1920 г. (по старому стилю – 25 января), по православному календарю – в день всероссийского ежегодного молитвенного повиновения всех усопших.

    В конце октября 1919 г. барон Будберг писал: "Едва ли есть еще на Руси другой человек, который так бескорыстно, искренне, убежденно, проникновенно и рыцарски служит идее восстановления единой, великой и неделимой России. Истинный рыцарь подвига, ничего себе не ищущий и готовый пожертвовать всем".

    6 февраля 2006 г. в Екатеринбурге на улице Февральской революции, прямо за Белым домом, была открыта мемориальная доска, посвященная адмиралу Александру Колчаку. На ней написано: "Александр Васильевич Колчак – выдающийся ученый, участник первых крупнейших полярных экспедиций. Защищал Порт-Артур в годы Русско-Японской войны, командовал Черноморским флотом в годы Первой мировой войны. Его именем назван остров в Северном Ледовитом океане. Верховный правитель России в годы Гражданской войны".

    Нижний Тагил, как город, также удостоившийся посещения (пускай и кратковременного) Александром Васильевичем Колчаком, к сожалению, пока еще остается в долгу перед этим великим человеком и патриотом России. На здании городского железнодорожного вокзала висит мемориальная доска одному из организаторов и руководителей Красного террора – Ф.Э. Дзержинскому, но нет аналогичной доски в память о визите в Нижний Тагил ученого, адмирала, героя трех войн.

Михаил ЗОЛОТУХИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №33(34) от 15.09.2011.

Главная страница