И жизнь одна, и в ней судьба одна

    За свою историю ДОСААФ России неоднократно менял свое название – ОСОАВИАХИМ (1927 – 1948 гг.), ДОСААФ СССР (1951 – 1991 гг.), РОСТО (1991 – 2003 гг.), РОСТО – ДОСААФ (2003 – 2009 гг.) и, наконец, ДОСААФ России (с 2009 г.). Однако неизменным оставалось предназначение общества - пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди его членов.

    Одной из старейших организаций ДОСААФ России с момента их создания и до наших дней является аэроклуб, открытый в нашем городе в 1933 году. Немалую роль в этом, а также в развитии тагильской авиации сыграл прославленный летчик, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР тагильчанин С.А. Черных. В начале 1936 года в аэроклубе состоялся первый выпуск – 30 человек. Некоторые выпускники были переведены затем на инструкторскую работу, других направили для дальнейшего обучения в школу летчиков в Ульяновске.

    Золотыми буквами в историю нашего аэроклуба вписано имя Героя Советского Союза Павла Андреевича Пологова, совершившего в годы Великой Отечественной войны 750 боевых вылетов и сбившего 30 самолетов противника в группе и индивидуально.

Одним из выпускников аэроклуба довоенного времени был Алексей Георгиевич Ермаков

Одним из выпускников аэроклуба довоенного времени был Алексей Георгиевич Ермаков

    Одним из выпускников довоенного времени был и Алексей Георгиевич Ермаков. В отношении Алексея Георгиевича особенно повезло: наряду с довольно обширным комплексом документов в фондах музея-заповедника хранится краткая автобиография А. Г. Ермакова. Автобиография, действительно, краткая – всего три с небольшим машинописных листа, но она вместила целую жизнь человеческую, со всеми ее противоречиями и неожиданными поворотами судьбы.

    Алексей Георгиевич Ермаков родился в феврале 1912 года в селе Балакино Пригородного района. Окончив сельскую школу, помогал отцу в хозяйстве, работал с ним в кузнице. После службы в армии на Дальнем Востоке 25-летний Алексей приехал в Нижний Тагил, где поступил слесарем на завод № 63.

    В 1930-х годах советская авиация переживала бум популярности. Летчики в те времена были сродни сегодняшним космонавтам – ими восхищались, они казались сверхлюдьми, героями. В 1937 году Ермаков без отрыва от производства окончил курсы авиатехников в Нижнетагильском аэроклубе. На завод он уже не вернулся – остался работать механиком на самолете, навсегда связав свою жизнь с авиацией.

    В 1938 году аэроклубы начали комплектоваться военкоматами, а курсанты освобождались от работы и находились на полном обеспечении ОСОАВИАХИМа. В том же году А. Ермаков окончил учебу в Ульяновской объединенной школе пилотов и авиатехников с присвоением военного звания – младший авиатехник, и был направлен в Кировградский аэроклуб, базировавшийся в Невьянске.

    Однако с началом Великой Отечественной войны Алексей вернулся в Нижний Тагил. Здесь в течение пяти месяцев – с июля по ноябрь 1941 года – в аэроклубе обучали летному делу. После окончания курсов в ноябре 1941 года весь личный состав клуба вместе с самолетами отправили на фронт. 29-летний Ермаков был зачислен в 699-й авиаполк техником звена 3-й эскадрильи, где и прослужил до конца войны. Он принимал участие в боях на Северо-Западном фронте в составе 6-й воздушной армии, затем в 15-й воздушной армии в Прибалтике и на Ленинградском фронте. Ближе к окончанию войны авиаполк А.Ермакова выполнял задания на территории Восточной Пруссии.

    Скромный авиатехник А. Г. Ермаков за свою службу в годы войны был удостоен орденами и медалями – орденскую книжку и удостоверение к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" можно увидеть на выставке в нашем историко-краеведческом музее. Приведем цитату из автобиографии Алексея Георгиевича: "Спрашивают, за что я получил правительственные награды? Если говорить коротко – за восстановление боевых самолетов на фронте и безаварийное обслуживание, за большой налет. Мое звено в течение четырех лет войны совершило около 9 тысяч вылетов. За экономию бензина и масла, за удлинение работы моторесурсов и другие показатели".

    Об авиамеханиках в годы Великой Отечественной войны, об их самоотверженном труде во имя Победы, о героизме, честно говоря, известно не так много. И в этом случае автобиография Алексея Георгиевича является бесценным историческим источником. Жаль, что это только небольшой фрагмент богатой событиями фронтовой жизни военного техника, позволяющий лишь бросить взгляд в прошлое. Но тем ценнее эти скупые строки.

    Самолеты, которые обслуживал А. Г. Ермаков, летали через линию фронта в немецкий тыл, где действовали наши партизанские отряды. "Мы им по воздуху доставляли питание, зимнее обмундирование и оружие, а на обратном пути увозили тяжелораненых, - читаем мы в автобиографии Алексея Георгиевича.- В ночное время наши самолеты часто бомбили передний край противника". В том и в другом случае происходили большие потери техники и личного состава, поэтому восстановление самолетов для полка считалось большим делом.

    "Весной 1942 года нам с командиром звена Василием Янчевским было поручено отремонтировать самолет, сбитый неподалеку от реки Ловать, где проходили в те дни горячие бои, - вспоминает Ермаков. - Приехали мы, осмотрели, записали, какие ему нужно заменить части. Пошли параллельно линии фронта, обнаружили на нейтральной полосе этой реки еще сбитые самолеты. Нам говорят, что туда можно попасть только ночью во время бомбежки переправ противника. В это время он прячется в укрытие. Дождались такого момента. Взяли лодку и переплыли через протоку. Под свист пуль и осколков снарядов мы снимали с самолетов части и переправляли их на свой берег. В течение двух ночей мы сняли нужные детали и перенесли их к своему самолету, через некоторое время самолет собрали. Дождались бензина и масла, выровняли взлетную полосу и улетели на свой аэродром".

    И все это происходило в тяжелейших условиях. Обратимся еще раз к бесценным свидетельствам А. Г. Ермакова: "Я уже не говорю о трудностях, в которых мы жили и работали. А пережили многое: холод и голод, недосыпание, редко питались в столовых, ели всухомятку да мерзлое. Часто примерзали ноги в обуви, обмораживали руки. Кратковременный отдых в землянках, под самолетом или на стоянках своих машин не компенсировал затраченных сил. Почти привыкли к обстрелу и бомбежкам наших взлетных площадок. Одно было у всех желание - побыстрее разбить врага и вернуться к мирному труду".

    Это желание Алексея Георгиевича исполнилось 9 мая 1945 года – в день, когда закончилась война. Победу он встретил на территории Литвы за восстановлением подбитого самолета.

    После демобилизации из армии А. Ермаков поступил на Высокогорский железный рудник, где и проработал больше 30 лет. Правда, за это время еще, в третий раз, призывали его в ряды нашей армии - обслуживать в Забайкалье самолеты и обучать курсантов. После увольнения в запас он снова вернулся на рудник. 15 лет трудился в шахте "Эксплуатационная", вышел на пенсию, но продолжил работать на ВЖР.

    Без отрыва от производства Алексей Георгиевич закончил двухгодичные курсы при редакции газеты "Тагильский рабочий". И более 16 лет сотрудничал с ней, тагильским радио, заводскими многотиражками.

    Но все равно жизнь А. Г. Ермакова прежде всего связана с авиацией, с самолетами, с небом.

    Существуют заметные, можно сказать, героические профессии, вызывающие невольный трепет и восхищение. Такова, например, профессия летчика. Но есть и куда менее заметные, но ничуть не менее важные. В авиации – это, например, профессия авиатехника. Она и, правда, "тихая". Но спросите любого пилота, что значит для него работа авиатехников. Михаил Фролов, в прошлом лётчик-испытатель, а ныне поэт, член Союза литераторов России, посвятил авиатехникам такие строки:

    Авиатехник – славный адъютант

    Её Превосходительства Машины,

    Его рука – единственный гарант,

    Что я вернусь из облачной стремнины.

    Во взгляде – вера в лётчика…в меня.

    Спасибо, дорогой мой брат бескрылый!

    Я улетаю, росами звеня,

    И крестит техник вслед: "Счастливо!"

М. ГАБТРАХМАНОВА, старший научный сотрудник музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №18(67) от 24.05.2012.

 

 

Главная страница