Коммунальная служба: цифры и факты

    18 июня 1919 года Нижний Тагил был освобожден от колчаковщины. Он находился в самом запущенном состоянии. Надо было решать насущные хозяйственные проблемы. 30 августа избрали первый Нижнетагильский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а на другой день образовали отдел коммунального хозяйства с делением на подотделы: хозяйственный, квартирно-жилищный и дорожно-строительный. На заседании Совета определили функции вновь созданного органа: противопожарное дело, поддержание чистоты в городе, заготовка стройматериалов для ремонтных работ, ремонт мостов, организация обоза лошадей для перевозки грузов.

    С мая 1920 года в связи с разделением Верхотурского уезда Нижнетагильский городской Совет стал уездно-городским. Территория уезда включала собственно город и 22 волости. Для такого крупного промышленного центра Урала, как Нижний Тагил, требовался свой отдел коммунального хозяйства, который бы занимался вопросами ведения только внутригородского хозяйства. На заседании исполкома горсовета от 26 ноября 1923 года организуется секция местного хозяйства из членов исполкома, которая и положила начало городскому коммунальному отделу.

Сейчас на этом месте здание городской администрации     Хозяйство города требовало коренной перестройки, а пока, в декабре 1932 года, только уточняется городская черта, проводится ремонт школ, больниц, мостов, колодцев, санитарная очистка города. Главная забота о топливе - дрова возят на лошадях, учитывая каждое полено.

    Уже в начале 1924 года, несмотря на хозяйственную разруху после гражданской войны, Нижнетагильский окружной Совет находит возможным выделить секции местного хозяйства средства на ремонт коммунальных домов - 8 тысяч рублей, на устройство шоссе по ул. Салдинской (ныне пр. Ленина) - 10 тысяч рублей, на поправку тротуаров - 3277 рублей и на устройство площади "Свобода" - 1800 рублей". Такой вопрос, как "приведение в порядок Сторожевой башни на Лисьей горе", тоже на повестке дня.

    Нижний Тагил, как и большинство городов Урала, оставался неблагоустроенным, не имевшим ни водопровода, ни канализации. Со всей остротой возникла проблема снабжения чистой водой. В 1924 году начинают проводиться подготовительные работы: секция привлекает специалистов Московского общества сооружений "Водоканал" для составления проекта и сметы на постройку водопровода. Создается специальная комиссия. В марте 1925 года она выносит резолюцию: "Пора забыть и уйти от первобытной картины водоснабжения города... Цена народного здоровья выше стоимости материальных затрат". В 1929 году строительство водопровода началось.

    Уже с 1 октября 1926 года секция начала функционировать самостоятельно, как городской отдел коммунального хозяйства. Вот круг ее задач: благоустройство города, учет коммунальных домовладений, страхование зданий. Благоустройство начинается в 1926 году с разбивки скверов: посадили деревья и кустарники около памятника Ленину и в сквере "Свобода".

    Городская пожарная команда, насчитывающая к 1926 году 57 человек и имеющая пожарный обоз из 10 лошадей и 10 бочек, находилась в ведении отдела коммунального хозяйства.

Улица Шамина, ныне ул. К. Маркса     К 1927 году закончены нумерация и учет домовладений, отремонтированы дороги, мосты, плотины.

    В начале 30-х годов увеличивается приток рабочих на промышленные предприятия и стройки Нижнего Тагила. Население уже 117 тысяч человек, а город еще не имеет ни водопровода, ни канализации, питьевую воду берут из необезвреженных источников, а очистка от мусора производится обозом из 84 лошадей. Дорожное строительство как таковое отсутствует. Из основных дорог в 103 километра шлакированные составляют полпроцента, почти нет тротуаров. Зеленые насаждения на общей городской площади в 3056 гектаров составляют 12,5 гектара, или 0,4 процента . 130 точек наружного освещения не делают город светлым и удобным. На окраинах же - ни одной электролампочки. Тогда имелась единственная баня, прачечных не было. Ни автобусов, ни трамваев. Рабочих к местам новостроек, отдаленных от центра города на 7-10 километров, доставляли 48 грузовых автомашин, принадлежащих предприятиям.

    С 1931 года перед отделом коммунального хозяйства ставят задачу: обеспечить всех рабочих жильем. А где его было взять - в городе 93 процента одноэтажных деревянных домов, принадлежащих частным лицам. Начиналось государственное строительство. Постепенно стали возникать новые рабочие поселки.

    Тогда же появились шлаковые тротуары по улице Ленина протяженностью 2,3 километра.

    В 1930-1931 годах разрабатывается схема проекта перепланировки города "Перспектива". Заканчивается переименование всех улиц города. Старые названия сменяются на новые: Шамина - Карла Маркса, Высоковская - Первомайская, Арзамасская -Красноармейская. Исторически сложившиеся названия улиц - Уральская, Тагильская, Липовый тракт - остаются без изменений.

    1932год. Начинается сооружение трамвайного парка и первой очереди трамвайных путей. В то время они как временные были одноколейными. Первые 5,5 километра путей, связывающих центральную часть города с вокзалом и Красным Камнем, были построены и сданы в эксплуатацию в 1937 году, что было большим событием. За годы Великой Отечественной войны общая протяженность трамвайных путей увеличилась уже до 26, 8 километра. Для рабочих крупных промышленных предприятий исполкомом горсовета был введен льготный тариф на проезд в трамвае. Приступили к прокладке труб Выйского хозяйственно-питьевого водопровода первой очереди, имевшего общую протяженность пять тысяч погонных метров. Интересно отметить, что первоначально уложили деревянные трубы, впоследствии замененные на чугунные. Водопровод был временным, рассчитан на 10 лет.

    1939 год. Проведена реконструкция линий городской электрической сети, закончена радиофикация рабочих окраин города - Ключей и Гальянки. К началу Великой Отечественной войны коммунальное хозяйство города было уже довольно окрепшим: построены сотни многоквартирных домов, жилой фонд поддерживается капитальным и текущим ремонтом, появилось 24 бани, столько же прачечных.

    За военные годы построено 13 километров новых тротуаров, появилось 1550 точек наружного освещения, повсеместно проведено озеленение - посажено 88,7 тысячи деревьев и кустарников, на Уралвагонзавод и Тагилстрой пущен трамвай. Электронная версия historyntagil.ru. Закончены были работы и по санитарному благоустройству: уже имелись водопровод и канализация.

    Численность городского населения за счет эвакуированных предприятий в годы войны возросла до 400 тысяч человек. Эпидемий в военные годы почти не было. Борьба за здоровье людей, за тепло и свет в квартирах, за нормальную работу предприятий - вот основные задачи коммунальщиков в тот период.

    За сухими цифрами - целая история становления одной из важнейших социальных городских служб - коммунальной. И заметьте, в ней изначально заложен принцип - служить человеку.

Тамара БАГАУТДИНОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 14.12.2000.

Главная страница