Крылья Тагила

    На ГГМ в первой половине XX века располагался Нижнетагильский аэроклуб, курсанты которого защищали страну в годы Великой Отечественной войны. Рассказывает дочь авиамеханика аэроклуба Василия Бердникова Нэлли Устинова.

    В Нижнетагильский авиаклуб 22-летний Василий Бердников попал по направлению от военкомата, после прохождения срочной службы в армии. С 1930 по 1932 годы он учился в школе авиатехников в Ленинграде, а затем еще год служил авиационным техником в 14-й авиабригаде.

    Нижнетагильский авиаклуб был создан по приказу Иосифа Сталина от 1931 года, в котором говорилось, что в Свердловской области должно быть открыто шесть авиаклубов. В 1933 году в нашем городе началась работа по формированию летного состава, и Василий Филиппович был одним из тех, кто создавал клуб. Тагильчане сами строили центральный ангар, обустраивали аэродром, многие трудились здесь после смены на заводе.

Нэлли Васильевна и Дмитрий Устиновы. У Дмитрия в руках газета "Тагильский рабочий" от 1 января 1936 года

Нэлли Васильевна и Дмитрий Устиновы. У Дмитрия в руках газета "Тагильский рабочий" от 1 января 1936 года

    В газете "Тагильский рабочий" от 1 января 1936 года на второй полосе вышла статья "Привет первым летчикам Тагила!" В ней рассказывалось о 18 выпускниках только что открытого аэроклуба, которые занимались в нем без отрыва от производства. В материале упоминаются лучшие стахановцы завода № 63 товарищи Архипов и Коржавин и первая в Тагиле девушка-пилот Зина Долженкова.

    Деньги на создание центра по подготовке летчиков и парашютистов собирали предприятия и жители города. На средства "Тагилстроя" были построены лётное поле и ангар, а так же приобретен учебный самолет У-2. Второй самолёт был куплен Верхнетуринским заводом, третий получен из воинской части. В архиве Нэлли Васильевны есть фотография, на которой ее отец сидит за штурвалом самолета с надписью "Туринский рабочий". Видимо, этот аппарат был собран на деньги туринцев.

    – Сейчас многие представляют современный, бетонированный аэродром, но тогда это было простое поле, мы детьми там собирали ягоды и грибы, – вспоминает Нэлли Васильевна. – На аэродроме часто собирались летчики вместе с семьями, все были очень дружны. Вот фотография, на обороте которой написано: "В память 1940 год. Летчики и жены".

За "штурвалом" мотоцикла в Германии

За "штурвалом" мотоцикла в Германии

Василий Бердников

Василий Бердников

Василий в кабине самолета с надписью "Туринский рабочий"

Василий в кабине самолета с надписью "Туринский рабочий"

Тагильчане сами строили центральный ангар аэроклуба, обстраивали аэродром

Тагильчане сами строили центральный ангар аэроклуба, обстраивали аэродром

    Фотографии в семье Устиновых – большая ценность. Часть из них вместе с Василием Филипповичем вернулись с фронта, на них трогательные подписи, сделанные рукой его супруги Нины Петровны. Есть в семейном архиве и совершенно уникальные снимки, которые сохранилось благодаря тому, что в Нижнетагильском аэроклубе был штатный фотограф-топограф. Конечно, он работал не только на высоте, но и снимал жизнь сотрудников и курсантов клуба.

    В год 70-летия Победы студенты предложили мэру нашего города Сергею Носову запечатлеть память о 698-м легкобомбардировочном полке. Так началась большая исследовательская работа. Вместе с краеведами Надеждой Клевцовой, сестрой первой летчицы Тагила Зины Долженковой, Сергеем Пудовкиным и со специалистами Нижнетагильского исторического архива сын Нэлли Васильевны Дмитрий Устинов пытались определить, где же располагалось центральное здание аэроклуба. Оказалось, что он находилось на самой высокой точке, где теперь стоит Политехническая гимназия. Также выяснилось, что аэродром занимал громадную территорию, он раскинулся от Черноисточинского шоссе до улицы Совхозная, от Муринского пруда до Лисьей горы. Карта аэродрома с печатью "Секретно" сегодня хранится в Нижнетагильском архиве.

Привет первым пилотам Тагила

Привет первым пилотам Тагила

    В начале войны весь летно-технический состав аэроклуба со всей техникой перебазировался на аэродром "Арамиль". Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. А Нижний Тагил получил госзадание – каждые три месяца только что обученные летчики отправлялись на фронт.

    Василий Филиппович Бердников прошел всю войну. Она началась для него с битвы за Москву, затем 698-й полк был направлен на Западный фронт, в Первую воздушную армию. На одном из снимков в освобождённой от фашистов столице Германии молодой капитан Берников стоит у стен Рейхстага, на другом – позирует на трофейном мотоцикле.

    Его внук Дмитрий Устинов рассказывает, что в описании подвига деда, за который он был удостоен ордена Красной Звезды, в наградных документах, хранящихся в архиве Министерства обороны, сообщается, что Василий Бердников за сутки восстановил вместе со своими помощниками 19 самолетов, полностью выведенных из строя. На следующий день машины поднимались в небо.с

    – О войне папа рассказывал очень редко, но один случай вспоминал со слезами, – говорит Нэлли Васильевна. – Он говорил о летчике, который, будучи смертельно раненным, все-таки посадил, спас самолет. Руль вдавился в грудь пилоту, и эту картину папа запомнил на всю жизнь. Я полагаю, что этот летчик был одним из его близких друзей.

    С 1946-го Бердниковы жили в Риге. Там Нэлли Васильевна окончила школу и один курс педагогического университета. Но в 1956 году семья вернулась в Нижний Тагил. Чтобы получить квартиру, летчику, прошедшему войну от Москвы до Берлина, пришлось пойти работать на шахту.

    Герой Великой Отечественной получил медаль в честь 20-летия Победы, а через два года его не стало. Ему было всего 56 лет.

    – Папа был человеком мягким, всю свою жизнь я не слышала ни одного ругательного слова от него. Его друзья такие же: Абрамовы, Талышевы, Красиковы, Бурашниковы... Сегодня в любом месте можно услышать из уст граждан обоих полов все что угодно. А тут люди, прошедшие войну. Это было другое поколение, – говорит дочь капитана Бердникова.

Екатерина БАРАНОВА.

    Фото Тимофея ДУБИНИНА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(234) от 04.02.2016.

 

 

Главная страница