Стереоскоп: чудо из XIX века

    Весной 2016 года тагильчане стали свидетелями мощнейшего за последние 20-25 лет паводка. В русле вешнячего прореза реки Тагил на территории музея-завода, который является составной частью гидросистемы завода и предназначен для регулирования уровня воды в пруду, вода поднялась непривычно высоко. Она, с силой вбиваясь в восточный берег, повредила возведённую в 1993 году экскурсионную набережную.

Стереопары работы Л.К. Андронова. 1920-е годы

Стереопары работы Л.К. Андронова. 1920-е годы

Стереопары работы Л.К. Андронова. 1920-е годы

Стереопары работы Л.К. Андронова. 1920-е годы

    Однако в истории Нижнего Тагила были и более полноводные паводки. В фондах музея-заповедника хранятся фотографии, письменные свидетельства тагильчан и газетные репортажи о наводнении 1927 года. В исторических очерках С.И. Хлопотова, краеведа-исследователя, ветерана завода имени В.В. Куйбышева "Нижнетагильский металлургический завод в прошлом и настоящем", со слов старожилов так рассказывается об этом событии: "В результате проливных дождей в июле 1927 вода во всех водоёмах стала сильно прибывать. Приток воды в Нижнетагильский пруд возрос из верхлежащих прудов Антоновского и Верхнетагильского заводов, плотины которых не выдержали напора воды и были разрушены. Во избежание прорыва плотины Нижнетагильского завода 16 июля вынуждены были раскрыть все её шлюзы. Вода хлынула на завод, затопила прокатные и доменные цехи, электростанцию, размыла нагревательную печь, снесла только что построенную контору прокатного цеха, Зеленый мост, унесла с собой тысячи пудов накладок и чугуна. Двор домны № 2 запило водой на 1 аршин, а турбины электростанции на 4 аршина. Завод остановился полностью. В городе не было электричества".

Топорковы Вера и Валентина со стереоскопом. Начало XX века

Топорковы Вера и Валентина со стереоскопом. Начало XX века

    Фотографии бурлящей воды, несущейся по вешнячему каналу, выглядят весьма впечатляюще. Кроме обычных фотоснимков в музее заповеднике хранится и стереокарточка (стереопара), выполненная Л.К. Андроновым, служащим отдела сбыта завода. Такой вид фотографии позволяет увидеть изображение в объёме. Среди сотен тысяч единиц хранения фотоархива Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" стереопары занимают весьма скромное место.

    Сегодня в век 3D-технологий нас трудно чем-либо удивить, но когда в стереоскопе, изготовленном в конце XIX века, рассматриваешь стереокарточки, сделанные в начале XX века, а то и в XIX веке, испытываешь детское чувство восторга от превращения плоского изображения в объёмное, такими, казалось бы нам сейчас, примитивными средствами.

    Так что же такое стереопара? Словарь фотографических терминов определяет её как совокупность двух плоских изображений одного и того же предмета, полученных съёмкой с двух равноудалённых от предмета точек, расстояние между которыми при стереоскопической фотосъёмке обычно выбирается равным среднему расстоянию между глазами человека. Если левый глаз будет видеть левую фотографию, а правый – правую, то возникает ощущение объёмного изображения.

    Для рассматривания стереопар в 1837 году Чарльзом Уитстоном был изобретён специальный оптический прибор – стереоскоп. В 1849 году сэр Дэвид Брюстер создал стереоскоп с двумя увеличительными линзами, расположенными на расстоянии 2,5 дюйма одна от другой, то есть на обычном расстоянии между глазами человека. Высоту он ограничил тремя дюймами, и стереоскопом можно было очень легко пользоваться.

    Стереоскопы быстро стали популярными. В 1856 году только в Англии было продано более миллиона призменных стереоскопов Брюстера. Лондонская компания по их производству, которая предлагала большой выбор стереоскопических пластин, развернула рекламную кампанию под лозунгом "Ни одного дома без стереоскопа" и продавала их дешевле одного доллара.

    Среди любителей объёмных изображений наибольшее распространение получили портативные аппараты. В экспозиции краеведческого музея представлен стереоскоп, принадлежавший семье тагильчан Шаминых, и стереопара с городским пейзажем.

    Стереоскоп с ручным управлением французской фирмы конца XIX века выпуска экспонируется на выставке "Волшебный фонарь" в музее истории техники "Дом Черепановых".

    Получение качественных снимков для стереопары требовало специальной аппаратуры – стереоскопического фотоаппарата, которые стали выпускать в 1853 году, или хотя бы стереоскопической насадки. При желании можно было обойтись двумя однообъективными фотоаппаратами, располагаемыми при съёмке на определённом расстоянии друг от друга, либо одним однообъективным фотоаппаратом путём последовательной съёмки предмета с двух положений. Конечно, это требовало большого профессионального мастерства.

    Для просмотра видовые наборы стереопар можно было приобрести в магазинах фототоваров. В книге Б. Телкова "Человек под чёрной накидкой", посвящённой истории фотодела и фотографам Урала и Нижнего Тагила, упоминается о том, что известный тагильский фотограф Е. А. Шестаков приобрёл стереоскоп "вместе с большим количеством снимков на религиозную тему и пейзажей. Некоторые из них были цветными – раскрашенными прозрачными красками немецкой фирмы "Гюктер". В коллекции технических новинок Евгения Андреевича имелся ручной аппарат, так называемый "Витаскоп" с ручной переменой фотографий. Стереоскоп, дающий впечатление собственного присутствия среди изображённых предметов так понравился Шестакову, что он купил специальный фотоаппарат и сам изготовил несколько десятков фотографий. Обозрение родной поселковой улицы или самого себя в стереоскопическом изображении впечатляло зрителей гораздо сильнее, чем какой-либо европейский или библейский пейзаж".

    Не удивительно, что профессиональный фотограф, владелец одной из самых популярных фотомастерских Нижнетагильска Е.А. Шестаков отдал дань увлечения стереоскопическим снимкам, несмотря на сложность изготовления подобных фотографий.

    В коллекции музея есть стереопары, изготовленные любителем фотодела Л.К. Андроновым, потомком Худояровых, который ещё при жизни передал ряд предметов музею.

    Леонид Константинович до революции служил в коммерческом отделе заводоуправления, после Гражданской войны продолжал работу в тресте "Уралмет", а после перевода правления треста в Свердловск перешёл в отдел сбыта на Тагильский металлургический завод. По воспоминаниям его дочери Ю. Л. Андроновой, своё увлечение фотографией он поставил на службу семье. В своём доме по улице Тагильский Криуль, 7 (сейчас улица им. С. А. Черных), в 1920-е годы он открыл небольшую фотомастерскую. Цель была самая прозаическая – получить дополнительные средства для содержания семьи.

    Среди множества музейных предметов, которые передала нам Юлия Леонидовна, есть и стереопары. Наряду с карточками, явно купленными, присутствуют и образцы, уступающие им по качеству, чёткости изображения, выбору перспективы и освещения. По словам дочери, Леонид Константинович изготавливал стереопары и самостоятельно. В наборе присутствуют стереокарточки, сделанные им у себя дома: интерьер гостиной, улица и знаменитое наводнение 1927 года.

    Всё это свидетельствует не только об увлечении фотоделом в Нижнем Тагиле, но и об умении тагильских любителей выполнять достаточно сложные работы.

Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Фото из коллекции музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №20(250) от 26.05.2016.

 

 

Главная страница