У трамвая было больше плюсов

    Новые промышленные площадки заводов и рудников в Нижнем Тагиле, рост численности населения в 30-х годах ХХ века вызвали необходимость организации внутригородского транспорта. Это могло быть осуществлено только с помощью трамвайного сообщения.

    В фондах Нижнетагильского городского исторического архива на хранении имеется большой комплекс документов о развитии трамвайного движения.

Трамвайное кольцо на ул. Ленина, 1939 г.

Трамвайное кольцо на ул. Ленина, 1939 г.

    На заседаниях президиума Нижнетагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов неоднократно рассматривали вопрос состояния городского хозяйства. В том числе, показатели по организации трамвайного хозяйства, план строительства, потребности в основном оборудовании трамвайного парка и расчет его стоимости. Сравнивая автобусное и трамвайное движение, положительных моментов в пользу последнего находили больше: получение дешевого тока с кольцевой электромагистралью, исключение больших расходов на горючее и смазочные материалы.

    В документах архивного фонда МУП "Горкомхоз" уже в 1932 году упоминается о необходимости трамвая в Нижнем Тагиле. На эскизных проектах застройки районов Красного Камня и Уралвагонзавода за 1934 год запечатлены трамвайные пути с пассажирскими вагонами.

    В 1935 году Управлением Тагильской городской железной дороги разработаны правила пользования трамваем. В них значилось 22 пункта о правах пассажиров и запретах. Постановлением заседания президиума Нижнетагильского городского Совета от 7 сентября 1936 года "Об организации управления трамвая в городе Нижний Тагил" директором управления был назначен Владимир Иванович Федченко. В январе 1937-го был составлен акт предварительного технического осмотра зданий и сооружений трамвая. 27 февраля 1937 года на заседании президиума горсовета утвержден акт комиссии о приемке трамвая. Эта дата считается началом трамвайного движения в нашем городе. На следующий день жители и гости Нижнего Тагила проехались по маршруту Красный Камень – Вокзал – Центр.

    С вводом трамвайного движения возникла необходимость в подготовке вагоновожатых. В 1937 году обучение прошли восемь человек. Постепенно в каждом районе города началось строительство трамвайных путей.

    В документах архивного фонда Уральского вагоностроительного завода имеются пояснительная записка к производству работ, начатых в 1938 году по строительству трамвайной линии маршрута Нижний Тагил – Уралвагонзавод, и акт ввода в эксплуатацию трамвайных путей по этому маршруту от 9 июня 1940 года. В 1946 году исполнительный комитет Дзержинского районного Совета депутатов трудящихся принял решение об участии трудящихся предприятий и учреждений в строительстве второй колеи трамвайного пути.

    В 1955 году открыто движение на Красном Камне до магазина "Уют". В 1960 году Нижнетагильский химический завод закончил строительство трамвайной линии Завод пластмасс – поселок Северный.

    К 1962 году трамвай находился в ведении двух промышленных предприятий: НТМК и УВЗ. Протяженность трамвайных путей составляла: на НТМК – 21,3 км, УВЗ – 25,5 км. Наличие подвижного состава: на НТМК – 71 вагон, на УВЗ – 49, завод пластмасс – 12.

    В 1968 году введена в строй диспетчерская на улице Островского, проложены пути от кинотеатра "Искра" до кольца по улице Островского. Решением исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 16 декабря 1969 года утвержден акт приемки в эксплуатацию трамвайных путей и контактных сетей в Вый– скую часть города по маршруту Ул. Островского – ул. Горького. Общая протяженность путей по данному маршруту составляла 6887 погонных метров.

    В 1971 году началось проектирование трамвайных путей по Ленинградскому проспекту.

    30 октября 1980 года перевезен миллиардный пассажир.

    В 1981 году трамваи пошли по новому мосту через реку Тагил от ул. Победы до ул. Космонавтов.

    В 1989 году началось строительство трамвайных путей на Гальяно-Горбуновском массиве.

    С 16 февраля 1998 года открыты новые маршруты: №15 ГГМ – Новая Кушва и №16 Центр города – Выя – Красный Камень – Центр города.

1960-е годы

1960-е годы

    В сентябре 2010 года открыт новый маршрут №17, который позволил жителям города совершить поездку без пересадок с Вагонки до Гальяно-Горбуновского массива.

    Нет района в нашем городе, куда бы не были проложены трамвайные пути. Многие жители пользуются услугами трамвая. Трамвайный парк периодически пополняется новыми современными вагонами, разрабатываются перспективные планы по строительству новых трамвайных линий.

Елена КОЖЕВНИКОВА, главный архивист Нижнетагильского городского исторического архива.

    ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.02.2017.

 

 

Главная страница