От вагонов и танков – к воздушным кораблям

        Производитель железнодорожной техники и танков – Уралвагонзавод – имел шанс стать центром советского дирижаблестроения.

Публикация в "Тагильском рабочем" за 25 мая 1965 года.

Публикация в "Тагильском рабочем" за 25 мая 1965 года.

        Имя Давида Бимбата, которому 22 августа 2019 года исполнилось бы 95 лет, связано с дирижаблестроением. И хотя интернет-поиск по запросу "дирижаблестроение в СССР" сообщает, что эра воздухоплавающих кораблей в нашей стране закончилась в 40-е годы XX века, а деятельность Бимбата практически не упоминается в контексте этих запросов, есть один непреложный факт, не известный широкой общественности: история дирижаблестроения продолжалась в 1960-е годы – и не где-нибудь, а на Уралвагонзаводе!

        Давид Залманович Бимбат родился в Нижнем Новгороде и с детства увлекался романами Жюля Верна, грезил путешествиями по воздуху. Также изучал труды Константина Циолковского. Вместе с товарищами он даже пытался сконструировать ракету. Но пожар, случившийся в ходе строительства, положил конец экспериментам.

Энтузиасты воздухоплавания

        Воевал. В 1956 году окончил моторостроительный факультет Казанского авиационного института. Был направлен в Нижний Тагил в танковое КБ (сегодня Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения). В начале 1960-х создал общественное конструкторское бюро по дирижаблестроению. В те годы многие конструкторы, помимо своей основной работы, занимались творческими проектами. Были среди них радиолюбители, поэты и, как оказалось, дирижаблестроители.

        Кроме Бимбата в ОКБ входили еще несколько десятков молодых инициативных инженеров, конструкторов и экономистов. Даже жена Бимбата, тоже конструктор по образованию, настолько увлеклась идеями супруга, что бросила все домашние дела и присоединилась к коллективу. Энтузиасты заседали вечерами, после работы в Дзержинском дворце пионеров. У тагильского ОКБ существовал и официальный бланк фирмы... с домашним адресом Давида Бимбата. Составили план работы, который одобрили московские дирижаблисты. Договорились о совместной работе с Московским бюро. Занялись экономическими расчетами по эксплуатации дирижаблей и эскизным проектированием грузовых гондол и оболочек.

Дирижабль Давида Бимбата

Дирижабль Давида Бимбата

        Циолковский говорил: "Сделайте серебряный дирижабль, и он вам будет давать сто процентов чистой прибыли на затраченный капитал, даже дирижабль из червонного золота даст приличный процент". Почему же в СССР прекратили выпускать дирижабли? Дело в том, что оболочки первых летающих кораблей заполнялись водородом – горючим и взрывоопасным газом. Кроме того, с развитием авиации и в условиях Великой Отечественной войны дирижабли в связи с тихоходностью и плохой маневренностью отошли на второй план. Но появился гелий – легкий, относительно недорогой и негорючий газ. И все чаще от полярников, геологов, охотников и ученых стал звучать призыв вернуть дирижабли в народное хозяйство.

На службе у кинематографа

        Но первый заказ ОКБ поступил от Центральной студии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. В начале 1960-х она приступила к экранизации романа "Гиперболоид инженера Гарина" и оказалась в очень непростом положении.

        "Таинственный дирижабль новейшего типа пролетел над Гавайскими островами, опустился в порте Гило, взял бензин и воду, проплыл над Курильскими островами, снизился над Сахалином, в порте Александровском взял бензин и воду, после чего исчез в северо-западном направлении... " – это цитата из известного произведения Алексея Толстого, но где же взять дирижабль? И тут кому-то из операторов случайно попалась на глаза статья "Дирижабли просятся в небо", опубликованная в прошлогоднем номере газеты "Комсомольская правда". В ней инженер Бимбат делился своими мыслями и наработками в этой области. Кинематографисты тут же ухватились за выпавший им шанс и отправили в Нижний Тагил телеграмму с предложением построить дирижабль для фильма. Бимбат, конечно, согласился.

        Проект был сделан в рекордно короткий срок – за два месяца. Давид Залманович хотел построить настоящий дирижабль, однако студия не поддержала эту идею и попросила лишь макет. В Москву Давид Залманович отправился один – его коллег по ОКБ не отпустили с работы. Но все они с нетерпением ждали вестей со съемочной площадки. Мало кто в это верил, но действующая модель дирижабля "Урал-2" поднялась в воздух. И даже привыкшие к различным чудесам мастера кино присвистнули от удивления. Символично, что его полет состоялся 18 марта 1965 года – в день, когда Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Кстати, Бимбат взял управление агрегатом на свой страх и риск в свои руки – ведь удостоверения пилота он не имел.

        В течение двух недель "Урал-2" выполнял полеты и стал первым отечественным дирижаблем с оболочкой, наполненной гелием.

        После этого в адрес директора Уралвагонзавода Ивана Окунева полетели заказы на дирижабли: от Главтюменьнефтегаза, Министерства заготовок сельхозпродуктов РСФСР, Совнархоза Коми АССР и многих других организаций. Так, например, представители Коми говорили:

        – Дайте нам дирижабль. В год мы скармливаем собакам на два миллиона рублей отличной рыбы. А сколько собачьих упряжек заменит один воздушный корабль!

        Но финансирование отсутствовало. На общественных началах энтузиасты продолжали разрабатывать проекты и ждали, что скоро им предоставят и производственную базу. Но увы.

Мечты растаяли в воздухе...

        Несмотря на все сложности, Давид Бимбат продолжал работы, но уже в Свердловске. В начале 1980-х в воздух поднялся "Урал-3", который должен был помогать в освоении севера Тюменской области: перевозить грузы, доставлять к месту работы геологов, буровиков. Однако и этот проект не получил поддержки на высшем уровне.

        Скончался Давид Бимбат 6 июля 2008 года. До конца жизни он продолжал верить в дирижаблестроение.

Елена ТРАВНИКОВА.

        Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.08.2019; газета "Машиностроитель" от 30.08.2019, №33.

 

 

Главная страница