Старые иномарки в Нижнем Тагиле

    Почему-то считается, что автомобили иностранного производства появились в России и в Нижнем Тагиле лишь в 90-е годы прошлого столетия. Но это стереотип. Ведь до революции в царской России вообще не было автомобильного производства, да и во времена СССР по дорогам необъятной страны тоже разъезжало немало иномарок.

    Как рассказывал старейший краевед Нижнего Тагила И.А. Орлов, роскошная легковушка была у местного купца еще до событий 1917-го. А в годы гражданской войны по улицам города носились два английских броневичка "Остин" да несколько грузовых итальянских автомобилей "Фиат".

    Но уже к началу Великой Отечественной войны преобладали отечественные марки. В основном, ГАЗ-М1 ("Эмка"), ГАЗ-ММ {"Машенька") и ЗИС-5 ("Захар"). Все они вместе со своими водителями ушли на фронт.

Трофейный "Опель" на улицах Тагила

Трофейный "Опель" на улицах Тагила

    С принятием в США закона о "ленд-лизе" в СССР массовым потоком пошли различные материалы, продовольствие и, конечно же, техника. Досталось кое-что от союзников и нашему городу.

    Так, на Красном Камне на базе гаража Тагиллага был сооружен завод, на котором собирались прибывшие в контейнерах из-за океана автомашины. Львиная доля шла затем на фронт, но перепадало и Тагилу.

    Вот что вспоминает Адольф Яковлевич Урих, который в 1942-1946 гг. был диспетчером автобазы №2: "В конце 1942-го автобаза получила пятитонные американские машины "Интернационал" и "Интера". Все восемь перевозили бетон. Водители работали по 12 часов в две смены. Это были немцы из Поволжья, высланные с началом войны на Урал и работавшие в трудобатальонах. И они хорошо работали. Среди них -Герхард Кирхмайер, Отто Миллер, Генрих Шиллинг, Вильгельм Шаль..."

    В начале 1943 года первая автобаза получила 20 студебеккеров. Они стали вывозить лес с Решей, где немецкие военнопленные занимались его валкой. Появились тогда в Нижнем Тагиле и трофейные машины - опели и маны. За руль сажали также военнопленных. Мол, им техника знакомей...

    Ветераны труда тех лет вспоминают, что в страшном дефиците были колесные покрышки. В копровом цехе НТМК с разбитых грузовиков снимали все что можно, особенно резину. Это, можно сказать, был самый стратегический материал.

    На машинах работали и женщины. Они ловко управляли двухтонными фордами. Это были Анна Андреева, Таисья Миронова, Клавдия Черепанова.

    Железная дорога располагала двумя вездеходами фирмы "Шевроле". Несколько десятков иномарок имел и трест №88. Горкомхоз владел "Доджем Т-215", который дожил до начала 70-х годов, и автор этих строк имел счастье сидеть в его кабине.

    Парк легковых авто был тоже обширен. И здесь пальму первенства держал начальник Тагиллага Царевский. Кроме правительственного ЗИС-101 он имел юркий "виллис", БМВ, "Опель-капитан", "Вандерер В-240" и "хорьх", прозванный водителями "сорокой" - за черно-белую окраску.

    Но самое интересное началось после войны, когда правительство разрешило распродавать трофейные легковушки в личную собственность. И многие тагильчане стали счастливыми обладателями БМВ и опелей. Продавались со склада Уральского военного округа и излишки американских виллисов. Нарасхват шли и мотоциклы, как немецкие, так и американские "харлеи". А один из горожан приобрел даже японское авто, кузов которой был сделан из фанеры.

    А с начала 60-х парк отечественных автомашин стал пополняться из стран социалистического содружества. Горнорудная промышленность получила прекрасный самосвал "Татра" чешского автозавода "Шкода". Не совсем удачным был самосвал "Раба" из Венгрии. Выпущенные малой серией - всего 600 штук - они были все отправлены в СССР, где и нашли свой конец, в отличие от "Татры", прослужившей до начала 90-х годов. Зато вот венгерские автобусы "Икарус" до сих пор вне конкуренции. Электронная версия historyntagil.ru. Тагильская медицина получала легковые "Шкоды" и польские грузовые "Стары", на которые монтировались передвижные рентгенкабинеты.

    В середине 80-х тагильчане любовались двумя черными правительственными шкодами, которые правительство Г. Гусака подарило руководству УВЗ за выполнение танкового заказа.

Сергей ПУДОВКИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.01.04.

Главная страница