Биография красоты города

    Еще живо то поколение тагильчан, которое помнит родной город демидовского обличия - кривобокие домишки, косые узкие переулки, пыльные дороги, деревянный тротуар... Только и украшали его обступившие окраины, густые леса, древние косогоры, поросшие дикой черемухой. Ныне трудно представить, что еще в 50-е годы главным украшением улицы Ленина была... пожарная каланча, на месте которой стоит ныне драматический театр. Люди и мечтать не могли, что на этой территории может разместиться такая красота, как Театральная площадь, сбегающая к фонтану и красавице-набережной. Широкие проспекты, стройные улицы многоэтажных домов - все это было в мечтах, да в проектах архитекторов. Заметна подвинулись добрые перемены за последние десятилетия, особенно же - с появлением традиции День города. В сущности, весь смысл ее сводится к тому, чтобы сделать наш индустриальный Тагил удобным для жизни, красивым, неповторимым, вобравшим в себя как следы своей самобытной истории, так и бурной современности. С каждым годом в это движение вовлекаются все новые силы, это значит, заботы по преобразованию внешнего облика улиц, кварталов, площадей становятся общими. Какая редкая, удачная, счастливая находка - наш День города.

    Итак, широкий, просторный проспект Ленина. В 40-50-е годы эта магистраль - бывшая Салдинская улица - выглядела совсем иначе. В архиве редакции городской газеты "Тагильский рабочий" найден снимок, на котором она запечатлена в той части, что ныне примыкает к зданию управления Треста "Тагилстрой". Кособокие домишки, лужи у трамвайного пути. Биография только одной улицы - свидетельство долгого и трудного пути, добрых перемен в облике крупнейшего индустриального уральского города, уже отметившего 80-летие своей коммунальной службы.

    Полистаем страницы истории. 19 июля 1919 года Нижний Тагил был освобожден от колчаковщины. Сразу возникла необходимость в решении насущных хозяйственных проблем. 30 августа был избран первый Нижнетагильский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, образован отдел коммунального хозяйства. Любопытно, что в функции вновь созданного органа входила... организация обоза лошадей для перевозки грузов, а также создание пожарной команды.

    80 лет назад, весной 1924 года, несмотря на хозяйственную разруху, причиненную гражданской войной, Нижнетагильский окружной Совет находит возможным выделить секции местного хозяйства средства "на ремонт коммунальных домов - восемь тысяч рублей, на устройство шоссе по улице Салдинской (ныне пр. Ленина) - 10 тысяч рублей, на покраску тротуаров - 3277 рублей и на устройство площади Свободы - 1800 рублей". Такой вопрос, как "приведение в порядок сторожевой башни на Лисьей горе", тоже был в повестке дня.

    Нижний Тагил, как и большинство городов Урала, оставался типично неблагоустроенным, не имевшим ни водопровода, ни канализации. Со всей остротой возникла проблема снабжения чистой водой. В 1924 году начинают проводиться подготовительные работы. Секция приступает к привлечению специалистов Московского общества сооружений "Водоканал" для составления проекта и сметы на постройку водопровода сознается специальная комиссия. В марте 1925 года она выносит резолюцию: "Пора забыть и уйти от первобытной картины водоснабжения города. Цена народного здоровья должна быть выше стоимости материальных затрат".

    Уже с первого октября 1926 года секция начала функционировать самостоятельно как городской отдел коммунального хозяйства. Вот круг ее задач: подготовка к строительству и благоустройству города, проведение учета коммунальных домовладений, разработка размеров квартплаты, страхование зданий. Благоустройство города начинается в 1926 году с разбивки скверов: произведены посадки деревьев и кустарников около памятника Ленину и в сквере. Ученики школ и комсомольцы оказывали большую помощь отделу в этой работе.

    Интересно отметить, что и городская пожарная команда, насчитывающая к 1926 году 57 человек и имевшая пожарный обоз из 10 лошадей и 10 бочек, находились в ведении отдела коммунального хозяйства.

    К 1927 году закончена нумерация и учет домовладений, отремонтированы дороги, мосты, плотины, но летом того же года внезапно обрушивается наводнение и выводит их из строя. На время приостановлены другие работы - необходимо было ликвидировать последствия стихийного бедствия.

    В 1931 году увеличивается приток рабочих на новые промышленные предприятия Нижнего Тагила, а состояние же городского коммунального хозяйства находится в резком несоответствии с размахом строительства. Вот некоторые сведения из документов, хранящихся в Нижнетагильском филиале Государственного архива Свердловской области, которые характеризуют состояние городского хозяйства начала индустриализации: население - 117 тысяч человек, нет водопровода, канализации, сборка мусора производится обозом из 84-х лошадей. Дорожное строительство отсутствует. Из общей протяженности основных дорог в 103 километра со шлаковым покрытием составляют всего лишь половину процента, тротуаров - 0,5 километра. Зеленые насаждения из общей городской площади 3056 гектаров занимают 12,5 гектара. 130 точек наружного освещения, на окраинах - ни одной электролампочки. Имелась одна баня, прачечных не было. Рабочих к месту построек, отдаленных от центра города на 7-10 километров доставляли 48 грузовых автомашин, принадлежащих предприятиям.

    С 1931 года перед отделом Коммунального хозяйства возникают новые задачи: обеспечить всех рабочих жильем. А где его взять, если жилой фонд на 93 процента - это одноэтажные деревянные дома. Коммунальное строительство только начиналось. Возникают новые рабочие поселки. Тогда появились шлаковые тротуары по проспекту Ленина протяженностью 2,3 километра. В 1930-1931 годах разрабатывается схема проекта перепланировки города "Перспектива". Приводится в порядок переименование улиц: Шанина - Карла Маркса, Высоковская - Первомайская, Арзамасская - Красноармейская. Исторически сложившиеся названия улиц Уральская, Тагильская, Липовый тракт - остаются без изменения.

    1932 год. Начинается сооружение трамвайного парка, проложены первые трамвайные пути. В то время они, как временные, были одноколейными. 5,5 километра путей, связывающих центральную часть города с вокзалом и Красным Камнем, были построены и сданы в эксплуатацию в 1937 году. Электронная версия historyntagil.ru. За годы Великой Отечественной войны общая протяженность трамвайных путей увеличилась уже до 26,8 километра. Для рабочих крупных промышленных предприятий исполкомом горсовета был введен льготный тариф на проезд в трамваях.

    1939 год. Проведена реконструкция линий городской электрической сети, закончена радиофикация рабочих окраин города - Ключей и Гальянки. К началу Великой Отечественной войны коммунальное хозяйство города подошло уже довольно окрепшим: построены сотки многоквартирных домов, жилой фонд поддерживался капитальным и текущим ремонтами, появились 24 бани, столько же прачечных.

    За военные годы построено 13 километров новых тротуаров, появилось 1550 точек наружного освещения, повсеместно проведено озеленение - посажено 88,7 тысячи деревьев и кустарников. На Вагонку и Тагилстрой пущены трамваи. Закончены были работы по санитарному благоустройству: имелись водопровод и канализация.

    За 80 лет пройден огромный путь - долгий и трудный. Благоустройство улиц, площадей, их зеленый наряд, вся красота сегодняшнего города имеют свою биографию обновления.

Е. ЕПАНЧИНЦЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.08.84.

Главная страница