Сталинград гвардии рядового Хитрина

    В Тагиле осталось всего 11 участников Сталинградской битвы, и у каждого из них был свой Сталинград.

Нет работы тяжелее, чем война

    После семилетки в родном Верещагино Пермской области отец определил Витю табельщиком на железную дорогу. Подросток быстро научился щелкать костяшками счетов, заполнять документы, даже попробовал себя помощником на автодрезине.

    Все складывалось неплохо, но сверстники стремились учиться – кто в техникуме, кто в институте. Виктору вовсе не хотелось быть хуже других, и он пошел на рабфак: без среднего-то образования никуда! Приняли сразу на второй курс, а перед выпускными экзаменами один из преподавателей, заметивший в парне большой ум и недюжинные способности, посоветовал поступать на физмат свердловского университета.

    Когда началась советско-финляндская война, студентов третьего курса агитировали записываться в лыжный батальон. С тех, кто отказался (среди них был и Хитрин), в назидание сняли стипендию. Иногородним стало не на что жить, но они не бросили учебу, а перевелись в пединститут: благо курс там был на год короче.

    Диплом преподавателя физики и математики, полученный в 1941-м, был для Виктора своеобразным пропуском в самостоятельную жизнь. Есть профессия и работа в средней школе. Весной женился на любимой девушке Ане, тоже учительнице. Но Великая Отечественная война приготовила Хитрину, как и миллионам мужчин, другую работу: в декабре его призвали в армию. Анна уже ждала ребенка и, чтобы не оставаться одной, уехала к матери Виктора в Верещагино.

Удостоверение "За участие в героической обороне Сталинграда".

Удостоверение "За участие в героической обороне Сталинграда".

    Прибыв с группой шоферов-свердловчан к месту назначения в Саратовскую область, он оказался в роте противотанковых ружей. Учеба здесь не шла ни в какое сравнение с наукой, которую постигал в институтской аудитории. Курсантов расселили в землянки и с утра до вечера гоняли так, что от пота на гимнастерках выступала соль. Наконец настал день, когда всех погрузили в двухосные красные вагончики и по рельсам, проложенным без разъездов – только в одну сторону, повезли на Камышин. Там "рабочих войны" паромом переправили через Волгу и по приказу "Шагом марш – на Сталинград!" доставили туда, где оборонительные рубежи Сталинградского и Юго-Восточного фронтов Красной Армии протянулись на 500 с лишним километров.

    В августе 1942-го 6-я немецкая армия, разрезав наш фронт, прорвалась к Волге севернее города. Здесь противник был остановлен и затем отброшен на три километра. А в сентябре для нового штурма гитлеровцы ввели в бой еще 13 дивизии, сотни самолетов и вошли в центр Сталинграда, захватив Мамаев курган. Огнем взялись и земля, и здания, и Волга. По свидетельствам очевидцев, столбы пламени и черного дыма поднимались на сотни метров в высоту...

    – Линия фронта проходила по самому городу, – Виктор Михайлович смежает веки, будто из-за бьющего в глаза солнца, и, кажется, опять, как наяву, видит горящий Сталинград. – Южнее него нас перебросили на правый, крутой берег. Здесь, за городом, и была развернута подготовка к решающему наступлению. Грохот, скрежет, шум, повозки, лошади, пехота...

    19 ноября 1942-го года началась артиллерийская подготовка. Старые солдаты знали: сразу за канонадой надо вступать в бой. Но тут артподготовка на всем сталинградском фронте – по немецким и румынским тылам – шла целые сутки. Впоследствии эта ноябрьская дата и стала Днем ракетных войск и артиллерии.

    20 ноября в наступление пошел 13-й танковый корпус с тремя приданными ему механизированными бригадами – 13-й, 61-й и 62-й (моя), мобильными, на колесах. На грузовой "полуторке" (1,5-тоннке. – Ред.) я возил ПТРовцев (длинное противотанковое ружье переносили два человека). Для окружения вражеской группировки (в кольцо попали 330 тысяч немецких и румынских солдат) корпус совершил 100-километровый маневр, и в январе 1943 года его пополнили и переименовали. Он стал 4-м гвардейским механизированным Сталинградским Краснознаменным орденов Суворова и Кутузова корпусом. С тех пор наши командиры стали носить погоны и называться офицерами.

    2 февраля Сталинградская битва завершилась капитуляцией фашистов, и в Германии был объявлен траур. А 4-й гвардейский корпус был уже далеко.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года Виктор Хитрин удостоен медали "За оборону Сталинграда".

Надпись на фото: "Работаем, кормим население. Берлин, май 1945 г."

Надпись на фото: "Работаем, кормим население. Берлин, май 1945 г."

 

"Мы не позабудем... фронтовых изъезженных дорог"

    Если бы Б. Ласкин и Б. Мокроусов создали популярную "Песенку фронтового шофера" не в 1945-м, а двумя-тремя годами раньше, она наверняка стала бы боевым гимном водителя Виктора Хитрина и его собратьев по профессии.

    "Полуторка" была едва ли не самой распространенной автомашиной тех лет. Война доказала, что ГАЗ АА неприхотлив к сорту топлива и масла, готов к поездкам в любую погоду, да и водитель почти всегда мог найти подручные средства, чтобы самостоятельно восстановить свой автомобиль.

    – Боеприпасы, горючее, питание надо было доставлять вовремя, – рассказывает Виктор Михайлович. – Солдаты мерзли в окопах, и я должен был, чего бы ни стоило, привозить для них горячую еду. Ездил и ночами, и по бездорожью. Включать фары не разрешалось, чтобы не засветиться.

    Однажды перегрузили машину так, что треснула рама. Командир распорядился заменить в кратчайший срок: "Могу дать только одного помощника". Шутка ли! Стоим-то в поле. Правда, вдалеке я приметил брошенный немецкий грузовик – с него мы и сняли несущую часть. Но, когда дошло до установки двигателя, вилка с негодной рамы оказалась, как на грех, не с двумя, а с одним болтом. Что делать? В кузове я нашел немецкую винтовку и с расстояния 3 сантиметров выстрелом "просверлил" в вилке второе отверстие. Но – маленького диаметра, из-за размера бронебойной пули. Поэтому рядом пришлось сделать еще несколько прицельных пробоин. Электронная версия historyntagil.ru. Поставили на место и вилку с двумя болтами, и двигатель. А вечером поехали к своим. Бывало, что машина за ночь вмерзала в лед до подножки. Когда везло, находили тракторную полуось и вытаскивали колеса. Печурки у меня в грузовике не было, поэтому мотор надо было прогревать ночи напролет, иначе машина вышла бы из строя. Когда стояли в степи под Сталинградом, днем из-за невыносимой жары людям хотелось не столько есть, сколько пить. И иногда солдаты украдкой спускали из машины воду, чтобы утолить жажду. А далеко ли уедешь с перегретым мотором? Ну и бегаешь по округе с ведром.

    10 февраля 1944 года, в период Никопольско-Криворожской операции, Виктор Хитрин получил слепые осколочные ранения. В хате, набитой окровавленными и перевязанными бойцами, сестричка из медсанбата сказала: "Кто может, идите пешком. Кормить вас нечем". Спасаясь от голодной смерти, Хитрин с группой солдат отправился в сторону железной дороги.

    Как оказался в Днепропетровском госпитале, не помнит. Лечение продолжалось два месяца, но кусочек металла, застрявший в правом бедре, Виктор Михайлович носит 69 лет как напоминание об испытании войной. Считает, что выжил благодаря какому-то чуду. Ведь у него было предостаточно шансов погибнуть, и не только от пули или снаряда. Сколько раз засыпал за рулем, до печенок промерзал в выстывшей кабине...

    В августе 44–го Краснознаменный механизированный Сталинградский корпус продолжил бои за пределами СССР – в Румынии, Болгарии, Восточной Югославии, Венгрии. В составе действующей армии он находился 33 месяца и ни разу не отводился в тыл. Личному составу 12 раз объявлялась благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР И. Сталина.

    Так сложилось, что всю войну Виктор ничего не знал о своей семье. Сначала даже думать о родных было некогда, не то что писать. Позже растаяла надежда и на письма. Разве весточки из огненного котла дошли бы до адресата? А если бы и дошли, то могло статься, что к этому моменту его уже нет среди живых. Да и постоянные маневры механизированного корпуса серьезно затрудняли почтовую связь... На своей повидавшей виды "полуторке" Хитрин исколесил Польшу, Германию, доехал до Берлина. Демобилизовался только в декабре 1945-го.

* * *

    После Великой Отечественной Виктор Михайлович 25 лет работал преподавателем в школе, потом – водителем на автотранспортном предприятии. С Анной Николаевной, которая тоже учительствовал а, прожили 68 лет, а три года назад Виктор Михайлович овдовел. Две дочери, сын и внучки не забывают – звонят и навещают его. Помощь социального работника требуется ветерану только в тех случаях, если надо внести платежи, оформить какие-то документы и т.п.

Нина СЕДОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.02.2013.

Главная страница