Трудности и радости собирательской работы

    Как-то никогда не мечтала стать музейным работником, учитель я по призванию и до сих пор люблю детей, школу. Но так уж сложилась моя судьба, что в 1963 году пришла в музей, думала временно, а получилось навсегда. Полюбила музей всем своим существом и не жалею об этом. На вопрос, чем больше всего нравится и привлекает меня музей, даже затрудняюсь ответить. В музее мне все нравится, трудно чему-либо отдать предпочтение.

    В настоящее время я работаю в отделе, где формируются фонды музейных коллекций. Почти за каждым экспонатом скрывается интересная история и нелегкий труд, терпение и упорство в поиске, встречи с разными людьми, неудачи и радости открытий. Мы торопимся – в частных руках находится множество ценных документов и вещей. Идет сложный поиск... Порой он затягивается на месяцы и годы. Но как ни долог путь поисков и открытий, сбор документов и вещей прошлого и настоящего, что может быть благороднее, когда необходимо сохранить память о выдающихся событиях в веках, рассказать о них народу! В труде музейных работников-собирателей есть немало романтики, иногда даже приключений.

    Вот я и хочу познакомить читателей с тем, как отдельные экспонаты попади в музей.

    В 1969 году я стала заниматься историей деятельности крепостных умельцев-изобретателей Нижнего Тагила XVIII – 1 половины XIX вв. Оказалось еще много белых пятен в их жизни и творчестве. И вдруг мы узнаем, что в Свердловске по улице Токарей, 7, около самого Верхисетского завода живет правнучка Мирона Черепанова Анна Николаевна Водовозова. Едем к ней. Она рассказала, что много лет жила в этом доме с Епистимией Мироновной, старшей, и Евгенией Мироновной, младшей дочерью Мирона Ефимовича. Здесь же жил внук М.Е. Гуляев А.П. с семьей. В большой комнате висели портреты Ефима и Мирона Черепановых, которые в 1943 году были переданы профессору Данилевскому. Сейчас они в экспозиции Эрмитажа.

    Анна Николаевна Водовозова передала музею фотографии потомков Черепановых, часть их мебели и посуды и сказала, что в Москве жена внука Мирона Черепанова хранит серебряный кубок, которым был награжден Е.А. Черепанов.

    В 1970 году состоялось первое знакомство с Антониной Ивановной Гуляевой и ее семьей, которые хранят эту священную реликвию в память о своих замечательных предках. Кубок (ваза) сохранился прекрасно. Когда я увидела его, мною овладело чувство благоговейного трепета и волнения. Вот это да! Уникальный экспонат для музея, свидетельство яркой творческой жизни Черепановых, живших в тяжелую эпоху крепостничества. Кубок – это ваза на фигурной ножке, украшенной двенадцатью розовыми турмалинами. Чаша по бортику отделана чеканкой цветочного орнамента. В центре написано: "Ефиму Алексеевичу Черепанову. Устроение первой паровой машины на рудниках и заводах Нижнетагильских. 1824г. "

    В течение 12 лет велась переписка с хранительницами кубка. Много было встреч и бесед с Антониной Ивановной и ее дочерью Татьяной Александровной, но кубок по-прежнему в Москве. Сотрудники музея не теряют надежды со временем получить этот предмет в свою экспозицию. Надеемся, что Татьяна Александровна Копытцева, правнучка Мирона Ефимовича, поймет нас и со временем обязательно передаст вазу в Нижний Тагил, на родину Черепановых, создавших первый русский паровоз и железную дорогу с паровой тягой.

    Жалеем, что канули в вечность серебряная медаль на анненской ленте и серебряный перстень, которыми за заслуги в производстве был награжден Ефим Алексеевич в разные годы.

    Еще более удивительный экспонат 18-го века поступил в музей в 1979 году – это столик из зеленой и красной меди, расписанный Вавилой и Федором Худояровыми во второй половине 18-го века.

    Лет двенадцать назад в наш музей зашел тагильчанин В.Ф. Старков, кандидат исторических наук, и рассказал, что в Москве, в Останкино, на выставке видел медный столик, сделанный и расписанный тагильскими мастерами, столик принадлежит Ф.Е. Вишневскому, большому знатоку и коллекционеру русской и европейской живописи, он подарил Москве около 400 произведений живописи, графики и предметов прикладного искусства.

    Сообщение это заинтересовало музейщиков. И в 1970 году мы побывали у Ф.Е. Вишневского, познакомились с его удивительными и весьма разнообразными коллекциями, среди которых был и медный столик, передать его в Нижний Тагил Феликс Евгеньевич не спешил. В обмен на столик он просил портрет А.К. Демидовой-Карамзиной работы К.П. Брюллова для экспозиции в музей В.А. Тропинина. Такой вариант обмена нас не устраивал, и наши переговоры о получении уникальнейшего экспоната затянулись более, чем на десять лет. И только в конце 1979 года сын Феликса Евгеньевича выполнил волю отца и передал столик в наш музей.

    Столик служил Демидовым для хранения жалованной грамоты на дворянство и деловых бумаг, сделан он был в 1785 году. Столик расписан Вавилой и Федором Худояровыми, замки, возможно и сам столик, были сделаны Е.Г. Кузнецовым, талантливым изобретателем прокатных станов, музыкальных дрожек и астрономических часов.

    Столик небольшой, почти квадратный из зеленой и красной меди на четырех фигурных ножках, соединенных между собой. На столешнице роспись - 29 медальонов-гербов губерний России, очевидно, тех, где находились владения, принадлежавшие Демидову. В центре царский герб – двуглавый орел. В одной лапе у него зажат скипетр, в другой – держава, ниже, в овале, портрет Екатерины I. Крышка столика откидная. На внутренней стороне, по краю, ажурное золотистое кружево, в центре – яркий красочный герб дворян Демидовых. Столешница в виде глубокого ящика, где под замком хранились семейные бумаги и жалованная грамота на дворянство.

    В конце 1979 года директор нашего музея Семенов А.Г. привез его в Нижний Тагил.

    Столик нуждается в реставрации – краски сверху на крышке потемнели от времени, местами утрачены. Но мы с восхищением и волнением смотрим на это прекрасное творение талантливых художников из династии Худояровых, дошедшее до нас из глубины веков.

    Так уж получилось, что ряд интересных произведений, созданных Худояровыми, находится либо в музеях страны, либо в частных руках.

    В Москве, в музее им. М.И. Глинки, в одном из залов висит прекрасный портрет Ивана Сусанина, написанный Степаном Федоровичем Худояровым – Федоровым в 1836-1837 гг. Его же "Летний пейзаж" – у пенсионерки Очасовой Анны Александровны в Москве. В Иркутске, в картинной галерее, несколько работ Василия Павловича Худоярова. Это: портреты семьи Сукачевых, создателей этой галереи, "Рыболов" (1875 г. ), "Голландская ферма", "У креста" и другие.

    Наконец, мы узнали, что в Свердловске один из потомков Исаака Федоровича Худоярова, Осипов Борис Анатольевич, хранит железную шкатулку, расписанную Исааком еще в XIX веке. На крышке летний пейзаж, за столиком сидит молодая женщина, вяжет носок, у ног с клубком ниток играет котенок. На боковых стенках шкатулки по темному фону небольшие букетики цветов.

    Долго, очень долго уговаривали мы Бориса Анатольевича передать шкатулку на вечное хранение в музей, но он пока оставил семейную реликвию у себя. Надеемся получить ее от жены Бориса Анатольевича и его детей.

    Живы внуки Василия Павловича Худоярова. Александра Леонидовна, пенсионерка, живет в Новосибирске. В дар музею она выслала семейные фотографии своего деда и портрет отца, Леонида, в возрасте 9 мес., написанный насилием Павловичей Худояровым.

    В Москве живет внук В.П. Худоярова Александр Леонидович, инженер, он передал семейные фотографии и воспоминания о своем деде, выдающемся тагильском художнике XIX века.

    В январе 1983 года я читала лекцию на курсах по подготовке экскурсоводов. После лекции ко мне подошла молодая женщина – Лапина Ольга Константиновна (старший инженер-технолог производственного объединения "Уралхимпласт"). Она сказала, что у них хранятся интересные карманные часы с надписью на обратной стороне крышки: "За производительный труд от Петроградского Совета". Подарены они доменщику тагильского завода Пулкову-Гурьеву за восстановление домны в двадцатые годы.

    Потом мы получили эти часы и узнали, что такими часами награждались передовики производства. Затем Ольга Константиновна привела нас к своей родственнице Щерба Агриппине Терентьевне, которая передала музею удивительно интересный комплекс, раскрывающий всю Трудовую деятельность ее отца Лапина Терентия Зотеевича. Здесь ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, знаки: "Отличник соцсоревнования черной металлургии 1943 г.", "Отличник соцсоревнования металлургической промышленности" 1932, 1933 гг., "Ударник" 1933 г., завершающего пятилетку". Кроме того, Похвальные Грамоты ударнику 4-го года пятилетки (1932 г.), Похвальные Грамоты 1931-1949 гг. за высокие производственные показатели. Справка о том, что Лапин Т.З. состоял в ударниках с 1929 по 1938 годы, свидетельство о явке его к исполнению воинской повинности. 1907 г. Газета "Динамная сталь" – орган парткома и завкома заводоуправления 1933, 1934 годов, экземпляры газеты "Рабочий" 1934 года, газеты "Боец" за 1935 год, "Догнать и перегнать" и др.

    Надо сказать, что тагильчане с пониманием относятся к призыву сотрудников музея о сборе вещественных памятников культуры, отражающих труд на уральских заводах и рудниках, домашний уклад жизни рабочего до революции и в советские годы.

    Однажды мы получили письмо от Потаповой Наталии Александровны. Она писала: "Прошу сотрудников музея посмотреть и принять в дар старинные вещи, книги, документы". Электронная версия historyntagil.ru. Так мы получили 81 предмет музейного значения: документы, иконы, серебряные монеты, шкатулку-сундучок работы отца Потаповой Н.А. Кокушкина А.Ф., кустаря-сундучника и др.

    Большой интерес представляют ставшие уже уникальными карточки на продовольственные и промышленные товары 1945-1947 годов, их передала аппаратчица Высокогорского механического завода Арсланова Нина Васильевна.

    Не менее интересны собрания изданий Нижнетагильского общества потребителей, относящиеся к 1910-1914 годам. Это десятки финансовых отчетов, инструкций общества. Материалы, представленные музею М. Томбасовой, рассказывают о том времени, когда она училась в Павло-Анатольевской женской гимназии: ведомости об успеваемости и поведении, дневник для записи уроков, краткий очерк о деятельности родительского комитета – все они безусловно заслуживают внимания исследователей.

    Серебрякова-ЗубрицкаяЗ.Г. , бухгалтер кустовой бухгалтерии станции Нижний Тагил, передала богатейший комплекс документов, медаль "За Трудовую доблесть" своего мужа Серебрякова Константина Ивановича, небольшую, но редчайшую коллекцию минералов – золото, серебро, платину, самородную медь, собранную им в 1920-1923 годах в Невьянском районе, на Баранче, в Кушве и на Меднорудянском месторождении, массу редких фотографий, фарфор фабрики М.С. Кузнецова.

    Не имея возможности назвать каждого в отдельности, музей благодарит всех за содействие и помощь в сборе предметов старины, предметов музейной ценности.

    Значительно и увлекательно наше музейное дело. Собирая памятники истории прошлых веков и реликвий дней настоящих, мы работаем на будущее, чтобы наши потомки через многие-многие годы помянули бы нас добрым словом.

Л.П. Лепо

 

 

Главная страница