Осталось только на фотоснимках

    Раскроем справочную книгу Ф.П. Доброхотова "Урал северный средний и южный", изданную в Петрограде в 1917 году. Читаем о Нижнем Тагиле: "Огромное поселение раскидано в живописной долине по обоим берегам реки Тагил... На господствующих над селением возвышенностях расположены храмы и часовни. При въезде в центр селения бросается в глава большие старинные здания... тут же ряд памятников, несколько церквей очень красивой и оригинальной архитектуры..."

    Многие из этих сооружений исчезли, как исчезли и многие живописные детали пейзажа, Что говорить о кедровнике у подножия Высокой, о бережном отношении к которому писал еще Петр Симон Паллас, проезжавший через селение в середине 18 века. ( "Жители огораживают каждое дерево").

    Люди среднего возраста помнят еще островки чистого леса у поселка Кокс, у Новой Кушвы, прекрасные тополя в городском парке.

    Многое осталось только на старых фотоснимках, а многого нет и на снимках – не все фотографировалось, и не все снимки сохранило время.

    Попытаемся показать то, что оставило след на бумаге благодаря великому изобретению, 150-летие которого человечество отмечает в этом году – изобретению фотографии.

    Начнем с церквей. Читаем у Доброхотова: "Красоту селению придают церкви, которых шесть, из них две единоверческие. Кроме того, существует еще Скорбященский женский монастырь, лежащий недалеко от вокзала на реке Малая Кушва."

    К настоящему времени уцелели три церкви: Александро-Невская, Казанская и Троицкая. Остальные – только на фотоснимках.

 

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР

    Построен в 1764-1777 гг. Архитектура церкви характерна для 18 века – на гладких стенах, крашенных какой-либо краской, красиво читается белый декор – пилястры, сандрики, тяги, наличники. Собор крестово-купольный, трехнефный. Над средокрестием возвышается главный купол на высоком барабане. Купол оформлен четырмя люкарнами овальной формы и завершается небольшой главкой с крестом на высоком барабане.

    Вытянутый конец центрального нефа завершается четырехгранной колокольней высотой в 51 метр, имеющей 3 яруса. Два нижних яруса прорезаны арочными окнами и завершаются чугунной решеткой-парапетом. Третий ярус – меньший по объему и имеет восьмигранную форму. Колокольня увенчана шпилем с крестом.

    Основной объем собора имеет гладкие стены, оформленные белыми пилястрами и окна с белыми наличниками. Окружает собор ограда из кирпичных столбиков и декоративной решетки.

    Доброхотов дает следующую характеристику собору: "Расположена (церковь) в самом центре завода, на Александровской улице, почти напротив главной заводской конторы. Храм сооружен в византийском стиле в вида креста, с тремя маковинами и с крестами наверху. В церкви богатая утварь. Из церковных предметов наиболее значительны: сосуды из чистого золоте 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями – дар Никиты Акинфиевича; престолы из магнитного железняка; дарохранительница из чистейшего малахита; евангелие 1759 года – дар Никиты Акинфиевича. Крышки переплета обложены серебром, весом более 2 пудов; икона Иверской Божьей Матери ценой в 3 тыс. рублей. Картина "Кающаяся Магдалина" вывезена из Италии, есть копии с работ знаменитого художника Корреджо". Собор стоял на пригорке, где сейчас находится торговый техникум и являлся частью ансамбля предзаводской площади. Служил архитектурной доминантой, с любой точки селения виден был его шпиль.

    В конце 20-х годов церковь была закрыта. В ней был устроен филиал краеведческого музея.

    В газете "Тагильский рабочий" от 30 августа 1930 года читаем:

КУЛЬТУРА ПОБЕЖДАЕТ

    Осуществились наказы, которые давались трудящимися Тагила горсовету: Входо-Иерусалимский собор, 160 лет служивший орудием религиозного дурмана, превратился в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Сумрачные стены собора ожили. "Святые" и "ангелы" не глядят больше со стен отреченным взором. Оставлены лишь те из них, которые используются как антирелигиозный материал. Так красуется в своем киоте мужеубийца, известная своей распутностью Екатерина II, которую неизвестный художник XVIII века изобразил в виде святой. И много старушек, вероятно, разбивали себе лбы в усердных поклонах перед "святой великомученицей Екатериной".

    Оставшаяся часть убранства собора, которая впоследствии используется для антирелигиозного музея, отделана лишь плетением разноцветных лент...

    Спустя несколько месяцев собор был взорван.

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР. Фото 1914 года Автор снимка неизвестен.

Фото 1914 года Автор снимка неизвестен.

     

ВЫЙСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Закладка ее состоялась в 1835 году, первый придел освящен в 1845 году, остальные – в 1846 году. При сооружении ее использован проект храма Христа Спасителя в Москве, но в несколько измененном виде.

    Демидовы велели при церкви устроить свой фамильный склеп, и первым из их фамилии был погребен в нижнем этаже храма Николай Никитич, скончавшийся в 1828 году во Флоренции. Затем в усыпальнице были похоронены и другие представители семейства.

    Церковь отличалась значительной прочностью. Стены ее в нижних частях были обложены огромными чугунными плитами. Крыша покрыта листами кованой красной меди.

    Церковь была стройна, имела красивые пропорции. Центральный купол завершался маленькой главкой и покоился на высоком барабане с арочными окнами, отделанными пилястрами с коринфскими капителями. По четырем углам церкви – башенки с небольшими куполами и главками, арочными проемами.

    Фасад церкви делился пилястрами на 5 частей, каждая из которых завершалась лучковым фронтоном. На центральном фронтоне – декоративная скульптурная композиция в виде расходящихся лучей. Церковь была огорожена металлической ажурной оградой.

    Внутри церкви – обилие света, прекрасный резонанс, пол чугунный, колонны раскрашены под мрамор, на стенах – живопись, в куполе – Бог Саваоф, копия с картины Крамского из храма Христа Спасителя в Москве. Иконы в иконостасе написаны в итальянском стиле. Из достопримечательностей храма – икона Корсунской божьей Матери, написанная митрополитом Димитрием Московским и поднесенная им в напутствие Никите Демидовичу Антуфьеву в 1702 году. Много икон в богатых серебряных ризах и украшенных камнями.

    Из церковной утвари интересна замечательная дарохранительница, высеченная из цельного куска малахита весом до 7 пудов. В ризнице имелись священнические и дьяконские облачения из парчи чистого золота.

    В усыпальнице Демидовых в этом храме накопились мраморные и металлические памятники умерших. Самый красивый и оригинальным памятник был сооружен на могиле Павла Павловича (умер в 1885 году). Он сделан в Италии и представляет на каррарском мраморе литой горельеф с фигурой плачущей женщины над телом мужчины.

    В усыпальнице же, в особых витринах хранились вещи, принадлежавшие умершим Демидовым.

    Церковь находилась приблизительно на месте ДК "Юбилейный". После революции, в кочне 20-х годов, она была закрыта. Окончательно была разрушена в 1963 году.

ВЫЙСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Фото 1914 года. Автор снимка неизвестен.

Фото 1914 года. Автор снимка неизвестен.

 

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Была построена в 1833 году и находилась на пути от вокзала в центр селения на Шаминой улице (ныне ул. К. Маркса, напротив музыкального училища). До перестройки, которая проводилась не ранее 1885 года Козловым С. С., имела небольшой купол в центре и по четырем углам прямоугольные башенки без куполов.

    После перестройки церковь приобрела пышный вид. Она имела многочисленные пристройки. Центральный вход выделен не только порталом, но и большим полуциркульным окном. Башенки по углам получили купольные завершения, довольно часто использовались арочные окна, одиночные на барабане купола и соединенные по 3 и по 2 на фасадах. В целом, церковь оставляла впечатление основательной и приземистой постройки. Даже колокольня как-то уж слишком "медленно" поднималась над основным зданием.

    Церковь имела богатое убранство. Ценные иконы писаны на полотне первоклассными художниками Италии: "Воскресение Христово" и "Богоматерь с Предвечным младенцем". Стоимость их составляла 17 тыс. рублей. Это дар Николая Никитича Демидова.

    По обычаю, в церкви и вокруг нее были погребения священнослужителей, других знатных жителей поселения. Читаем в "Словаре Верхотурского уезда под ред. И.Я. Кривощекова, 1910 г.": "Рудановский Петр Васильевич считался превосходным врачом, знатоком своего дела на только в пределах Пермской губ., но и едва ли не всей Сибири... Казанский университет в 1875 году дал ему почетную степень доктора медицины. Петербургская академия наук в 1868 г. предложила ему премию за одну из работ... Парижская академия наук избрала П.В. своим членом... П.В. Рудановский скончался в Петербурге 21 янв. 1888 г., а похоронен в Н. Тагиле при Введенской церкви 8 марта того же года. При его похоронах Нижнетагильцы плакали без различия сословия и состояния, от малого до старого..."

    В августе 1931 года в газете "Тагильский рабочий" опубликована подборка материалов под рубрикой:

ОЧАГ МРАКОБЕСИЯ СДЕЛАТЬ ОЧАГОМ КУЛЬТУРЫ"

    "На ст. Тагил большинство железнодорожников уяснило вред, распространяемый поповским дурманом, и начинает энергично бороться с религией. 27 августа на собрании мастерских службы пути постановлено просить горсовет ходатайствовать перед ВЦИК об изъятии Введенской церкви и передачи ее под типографию".

    "Заслушав сообщение т. Антонова, мы стрелки и комсостав отряда военизированной охраны Тагильского завода, учитывая гнусную провокационную роль церкви и религии, требуем закрытия Введенской церкви и передачи ее здания на нужды государства... Электронная версия historyntagil.ru. Обязуемся усилить разъяснительную работу среди отстающих рабочих завода и граждан города...

    По поручению отряда СЕЛЯДИН

    "Мы, рабочие доменного цеха, смены Полузадова, присоединяемся к голосу рабочих рудника им. III Интернационала и просим горсовет ходатайствовать перед ВЦИК о закрытии Введенской церкви..."

    "Митинг рабочих Высокогорского механического завода, учитывая недостаток в помещениях для общественной, культурной и кооперативной работы в Тагиле... просит горсовет ходатайствовать перед ВЦИК о передаче Введенской церкви под типографию..."

    Вскоре церковь была разрушена.

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Фото 1914 года. Автор снимка неизвестен.

Фото 1914 года. Автор снимка неизвестен.

     

СКОРБЯЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Монастырь был основан в 1820-х годах и получил название от храма Скорбящей Божьей Матери. Храм был построен из кирпича, имел богатое украшение.

    Место по тем временам было безлюдное, для монастыря самое подходящее.

    Этот фотоснимок – копия со снимка 1889 года, автор его С.А. Александров – один из первых фотографов Нижнего Тагила и, вероятно, первый тагильский фотограф, снимавший не только портреты, в ателье, но и виды поселка.

    С начала 20-х годов XX века храм находится на территории Нижнетагильского детского дома №1. Полуразрушен.

СКОРБЯЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

СКОРБЯЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    В 1911 году состоялось освящение еще одного собора монастыря – Крестовоздвиженского. Ныне здание полуразрушено.

СКОРБЯЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С фотоснимка 1914 года, автор неизвестен.

Литература

    1. Доброхотов П.Ф. Урал северный, средний, южный. Петроград, 1917 г.

    2. Кривощеков И.Я. Словарь верхотурского уезда. Пермь. 1910 г.

    3. Кузнецова Р.А. Архитектурный облик Нижнего Тагила. XIX век. Нижнетагильский пединститут. Дипломная работа.

    4. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства в 1770 году.

    Часть вторая. Книга первая. Санкт-Петербург, 1786 г.

    5. Газета "Тагильский рабочий". 1930, 1931 годы.

    6. Материалы Нижнетагильского филиала Государственного архива Свердловской области.

Главная страница