Осталось только на фотоснимках

(Продолжение. Начало см. "Тагильский краевед" №3, 4)

    Удивительно скудной была выставка церковной утвари, организованная к 1000-летию крещения Руси нашим краеведческим музеем. Кривощекин, Доброхотов и другие авторы описывают богатейшее убранство церквей Тагила. "Работы итальянских мастеров... Кресты, усыпанные бриллиантами... Книги с пудовыми переплетами из серебра и сосуды из чистого золота... Бесчисленные иконы в серебряных ризах, украшенные камнями, стоившие даже в 19 веке десятки тысяч рублей и облачения из парчи чистого золота... Изумительные дарохранительницы из малахита... "

    Где все эти богатства?

    Д.Л. Бородин, бывший горный техник, рассказывал мне, что видел в 30-х годах металлическую коробку, украшенную чеканкой, от гробницы доктора Рудановского (П.В. Рудановский был похоронен в Введенской церкви) в сарае - складе металлолома. А сестра Дмитрия Львовича Екатерина Львовна, была свидетельницей, как в 20-х годах несколько подвод везли серебрянке ризы от икон Выйско-Никольской церкви.

    Лишь по немногим фотоснимкам, сделанным к тому же иногда после закрытия церквей, мы можем составить некоторое, весьма бледное представление о том, как выглядели церкви внутри.

    На пути от вокзала к центру селения первой была Введенская церковь. Она имела, по свидетельству современников, богатое убранство - ведь почти каждый состоятельный человек, приехавший в город, непременно жертвовал что-то этой церкви. Много подарков получила она и от Демидовых. Иконы, подаренные ими, были писаны первоклассными итальянскими мастерами.

    На снимке №1 - левый престол алтаря Введенской церкви. (северный). Слева на снимке, над дверью, фреска "Исцеление расслабленного. Читаем в Евангелие от Матфея: "И вот, принесли к нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: "прощаются тебе грехи", или сказать: "встань и ходи"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам". Под фреской одна из двух парчевых хоругвей, которыми отмечен левый престол алтаря. В верхней части левой хоругви прекрасно вышитое изображение двух ангелов, держащих в руках круг-икону "Крещение Христа".

Фото I

    На правой хоругви ангелы держат круг-икону "Воскресение Христа". Нижняя часть хоругвей украшена тончайшим вышитым орнаментом. Известно, что искусными рукодельницами были монахини Скорбященского монастыря. После закрытия монастыря некоторые из них зарабатывали себе на пропитание рукоделием. Те, кто учился в сороковых и начале пятидесятых годов в школе №38, помнят старенькую наставницу кружка рукоделия, бывшую монахиню Анну Федоровну Казанцеву, умелую вышивальщицу. Теперь искусство вышивки в городе практически исчезло. А золотошвеи - одна из наиболее редких профессий в стране, их буквально можно сосчитать по пальцам. С иглой вместо кисти и разноцветными шелками взамен красок монахини-вышивальщицы создавали иконы, и нередко исполнялись целые сложные художественные композиции, в которых проявлялась большая творческая индивидуальность.

    За левой хоругвью - иконы святых, писаные на холсте. Промежутки между иконами, как и весь овальный иконостас, украшены великолепным резным орнаментом.

    Врата левого престола заслоняются распятием, но видна их верхняя часть, украшенная тремя круглыми иконами. Правая икона над вратами - "Крещение Христа".

    "Распятие Христа" - обязательная икона каждой церкви. В данном случае икона не отличается особым художественным мастерством. По обе стороны от распятого Христа - его мать Мария и Иоанн Богослов (его изображение заслоняется подсвечником). На груди Христа видна рана, нанесенная воином для того, чтобы убедиться, умер ли распятый. Над головой надпись "IНЦI" (Иисус Назорей, Царь Иудейский). В Евангелие от Иоанна говорится, что эту надпись изготовил и поставил на кресте сам Пилат, чем вызвал недовольство первосвященников. Они требовали, чтобы надпись была: "Он говорил: "Я царь Иудейский", т.е. хотели, чтобы Пилат признал Христа самозванцем. Пилат отвечал: "Что я написал, то написал".

    Под ногами Христа - весьма условное изображение черепа Адама, прародителя. Христос, согласно Библии, своей смертью искупил грехи людей и принес им спасение.

    Заканчивается левый престол большой иконой Пантелеймона (она в центре снимка в застекленной раме). От этой иконы и весь придел называется Пантелеймоновским. Великомученик и целитель Пантелеймон - один из наиболее уважаемых святых православной церкви.

    В верхней части снимка видна часть большого паникадила. На снимке видны также несколько напольных и висячих подсвечников и лампад. В правой части снимка клирос (место для хора), ограниченный литой решеткой, за которой мы видим аналой - небольшой покатый стол, служащий в церкви для чтения и для положения образов, и этажерка с книгами. Тонкие книги внизу - по-видимому, нотные (певческие) книги, которыми пользовались часто. На верхней полке толстая книга с застежками. Это, вероятно, "Апостол" - книга деяний и посланий апостолов. На заднем плане большая икона, написанная, по всей вероятности, не русским художником.

    В церкви имелось электрическое освещение. Лампочками украшен иконостас, лампочки видны и в малом паникадиле /(слева на снимке), а в правой части снимка на стене видны выключатели.

    Конечно, электричество в значительной степени облегчало содержание церкви. Но оно в то же время во многом лишало церковь особой интимности, создаваемой трепещущими огоньками свечей.

Икона Введенской церкви "Сошествие Святаго Духа" (фрагмент снимка №1)

Икона Введенской церкви "Сошествие Святаго Духа" (фрагмент снимка №1)

    Все дореволюционные справочники о Нижнем Тагиле отмечали красоту и богатство Выйско-Никольской церкви. В нашем распоряжении, к сожалению, только один снимок интерьера - амвон и царские врата алтаря.

снимок интерьера Выйско-Никольской церкви - амвон и царские врата алтаря

Снимок интерьера Выйско-Никольской церкви - амвон и царские врата алтаря

    В центре снимка ступени высокого амвона, ведущие в алтарь. Перед ступенями аналой с лежащей на нем иконой и подсвечник. Над ними паникадило, в котором вместо свечей электролампочки. Пол покрыт узорными чугунными плитами.

    На царских вратах шесть икон. Две средние - "Благовещение", на остальных четырех изображены евангелисты Марк, Матфей, Лука и Иоанн вместе со своими символами - изображениями животных: Иоанн - с орлом, Лука - с тельцом, Марк - со Львом, Матфей - с ангелом. Сами врата представляют собой как бы деревянное кружево. Сложный орнамент из виноградных лоз и ангельских головок.

    За красивой литой решеткой, ограждающей амвон, по обе стороны от царских врат - две иконы в богатых ризах и одинаковых резных рамах с крестом. Это иконы Казанской Божьей Матери и Нерукотворный образ Христа. Левее иконы Богоматери большая икона Пантелеймона в великолепном резном киоте, сделанном в виде сени. Верхняя часть этого киота украшена тремя главками с крестами.

Царские врата Выйско-Никольской церкви

Царские врата Выйско-Никольской церкви

Иконы Казанской Богоматери и Пантелеймона

Иконы Казанской Богоматери и Пантелеймона

    Точно такой же киот справа. В нем, насколько можно различить на снимке, находится небольшая икона Богоматери, ниже которой табличка с текстом. Может быть, это та самая икона Корсунской Божьей Матери, писанная митрополитом Дмитрием Московским и поднесенная им в напутствие Никите Демидовичу Антуфьеву в 1702 году?

    На снимке киоты загораживают боковые входы в алтарь. Видны только верхние части входов, выполненные в виде полукругов, повторяющих формy и орнамент большего по радиусу полукруга над центральным входом. Промежутки между боковыми входами и центральным выполнены в виде пучков стройных колонн.

    К сожалению, на снимке мы не видим всего иконостаса. Слаба также его освещенность, и рассмотреть даже попавшие в поле зрения фотоаппарата иконы невозможно. Едва видны только их рамы.

В подвальной части церкви была усыпальница Демидовых

В подвальной части церкви была усыпальница Демидовых

    В подвальной части церкви была усыпальница Демидовых. На снимке, сделанном, по-видимому, в начале 20-х годов, на переднем плане могила Павла Павловича Демидова.

    Родился он в Веймаре в 1839 году. На втором году жизни он лишился отца и воспитывался матерью, Авророй Карловной, вышедшей впоследствии замуж за А.Н. Карамзина. Павел Павлович окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в Париже, Лондоне, затем в Петербурге и Киеве, где был избран в 1870 году городским головою, а спустя 3 года переизбран на второй срок, но принять должность отказался.

    Во время Русско-турецкой войны 1877-78 г. г. много работал в Киеве над устройством помещений для больных и раненых. "Его рвение и щедрость в ту эпоху превышают все, что можно ожидать от человека", - писала 1 февраля 1885 года "Новости и Биржевая газета".

    Только за последние 9 лет жизни им было пожертвовано на пенсии и другие пособия в пределах России (кроме собственных заводов) 1167840 руб., куда входили ежегодные пожертвования Киевскому и Петербургскому университетам, детской больнице и др. В Нижнем Тагиле на его счет содержались 100 учащихся реального училища, два мужских народных начальных училища для 300 детей и два женских для 200 детей, два приюта для призрения детей, две больницы с аптеками при них, фельдшерская школа, библиотеки при училищах и больницах и т.д. - общий головой расход в Н. Тагиле составлял более 125 тыс. рублей. Умер П.П. Демидов 6 января 1885 года в Италии. В июне 1885 года тело его было перевезено в усыпальницу Выйско-Никольской церкви.

Надгробие Павла Павловича Демидова

Надгробие Павла Павловича Демидова

    После закрытия церковь оказалась на территории военного городка. В годы войны она использовалась как стрельбище, а в подвалах хранился картофель.

    Убранство Входо- Иерусалимского собора отличалось особой пышностью, со свойственными стилю барокко аффектацией, динамичностью и стремлением к величию, текучестью сложных криволинейных форм.

Центральный иконостас алтаря

Центральный иконостас алтаря

    На снимке - центральный иконостас алтаря (снимок сделан в конце 20-х годов). Высота его около 10 метров. В центре решетчатые царские врата высотой около 4 метров, в верхней части которых в золотистом сиянии лучей икона "Троица" (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой в виде голубя). В средней части врат икона "Благовещение". Иконы эти разделялись пополам при раскрытии врат. Врата раскрывались внутрь алтаря, а при закрывании их половинки икон, соединяясь в одно целое, приближались к стоящему перед алтарем посетителю, что производило особый зрительный эффект.

Царские врата Входо-Иерусалимского собора

Царские врата Входо-Иерусалимского собора

    Икону "Благовещение Богородицы" окружают четыре иконы евангелистов в резных рамах одинакового рисунка.

    Весь иконостас украшен великолепной резьбой. Словно волны валами накатывают на молящихся, и в застывшей пене волн они видят изображения знакомых им евангельских сюжетов. Слева от врат - изображение Богоматери, справа - Христа. Перед ними свисают многочашные лампады. На боковых вратах алтаря изображения архидьяконов-великомучеников, тех, которые одними из первых пострадали за приверженность к учению Христа.

Иконы "Тайная вечеря" и "Господь Вседержитель"

Иконы "Тайная вечеря" и "Господь Вседержитель"

    Над царскими вратами традиционная "Тайная вечеря" Драма последней встречи Христа с учениками перед казнью вдохновляла творчество многих и многих художников.

    Над "Тайной вечерей" икона "Господь Вседержитель" (в центре - Христос, восседающий на троне. Слева от него Богоматерь, справа Иоанн Креститель).

    Самая верхняя над вратами икона - "Совет Предвечный", или "Венчание Богородицы". На ней изображены парящие в облаках фигуры Марии (в центре) и коронующие ее Иисус Христос и Бог Саваоф.

    Православная церковь отмечает многие религиозные праздники. Но есть особые, так называемые великие праздники, которые церковь отмечает особо торжественными богослужениями. Это "двунадесятые" праздники, называемые так по их числу - 12. Праздники эти следующие:

    1. Рождество Христово - 7 января;

    2. Крещенье (или Богоявление) - 19 января;

    3. Сретенье (встреча младенца Христа с праведником Симеоном) - 15 февраля

    4. Благовещенье (оповещение Девы Марии архангелом Гавриилом о том, что она родит сына - Христа) - 7 апреля;

    5. Вербное воскресенье (въезд Христа в Иерусалим) - за неделю до Пасхи;

    6. Вознесение Христа на небо - на 40-й день после Пасхи;

    7. Троица - на 50-й день после Пасхи;

    8. Преображенье, или Спас яблочный (в этот праздник церковь освящает плоды и мед нового урожая) - 19 августа;

    9. Успенье Богородицы - 28 августа;

    10. Рождество Богородицы - 21 сентября;

    11. Воздвижение Креста Господня (крест, на котором был распят Христос, по преданию, был найден в 4 веке матерью императора Константина Еленой и поднят - воздвигнут - над толпой верующих) - 27 сентября;

    12. Введение во храм Богородицы - 4 декабря.

    Пасха (воскресение Христово) не входит в число этих двунадесятых праздников, это - "праздников праздник и торжество из торжеств".

Иконы из цикла двунадесятых праздников - "Рождество Христово" и "Крещенье Христа"

Иконы из цикла двунадесятых праздников - "Рождество Христово" и "Крещенье Христа"

    Этим праздникам посвящены иконы, расположенные в два ряда в горизонтальных рамах. К сожалению, не все сюжеты можно определить по снимку.

    Но некоторые все же достаточно четки. Так, справа от "Тайной вечери" - "Рождество Христово", далее "Крещение" и "Сретенье". Но, конечно, главное место на иконостасе занимают 12 апостолов, расположенных в два ряда. Апостолы - избранная Христом группа его ближайших учеников, составлявшая ядро первохристианской общины. Их имена: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон, Матфий.

    Могучие богатыри-проповедники уверенной поступью направляются к зрителю, их свободные одежды развеваются от стремительного движения. Целеустремленностью, силой духа веет от этих фигур.

    Православная традиция требует определенных деталей, присущих каждому портрету. Апостолов можно распознать по надписям или по физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, ее форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т.п.), по тем предметам, которые они держат в руках (райские ключи у Петра, свитки посланий у Иуды Иаковлева и Иоанна, кодекс у Матфея и т.д.). Наконец, апостолы могут иметь в качестве атрибутов орудия своих мученических "страстей" (пыток): Петр, Филипп, Симон, Фаддей - кресты; Андрей - крест особой формы, в виде буквы X; Павел, Иаков Зеведеев, Матфей - мечи; Варфоломей - нож мясника; Иаков Алфеев - палицу; Фома - копье; Иоанн - чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд.

    Недостаточная четкость снимка не дает возможности определить каждого из апостолов. Но можно все-таки различить ключи у Петра (третий слева в нижнем ряду), свиток у Фаддея (третий справа в верхнем ряду), кодекс у Матфея (второй справа в нижнем ряду), Х-образный крест у Андрея Первозванного (первый справа в нижнем ряду). Остановимся на этом апостоле. Что говорят о нем Четьи-Минеи - сборники жизнеописаний Святых? Такие сборники были почти в каждом доме, и практически каждый грамотный человек имел представление о каждом из изображенных персонажей.

Апостолы Иаков и Андрей

Апостолы Иаков и Андрей

    Апостол Андрей был назван церковью Первозванным потому, что он прежде всех других апостолов стал последователем и учеником Христа. По преданию, он проповедовал христианство в странах около Черного моря и Дуная, вверх по Днепру отправился к горам, на которых расположен ныне Киев и на одну из этих гор водрузил крест. В 1744 году императрицей Елизаветой на этом холме был заложен храм (архитектор Растрелли). Главная святыня этого храма - часть мощей Андрея Первозванного, принесенная из Греции в 1859 году русским паломником Андреем Муравьевым.

    От гор киевских Андрей Первозванный прошел по России, достиг мест, де ныне город Новгород, затем вернулся в Грецию. Там был схвачен правителем города Патр и распят после пыток на кресте. Его не прибивали к Х-образному кресту, а привязали веревками, чтобы продлить муки. Андрей Первозванный был, пожалуй, самым почитаемым в России апостолом. В 1699 году Петром Первым был учрежден орден Андрея Первозванного - высшая государственная и военная награда России. В том же году Петр учредил Андреевский флаг - кормовой флаг русского военно-морского флота (с диагональным крестом - так называемым крестом Андрея врвозванного).

Правый алтарь

Правый алтарь

Правый алтарь

Правый алтарь

    Не меньшей пышностью отличались боковые алтари Входо-Иерусалимского обора. На снимке правый (южный) алтарь. Пышность стиля барокко здесь проявляется даже больше, чем на центральном иконостасе, т.к. на этом снимке поместилось больше пространства. Удивительная тонкость работы. Каждая вещица изготовлена тщательно, с любовью и потому имеет свой определенный характер и так далека от современных механических бездушных вещей. И глядя на устремляющиеся вверх к свету великолепно украшенные стены собора, поневоле приходишь к мысли - пожалуй, много километров надо проехать от Тагила, чтобы увидеть подобную красоту... И снова, и снова думаешь - как же получилось, что все это было уничтожено, - и не фашистскими бомбами, как дворцы и храмы Ленинграда, Киева, Новгорода, десятков других городов, а было разрушено нашими собственными руками?

    Вернемся к снимку центрального алтаря. Еще один фрагмент.

Центральный алтарь. Фрагмент

Центральный алтарь. Фрагмент

    В самом старом тагильском храме, где предки наши пролили немало слез и в дни радости и в дни печали, на самом почитаемом месте - у алтаря, - задом к алтарю стоит взрослый человек, которому и в голову не приходит обнажить голову. А ведь здесь стояла купель, в которой при крещении получили имя и он сам, и его отец, и дед, и прадед. Здесь венчали его мать. Здесь ее отпевали перед тем, как увезти на кладбище... Напомним: снимок был сделан в конце 20-х годов. "Великий перелом"...

    Церкви были осмеяны и оплеваны, изгажены и разрушены. И жить стало лучше, легче и веселее?

    Два чувства дивно близки нам -

    В них обретает сердце пищу -

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к отеческим гробам.

    На них основано от века

    По воле Бога самого

    Самостоянье человека

    И все величие его,

    - писал А.С. Пушкин.

    Вместе с разрушением церквей уничтожали и кладбища. Говорят, до и сих пор еще стоят на Малой Кушве частные дома, хозяева которых использовали при строительстве для фундамента надгробные мраморные плиты с кладбища, которое было рядом со Скорбященским монастырем. Кладбище это отличалось особой красотой памятников...

    "Отомстил двадцатый век, - писал в своем дневнике режиссер А. Довженко, - погулял по следам девятнадцатого... Оставил битый кирпич, каменные коробки, на которые противно смотреть, и искромсанную землю. Отсутствие вкуса, оторванность от природы, нравственный упадок и душевная слепота - разорительны и не сравнимы ни с чем. Мне кажется, что в грядущих временах нашу героическую эпоху будут считать эпохой упадка во многих смыслах... "

    Задумаемся и мы над нашей историей, любуясь мастерством былых умельцев. Жаль, что приходится при этом довольствоваться только случайно уцелевшими снимками...

* * *

Литература:

    1. Урал Северный. Средний и Южный. (Справочная книга Ф. Доброхотова, Петроград, 1917 г. )

    2. Памяти П.П. Демидова. СПБ, 1886 г.

    3. Мифы народов мира. (Энциклопедия в 2-х томах, М. , 1980 г.)

    4. Краткий научно-атеистический словарь, М., 1969 г.)

    5. Библия, или книги Священного писания Ветхого и Нового завета, СПБ , 1882 г.

    6. Иисус Христос, Сын Божий - Спаситель Мира, М. 1860

    7. Церковный православный календарь, 1989 г., изд. Московской патриархии.

И.Т. Коверда.

 

 

Главная страница