Из старых публикаций

От редакции

    В 1930 году трое тагильчан: Н.Г. Масальский, С.А. Морозов и В.А. Симонов совершили поездку в северные и приполярные районы Урала. Об этом упоминалось в нашем журнале (1989 г., №3, л.22). Все трое вели путевые дневники, на основе которых Симоновым и Масальским были написаны и опубликованы в двух номерах журнала "Уральский охотник" (сентябрь; октябрь-ноябрь 1930 года) очерки "В стране манси", а Морозовым под тем же названием издана книга. Книгу найти пока не удалось, а два номера "Уральского охотника" были получены по МБА из библиотеки им. Белинского.

    Надо сказать, что публикация крайне небрежна, с массой грамматических ошибок. Даже в заглаваии одного из номеров слово "манси" напечатано с мягким знаком. В сентябрьском выпуске (журналы не нумерованы) не указаны фамилии авторов, редакция перед ними извинилась, печатая продолжение.

    Читая "В стране манси", нельзя понять, кто, куда и зачем едет. Ни слова нет о том, что предшествовало поездке и сем она закончилась. Видимо, редакцию интересовали только картины быта манси, все остальное она отбросила.

    Решив перепечатать путевые очерки наших земляков, мы обратились за разъяснениями к В.А. Симонову.

    Инициатором поездки был Николай Георгиевич Масальский, машинист паровоза, водивший пассажирские поезда. Позднее он стал редактором многотиражки тагильских железнодорожников. Это был высокий, стройный человек лет тридцати, член партии, любознательный, начитанный, хотя имел только начальное образование. У него по тем временам была большая библиотека Он прекрасно переплетал книги.

    Всеволоду Алексеевичу Симонову шел 28-й год. Он работал конструктором на заводе им. Куйбышева. Подробный рассказ о нем помещен в №3 нашего журнала.

    Третий, Степан Артемьевич Морозов, был моложе своих товарищей. Он обладал недюжинной силой. Рассказывал, что учился на шофёра, служил на аэродроме под Ленинграгом. В Тагиле он выступал с лекциями по воздухоплаванию, на заводе имени Куйбышева организовал кружок планеристов. Электронная версия historyntagil.ru. Кружковцы по приведённым им чертежам сами построили планер и летали на нём. Несмотря на небольшое образование, он работал репортёром в городской газете. Его опекала Нина Аркадьевна Попова.

    Всех троих объединяла тяга к перу и любовь к путешествиям. Летом 1929 года они уже совершили сплав по реке Тагил.

    Четвёртым путешественником был пёс-медвежатник Масальского по кличке Фунтик.

    Путешествию на Север нужна была подготовка. Масальский съездил в Свердловск, в отделение Комитета Севера. Там посоветовали вести записи об увиденном и собирать этнографический материал. Нижнетагильский окружной совет профсоюзов дал на дорогу 1000 рублей, Союз охотников - порох, дробь и другие припасы для ружей: у Морозова было одноствольное охотничье ружьё, у Масальского - двустволка. Осоавиахим выделил винтовку с патронами, а радиоузел - довольно громоздкий радиоприёмник. Родственники напекли кренделей, которые заполнили целый ящик. Для всего этого вместе с запасной одеждой и обувью, рыболовными снастями и прочим снаряжением требовалась целая подвода.

    В начале апреля друзья сели в поезд, следующий до Надеждинска (теперь город Серов). Дальше путь шёл по узкоколейке до посёлка лесорубов, где взяли лошадей, на которых отправились в Бурмантово. С описания дороги и пребывания в Бурмантово и начинается повествование в опубликованной части путевых заметок.

    Редакция считает нужным дать краткие сведения о названиях народностей (манси, вогулы, остяки), которые употребляются в очерках. Остяками русские называли хантов, вогулами - манси.

Главная страница