Праздник фотоискусства

    В конце января историко-краеведческий музей впервые принял в своих залах выставку фотолюбителей нашего города, которая была открыта для посетителей весь февраль и март. Это третья выставка, посвященная 150-летию фотографии. Первые две были организованы в прошедшем году. Тогда фотографии экспонировались в помещении ГК ВЛКСМ. Тагильчане увидели фототехнику разных поколений из коллекций музея и любителей, старые фотографии, узнали многое из истории фотодела. На второй – знакомились с работами своих земляков.

27 января 1990 г. Открытие выставки.     

27 января 1990 г. Открытие выставки. Фото И. Коверды

    Выставку открыл директор музея И.Г. Семенов. Было много приветствий и пожеланий. 29 участников выставки представили на суд зрителей около 250 фотографий. Даже беглого обзора экспозиции достаточно для того, чтобы убедиться, как серьезны и часто глубоки взгляды любителей фотографии на окружающий нас мир и природу, как профессионально выполнены работы. И меньше всего здесь самолюбования и тщеславия, стремления удивить. Пожалуй, только от богатства и переполненности души, только из желания поделиться своими тревогами и надеждами эти увлеченные люди так настойчиво добивались открытия выставки.

    При всем разнообразии взглядов участников на фотодело, при всей многоликости их вкусов и увлечений, по сути своей выставка отличалась явно выраженной социальной направленностью, приглашала к размышлению, была густо населена картинами природы.

    Наверное, кто-то мог с упреком сказать: "Город-труженик, а нет ни заводского пейзажа, ни самого труженика... " Упрек кажется мне напрасным. Канули те годы, когда непременными атрибутами пейзажа были трубы, подпирающие дымами небо. Неудобно вспоминать: гордо красовался когда-то лозунг – "Дым наших фабрик и заводов – это дыхание советской власти".

    Иные времена – иное осознание того, что натворили, И вот перед нами производственный пейзаж И. Коверды. Какие высокие словосочетания искали бы мы раньше, чтобы подчеркнуть нерукотворность и грандиозность сотворенного! А ныне под снимком появляется жесткое и емкое название: "Дыхание Молоха". Молох! Мы как-то и подзабыли значение этого слова: "страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв". И жертвы мы приносили и, к сожалению, пока приносим. Но приходит сознание: достаточно! Пора остановиться. И уже не в честь очередных побед и достижений, не по указке сверху люди идут на собрания и митинги – идут решать насущные житейские проблемы, предлагают и требуют неотложных мер в первую очередь по улучшению экологической обстановки в городе ("Митинг и его лидеры", "Рабочее собрание" И. Коверды).

    Я начал свой обзор с работ И. Коверды. Эта фамилия будет еще упоминаться. Делается это по нескольким причинам. Во-первых, его экспозиция наиболее обширна (около 40 снимков), во-вторых, и это, по моему мнению, самое главное – она, как ни у кого другого, имеет ярко выраженное социальное содержание, и наконец, она очень разнообразна: на ней можно найти портрет и пейзаж, жанровые сцены и фотоочерк. И сделано это все со вкусом и большим мастерством.

    Вот снимок "10 лет и вся жизнь колхозницы Евдокии Скакун". Выполнен он средствами фотомонтажа. Всего одна фотография - и воистину целая жизнь: где-то (а была ли?) молодость, арест (а за какую провинность?), лагеря, ссылка, реабилитация – все вместе загубленная, униженная и растоптанная человеческая судьба. Следует сразу оговориться, что у И. Коверды особые любовь и симпатии к людям, наименее защищенным в нашем обществе, - детям, старикам, инвалидам. Подтверждение тому работы "Маленькое сокровище", "Осень", "Девяносто лет", "Подведение итогов", " Весна".

И. Коверда. Маленькое сокровище

И. Коверда. Маленькое сокровище

    К этому ряду примыкает очень трогательный цикл портретов "Последние жители Серебрянки", являющийся, пожалуй, самым глубинным в раскрытии темы деревни, волнующей ныне всех, темы, которую разрабатывают многие участники выставки. Но решает эту тему каждый по-своему. На снимках И. Коверды – это щемящая боль, невозвратные потери.

И. Коверда. Неперспективная деревня

И. Коверда. Неперспективная деревня

    Будто души бывших хозяев земли в облике чаек парят над родным пепелищем. И не такая ли участь ожидает "Последних жителей Серебрянки"? А как поживает крестьянин, проходящий по улице, изображенной на снимке "Улица"?

    И уже совсем иное, к примеру, в цикле Т. Дубинина "Судьба уральской деревни". Вероятно, автору очень хотелось показать трагическое положение деревни, но в представленных работах это ему не удалось. Каждая из шести Фотографий "бутона" скорее навевает только тихую печаль.

    Цикл Н. Антонова "Забытая деревня" – великолепные и мастерски исполненные этюды. А "Покинутая деревня" В. Поединщиковой – хороший натюрморт из двух предметов (пень и проржавевший замок на нем) и не более того.

    Нельзя пройти без волнения мимо серии "Рекруты семидесятых" Н. Антонова. Уже само название звучит странной новизной, возвращение из прошлого слова "рекруты" характеризует наше сложное отношение к армии. Как-то поблек ее ореол сегодня. Считается, что после Великой Отечественной мы живем без войны. Так неужели только по традиции горько плачут матери, провожая своих сыновей в армию? И о чем думает, что на душе у этой пожилой женщины с застывшим скорбным лицом? (см. снимок, сопровождающий "Участников выставки"). А что ожидает эту плотную колонну стриженых парней?

Н. Антонов. Из серии "Рекруты семидесятых"

Н. Антонов. Из серии "Рекруты семидесятых"

    Хорошо, если стройбат (ах, этот священный долг по защите Отечества с лопатой и кувалдой в руках). А если... И стоим мы будто оглушенные перед фотоочерком И. Коверды "Ему было девятнадцать". Горькая процессия похорон "афганца"... Во имя чего же он отдал свою жизнь? Или, вернее, во имя чего ее у него отняли? И вечный наш вопрос – "Кто виноват?"

    Не обойдена вниманием и выросшая ныне в глобальную проблема охраны памятников старины. Серия Б. Рововых "Вандализм" материально и зримо отражает степень нашего духовного и нравственного падения. Но просыпаемся мы потихоньку. И свидетельство тому фотодокументы: циклы "Восстановление" и "Господи, помилуй" Б. Рововых, "Возвращение" И. Коверды.

И. Коверда. Возвращение

И. Коверда. Возвращение

    Но возвращение будет, вероятно, долгим. Переполненный иронией снимок Т. Дубинина "Зеркало" – воистину зеркало, объективно передающее состояние дел по охране памятников архитектуры. И, будто опасаясь за сохранность чудом уцелевшего или восстановленного, спешит запечатлеть на фотографии пропорции и красоту старины В. Терентьев. Тут и "Память земли российской" и целый альбом, представленный старейшим фотолюбителем города.

    И, конечно, царствует на выставке пейзаж. Неутолима, как жажда, тяга человека к природе! Величественны и неописуемо красивы картины В. Сонина. От них не хочется уходить. Очаровательны работы Л. Сахно. В них и техническое мастерство, и страсть фотоохотника, умеющего выследить, подглядеть и запечатлеть удивительную частицу природы, и желание поделиться увиденным чудом с людьми.

    Многолики образы природы на снимках Н. Антонова. Достаточно взглянуть на "Собачий холод", чтобы физически почувствовать мороз и в то же время восхититься красотой, созданной проказами зимы. Интересны его работы "Из жизни деревьев", "Лесное содружество", " Жизнь" и др. Нельзя не остановиться перед его же работами "Проходной двор" и "Печаль". Использование специальных фотосредств сближает эти снимки, особенно последний, с картинами, выполненными кистью художника.

    Выразительны исполненные в приглушенных тонах снимки Н. Путилова из цикла "Природа и солнце".

Н. Путилов. Деревенский вечер

Н. Путилов. Деревенский вечер

    Хороши "Зимний этюд" и "Деревенский мотив" А. Козлова, "Декабрьская ночь" В. Маслеева, "Осенний день" Л. Ивановой. Удачны пейзажи Ю. Полосинова ("Причал", "Пейзаж с чертополохом", "Весна пришла"). Лиричен цикл "Встреча сезонов" В. Терентьева.

В. Терентьев. Прощание с зимой

В. Терентьев. Прощание с зимой

    Привлекают внимание, выполненные в цвете, фотографии Ф. Комлика, особенно его пейзажные снимки. Прелестен снимок Л. Кузнецовой "На этюдах". На достаточно высоком уровне выполнены работы С. Каратеева, а снимок "Узоры солнца" – просто хорош. Не оставляют равнодушным работы Б. Петрова "Прииск в городе" и "Встреча в горах". Веет грустью уходящего от "Ветеранов" Г. Сунцова.

    С доброй улыбкой выполнен снимок "Нам не страшен серый кот" М. Малышенко. Кстати, домашних животных фотографируют многие и с большой теплотой. Здесь и "Резка" школьника Д. Полежаева, "Взгляд" и "Шуруп" Ю. Полосинова, "Живая тяга" и "Дозор" В. Поединщиковой.

    Хороши два снимка школьницы Л. Дубровиной "Портрет" и Мальчишки". Уже сам выбор "материала" говорит о самостоятельности юной фотолюбительницы. Следует отметить, что на выставке портрет представлен широко. Ранее было сказано о великолепных циклах портретов И. Коверды. Профессионально выполнены "Обида прошла" и "Серега" Н. Антоновым, "Мужской портрет" В. Сониным, удачен "Думы материнские" Ю. Смирнова.

    Нельзя не восхититься групповым портретом Н. Путилова "Коммуналка". Замечателен он, прежде всего, компановкой, удивительно гармоничен заполнением пространства. И ко всему – это жизнь!

Н. Путилов. Коммуналка

Н. Путилов. Коммуналка

    Вероятно, уместным будет сказать несколько слов о серии В. Рябкова "Он и она". Конечно, это тоже жизнь. И почти каждый в отдельности снимок серии не вызывает сомнения в мастерстве автора. Но совокупность материала, замысел, так и выпирающий наружу, и его исполнение не могут не вызвать ощущение неловкости. Чувство стыдливости все-таки должно быть присуще человеку.

    Особняком выделяются 24 снимка Л. Антония. Эти работы нельзя втиснуть з какую-то схему, поставить в какой-либо тематически ряд. Это особый мир – мир художника с его неутомимостью в поиске наиболее характерной детали предмета, стремление уловить, запечатлеть казалось бы неуловимое – движение, тень, линию, даже призрак, даже запах. Многие из представленных работ совершенны. По художественным достоинствам они неизмеримо выше и несравнимо с фотографиями с коммерческой (по рублю за вход) выставки, открытой чуть позже в ГК ВЛКСМ и перенесенной затем в здание драматического театра (Выставка имела щекочущее название "Эрос").

    Много фотографий посвящено спортивной теме. Наибольшей удачей можно назвать великолепный, очень выразительный, передающий все перипетии борьбы фоторепортаж "Волейбол" В. Дождикова. Напряжение спортивной борьбы, ее мимолетности, удачи, огорчения и красоту достаточно удачно передают снимки "Не сошлись характером", "Земные радости", "Гол" В. Завьялова, серия "Большой волейбол" А. Козлова, "Как белые чайки", "Стихия", "Эстафета" В. Терентьева.

В. Терентьев. Как белые чайки

В. Терентьев. Как белые чайки

    В столь кратком обзоре невозможно рассказать о всех авторах, а тем более о всех работах. И все-таки еще некоторые работы хочется упомянуть. Так, наименее профессиональными мне представляются два снимка П. Ткача. Но и они запоминаются: "Моя деревня" – своей безыскусностью, ненадуманностью, наполненностью фактическим материалом, а "Хлеб нового урожая" – прозрачностью и, пожалуй, наивностью замысла. Этакий лубочный натюрморт.

    И еще об одной стороне выставки. О ее, если так можно выразиться, веселой стороне. Ведь нельзя без улыбки рассматривать такие снимки, как "Ишакси" или "Дуэт" Б. Рововых. Весел и занимателен фотофокус Ю. Полосинова "Рыбак есть рыбак". Удивительно графичны снимки Ю. Смирнова "Рождество" и "Икебана". Но как ироничны, с доброй долей сарказма его же работы "Выше некуда" и "Что дают?" А сколько юмора в "Технике безопасности":

Ю. Смирнов. Техника безопасности

Ю. Смирнов. Техника безопасности

    Подводя итоги беглому обзору выставки, следует сказать, что она удалась.

    Особое сожаление вызывает тот факт, что профессиональные мастера фотоателье нашего города не представили своих работ на выставку. Думаю, что их участие было бы полезным и, пожалуй, в первую очередь им самим, ибо ни одно наше фотоателье не имеет собственного лица. Все одинаковы.

    Убежден, что любое полезное начинание должно всемерно поощряться, если оно служит, как мы любим выражаться, интересам людей, способствует приобщению народа к искусству и имеет в своей сути просветительские начала. Фотография, как наиболее доступное средство соприкосновения с культурой, историей, искусством, может играть свою положительную роль в жизни нашего города.

    И любители фотографии заслужили право на внимание и уважение. Можно только позавидовать, с каким упорством и совершенно бескорыстно пробивали, проталкивали они свою выставку, как доставали материалы, сколько вечеров и выходных дней отдали ее оформлению.

    Необходимо сказать спасибо музею за предоставленное прекрасное помещение, нужно выразить благодарность за меценатскую помощь руководителю кооператива "Праздник" В.И. Чалухиди. Но все-таки услуги эти непостоянны. Только нечаянно, после ремонта, были свободны от экспозиций залы музея. В иное время нужно искать случайное помещение, пользоваться тем, что есть, если это "есть" даже очень неудобно.

    Назрела насущная необходимость иметь нашему городу свой выставочный зал. Он снял бы многие проблемы, позволил бы увидеть горожанам многое из того, что накопилось в мастерских художников и скульпторов. Будь у нас свой зал, зачем бы тогда, к примеру, В.И. Степанову с таким трудом организовывать выставку своих скульптурных работ в Свердловске. Да и многие наши фотомастера могли бы заслуженно рассчитывать на персональную выставку.

И. Коверда. Группа участников и организаторов выставки

И. Коверда. Группа участников и организаторов выставки

    1. АНТОНИЙ Владимир. 1-12. Акт (I-ХII), 13-24. ХХХХ (I-XII)

В. Антоний. XXXX.

В. Антоний. XXXX.

    2. АНТОНОВ Николай. 1. Обида прошла, 2. Серега, 3-5. Рекруты семидесятых, 6. Обещали затмение, 7. 3а талантом в очередь, 8. Спорт не на экспорт, 9. Растрепанный день, 10. Собачий холод, 11. На встречу с солнцем, 12. Призы для каждого, 13. Лесное содружество, 14. Жизнь, 15. Из жизни деревьев, 16. Постижение, 17. Март, 18-20. Забытая деревня, 21. Из сказки, 22. Проходной двор, 23. Печаль, 24. Дон Кихот и Санчо Панса.

Н. Антонов. Из серии "Рекруты семидесятых"

Н. Антонов. Из серии "Рекруты семидесятых"

    3. ДОЖДИКОВ Владимир.. 1-8 волейбол.

    4. ДУБИНИН Тимофей. 1. Зеркало, 2-7. Судьба уральской деревни ("бутон").

    5. ДУБРОВИНА Лена (15 лет). 1. Портрет, 2. Мальчишки.

    6. ЗАВЬЯЛОВ Виктор. 1. (Без названия) 2. Тагильская наследница, 3. Ах, мода, мода, 4. Вечер на Леневском водохранилище, 5. Не сошлись характером, 6. Репетиция, 7. Земные радости, 8. Гол!!!

    7. ИВАНОВА Людмила. 1. Осенний день.

    8. КАРАТАЕВ Сергей. 1. Кристина, 2. На конкурсе красоты, 3. Узоры солнца.

    9. КОВЕРДА Иван. 1-4. Митинг и его лидеры, 5-8. Место жительства (Неперспективная деревня. Улица. Березовая роща. дыхание Молоха) 9. 10 лет и вся жизнь колхозницы Евдокии Скакун, 10. Маленькое сокровище, 11. Подведение итогов, 12. Девяносто лет, 13. 0сень, 14. Весна. 15. Все готово, 16-18. Весна в Праге, 19. Рабочее собрание, 20-22. Ему было девятнадцать, 23. Прекрасное далёко, 24. Балтийское взморье, 25. Собор, 26. В старой Риге, 27. Воля, 28-30. Последние жители Серебрянки, 31. Александр Иванович Питерских, 32-39. Возвращение (Возвращение. Господи, к тебе прибегох. 30-е годы. 16 апреля 1989 года. Предстоятель. Молитва. Матери. Спаси и сохрани).

    10. КОЗЛОВ Александр. 1. Зимний этюд, 2-4. Дирижер, 5-7. Большой волейбол, 8. Деревенский мотив.

    11. КОМЛИК Федор, 1. У озера, 2. Тагильская мадонна, 3. Лена, 4. Венчание, 5. К родному дому, 6. Акт VIII, 7. Хрусталь, 8. Утро на заимке.

    12. КУЗНЕЦОВА Людмила. 1. На этюдах.

    13. МАЛЫШЕНКО Максим. 1. Нам не страшен серый кот.

    14. МАСЛЕЕВ В. 1. Декабрьская ночь, 2. Заводские крыши.

    15. ОВСЯННИКОВ Сергей. 1. Златовласка.

    16. ПЕТРОВ Борис. 1. Прииск в городе, 2. Встреча в горах.

    17. ПОЕДИНЩИКОВА Вероника. 1.Живая тяга, 2. Дозор, 3. Покинутая деревня, 4. Зимняя сказка, 5. Наставник, 6. Грусть.

    18. ПОЛЕЖАЕВ Дима. 1. Резка. (Автор-школьник, 15 лет).

    19. ПОЛОСИНОВ Юрий. 1. Причал, 2. Взгляд, З. Пейзаж с чертополохом, 4. Жилье 2000, 5. Шуруп, 6. Рыбак есть рыбак, 7. ХХХХ (без названия), 8. Весна пришла.

    20. ПУТИЛОВ Николай. 1-4. Природа и солнце, 5. Коммуналка, 6. Прожитые годы, 7. Путина на мойву, 8. Невесты.

    21. РАДЧЕНКО Валерий. 1-5. Впечатления о Вьетнаме.

    22. РОВОВЫХ Борис. 1-2. Поединок, 3. Дед Александр, 4. Ишакси, 5. 3а чертой бедности, 6-7. Арбат, 8. Дуэт, 9-10. Господи, помилуй, 11-13. Вандализм, 14-16. Восстановление.

    23. РЯБКОВ Владимир. 1-7. Он и она.

    24. САХНО Лев. 1. Кукушка, 2. Лесные ладошки, 3. Хозяин леса, 4. Три грации, 5. Символы Ленинграда, 6. Одуванчик, 7. Кто последний?, 8. Автопортрет.

    25. СМИРНОВ Юрий. 1. Что дают?, 2. Икебана, 3. Рождество, 4. Выше некуда, 5. Грядущее, 6. Думы материнские, 7. Служба безопасности, 8. Вероника.

    26. СОНИН Владимир. 1. Чусовая, Камень Омутной, 2. Утро на реке Чусовой, З. Ожерелье, 4. Уральский край, 5. Антоновок, Старая плотина, 6. Мой город, 7. Мужской портрет.

    27. СУНЦОВ Геннадий. 1. Ветераны, 2. Пейзаж.

    28. ТЕРЕНТЬЕВ Владимир, 1. Память земли Российской, 2. Вечевой колокол, З. Крик раненой птицы, 4. Контраст, 5. Пробуждение, 6. Как белые чайки, 7. Стихия, 8-9. Встреча сезонов, 10. Эстафета, 11. Чугунка демидовских времен, 12. Болеют мальчики футболом, 13. Каменный пояс.

    29. ТКАЧ Петр. 1. Хлеб нового урожая, 2. Моя деревня.

Б. Рововых. Верую

Б. Рововых. Верую

    На выставке экспонировалось и 26 фотоаппаратов. Их владельцы – сам музей и коллекционеры-фотолюбители (фотолюбитель – это не обязательно тот, кто "щелкает", но и читатели фотолитературы и собиратели фоточудес). На полках соседствовали "Дорожная камера" выпуска 20-х годов и крошечный пластмассовый аппарат-игрушка "Лилипут" (первый с размером кадра 13 на 18 см, а второй: 24 на 24 см, но и последним можно было все-таки сделать снимок). Советские "Лейка" - "ФЭД" с приставным автоспуском-зеркалом и стереоприставкой, и первый панорамный "ФТ-2". Фоторужье и миниатюрный "Киев-Вега". И целое семейство немецких довоенных камер, являющихся до сих пор предметом вожделенных мечтаний фотолюбителей-практиков. Были и фотожурналы ГДР, Венгрии, Китая, ЧССР, НРБ, ПНР, Югославии, и, конечно, Советского Союза.

В.А. Чугунов

 

 

Главная страница