ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОИСК И НАХОДКИ

Игры рабочей молодежи

(Окончание. Начало в ТК №9)

    Рабочая молодежь старшего возраста тек же имела свои артельные игры. Также весело проводила свободное от работ время.

    Здесь уже, как правило, игры проводились парами – девушки и парни. Здесь были "симпаты" и "симпатки".

    Все сборы увеселительного характера в субботу или в канун какого-нибудь праздника не разрешались.

    В летнее время вечерами собирались на полянке у чьего-нибудь дома (где есть девушки). Играли в "Разлуку", "Кошки-мышки" но чаше танцевали под балалайку и гармошку.

    Гармониоты и балалаечники были свои – доморощенные, самоучки.

    Гармони были только однорядные и чаще всего дешевенькие, шести-восьми басовые.

    Балалайки трех, четырех, шести струнные, все зависело от возможностей музыканта и его вкусов.

    Самыми распространенными танцами были: кадриль в шесть фигур, звездочка и полечка. Русские плясовые на улицах были редки.

    Были и любители артелью пройтись летним вечером по чужой улице с гармошкой, со свистом, с уханьем.

    Идет такая ватага по средине улицы с железными тростями в руках, пиджаки внакидку или одеты на одну левую руку, застегнут на верхнюю пуговицу. Орут похабщину, насвистывают во всю мощь своих легких.

    Один играет "барабушку" на гармошке, другой, идя рядом подыгрывает правой рукой на нижних ладах (играют в три руки).

    Двое-трое впереди идут – "ломаются" (гнутся и ломаются в такт этой музыке), ищут случая, чтобы подраться. Против таких ухобак принимались меры "воспитательного характера".

    Старшина Выйско-Никольской волости Щербинин Павел Веденеевич, надев бляху старшины, разгонял "веселящихся" конской нагайкой.

    С бляхой старшины он был неприкосновенным лицом. Кроме того, он был полным Георгиевским кавалером японской войны, это звание было очень высоким, по нему он также был неприкосновенным.

    Урядник Белоусов не имел таких прав, как старшина. Не разгонял, боялся, чтобы самого не избили, но на другой день поодиночке вызывал замеченных в хулиганстве в полицию и штрафовал. Квитанций на штраф не выдавал.

    По требованию любого попа полиция этапом направляла таких гуляк в Верхотурский мужской монастырь для исправления.

    Группа холостяков с уханьем, похабщиной, свистом шли в конце Б-Вогульской улицы (Ермака) мимо дома заводчике Патокина, где священник Казанской церкви Николай Кокшарский служил всенощную.

    На другой день в шесть часов утра Лебедева Антона Федоровича, Коньшина Андрея Даниловича, Сулуянова Ивэна Феоктистовича, всего шесть человек, были вызваны в полицейское управление и отправлены этапом в Верхотурье на двенадцать дней. Где с утра должны были присутствовать на богослужении, а после на монастырских хозяйственных работах: кололи дрова, чистили конюшни, возили навоз.

    В зимнее время молодежь окраины старого Тагила, не имея других видов культурно-увеселительных развлечений, делали вечерки.

    Для этой цели ребята в складчину у кого-нибудь из не особенно обеспеченных знакомых своей улицы откупали избу (зажиточные, конечно, своего дома под вечерку не давали).

    За аренду помещения хозяева брали от трех до пяти рублей за вечер, с условием, чтобы не было "шуму".

    Ребята давали обещания, старались сдержать его... но изредка "шум" все-таки по разным причинам бывал или на почве ревности, или рассчитывались за старые обиды, или просто из-за озорства и т.д.

    "Шум" этот не всегда кончался благополучно, бывали и сильно пострадавшие, были и случаи со смертельным исходом. Часто страдали и случайно попавшие в темноте под руку (свет в это время гасили, ударив тростью по лампе). Так пострадал Стариков Андрей Кузьмич, 1896 г.р., умер в 1962 году, живший по Б-Вогульокой улице (Ермака) – на вечерке его ни за что ударили в поясницу ножом, повредили спинной мозг. На всю жизнь сделали безногим калекой.

    Били стекла в окнах, ломали оконные рамы и т.д.

    Нанесенный ущерб ребята покрывали полностью, но после этого им помещение под вечерки уже не сдавали. Поэтому ребятами принимались все меры, предотвращающие "шум".

    По религиозным причинам и по законам того времени в субботу и в канун праздника вечерки делать не разрешалось.

    Напуганное революцией 1905 года царское правительство во всех и везде подозревало заговорщиков и по столыпинским правилам полиция, боясь нелегальных собраний, запрещала также делать вечерки.

    Поэтому один из самых бойких организаторов шел к приставу за разрешением "явить" в каком районе, когда, в чьем доме будут вечерки.

    Иногда полиция проверяла порядки на этих вечеринках, обыскивали подозрительных ребят. За обнаруженный нож штрафовали, а нож отбирали.

    Когда все было оформлено, шли просить разрешения у родителей девушек отпустить их на эти вечерки.

    Эта задача была не так проста. Многие родители своих дочерей не всегда охотно отпускали или вовсе не отпускали, боясь, чтобы их не опозорили, не осмеяли, не осрамили (всяк бы девушку знал, да не вояк видел – пословица тех времен).

    А это тоже бывало. Могли из озорства высмеять, вымазать сажей и т.п. Случалось это, как правило, с девушками бедных несостоятельных родителей.

    Поэтому с приглашением шли знакомые, опытные в этих делах, с "дипломатическими" способностями.

    Девушка, заранее извещенная об этом своим "симпатом", к этому вечеру старалась угодить матери, наносить воды, раньше и без разговора сделать все полагающееся, чтобы со стороны матери к ней не было никаких придирок.

    Просили сначала у отца девушки. Он мялся, искал отговорку, причину задержать дочь дома и отсылал к матери. Наконец, родители договаривались и разрешали до 10-11 часов. Нарушить это разрешение было нельзя. На другой раз могут не отпустить.

    На вечерки старались одеться как можно лучше, особенно девушки. Волосы заплетали в косу. Завивок и причесок не полагалось.

    Парни в таких случаях надевали сапоги с лаковыми голенищами. Волосы смазывали фиксатуаром, помадой или просто топленым маслом.

    Помещение, где должны быть вечерки, заранее прибиралось. Все лишнее выносили в чулан, на печь, на полати. Стол убирался. Вокруг стен ставились скамейки. Керосиновая лампа весилась в один из простенков между окнами или на балку по середине комнаты. Ставни закрывали на бауты или наглухо закрывали изнутри плотными занавесками.

    Сходились к часам 5-6 вечера. Девушки приходили группами. Здоровались, раздевались, садились на лавки, расставленные вдоль стен, делились новостями, грызли семечки, орехи в ожидании гармониста и остальных приглашенных.

    Собирались пар по 25-30.

    Начинались вечерки кадрилью. В шести фигурах этого танца было очень много всевозможных вариантов. Менялись парами, вправо, влево, напротив, накосо, по своим местам, звездочка, веревочка и т.п.

    Мелодия под каждую фигуру танца была своя, особая, зачастую какие-то самобытные наигрыши плясового и протяжного типа. Кем написаны, откуда завезены неизвестно.

    Продолжалась кадриль иногда больше часа.

    Все зависело от распорядителя, от его фантазии, выдумки.

    Вторым, также распространенным, таким же темпераментным танцем был танец для восьми пар "Звездочка". Так же из всевозможных фигур и своей музыкой под каждую фигуру.

    Звездочку танцевали часа два-полтора. Так же как и в кадрили, две-три пары танцуют, другие отдыхают до своей очереди или до общей фигуры.

    Во время танцев иногда приходили "незваные гости", ребята из других улиц и даже других частей, любители потанцевать, не участвующие в складчине. Приходили "поплясать". Со стороны хозяев-устроителей ,во избежание шума, протеста не было. Со стороны девушек также не было возражений.

    Поплясав две-три фигуры, незваные уходили спокойно, тихо, так же как и пришли. Уходили искать следующую вечерку, с этой же целью – поплясать. Вдоволь наплясавшись, утомив гармонистов, начинали игры. Игр было много, разнообразных. Начина ли обыкновенно, игрой в "соседи".

В соседи

    Вое сидят вразброд по лавкам – кто с кем. Выбирается запевала "жених". Жених ходит по кругу, поет. Мотив очень красивый протяжного характера. Все ему подпевают.

    – Хожу я, гуляю вдоль по караваю (по каравану). Припев: Зай, зай, заинька,

    Зай, зай, беленький.

    Заинька серенький.

    – Хожу, я, гляжу себе младу милую.

    Припев:

    – Нашел я, нашел себе младу милую.

    Припев:

    Подходит к одной из девушек, низко кланяется, поет:

    – Будь-ко, ты, будь-ко моей младой милою.

    Припев:

    Девушка встает с места, берутся с "женихом" руками накрест. Ходят оба по кругу. Жених поет:

    – Хожу я, гляжу себе тестя-батюшку.

    Припев:

    Подходят к одному из парней. Кланяются ему, поют:

    – Будь-ко, ты, будь-ко моим тестем-батюшкой.

    Припев:

    "Тесть" садится на край первой лавки (скамейки) в начале круга.

    Идут дальше, поют:

    – Хожу я, гляжу себе тещу-матушку.

    Припев:

    Подходят к девушке, по возможности, "симпатке" тестя. Кланяются.

    – Будь-ко, ты, будь-ко моей тещей-матушкой.

    Припев:

    Девушка встает о места, садится рядом с "тестем".

    Таким же путем приглашают "крестного батюшку", "крестную матушку", "шурина милого", "сношку милую", "деверя" и т.д., перечисляют всю родню по количеству пар участвующих в игре. Все сидят парами – парень с девушкой.

    "Жених" и "невеста" подходят к первой паре "тестю" и "теще", спрашивают:

    – Сосед, любишь свою соседку?

    – Люблю.

    – А как вы ее любите?

    – Видишь, как сидим.

    – А больше никак?

    – Никак.

    – А мы вас поучим.

    – Поучите.

    – Вот смотрите. Обнимает девушку за талию – вот так и делайте.

    "Тесть" так же за талию обнимает "тещу" и спрашивает:

    – А как еще?

    – А вот смотрите. Целуются.

    Сосед в этот момент может отвернуться или просто оказать, что не видел ничего, не понял, повторите. Повторяют. Сосед следует примеру, тоже целуется.

    Так обходят всех играющих до последней пары. Эти же вопросы и также задает "невеста", начиная с последней и до первой пары. Здесь уже девушки целуют парней.

    Обойдут всех. Игра кончается.

В уголки

    Девушки и парни по диагоналям садятся парами по четыре человека. Один из играющих складывает уголки носового платка вместе, старается их скрутить. Каждый берет за уголок, тянет к себе. По диагонали платка целуются, кому с кем придется.

В бояре

    Разбиваются на две одинаковые группы. Встают рядом группа против группы шага на четыре-пять. Одна из групп делает два шага вперед и два шага назад. Поют:

    – Бояре, мы к вам пришли

    Дороги, мы к вам пришли.

    То же делает другая сторона.

    – Бояре, зачем пришли?

    Дорогие, вы зачем пришли?

    – Бояре, мы невесту выбрели

    Дорогие, мы невесту выбрали.

    – Бояре, вам котора мила?

    Дорогие, вам котора мила?

    – Бояре, нам вот эта мила

    Дорогие, нам вот эта мила.

    Берут одну девушку за руку, ставят в свой ряд.

    Поют у кого взяли невесту, также наступают и отступают.

    – Бояре, в нашем полку убыло

    Дорогие, в нашем полку убыло.

    – Бояре, в нашем полку прибыло

    Дорогие, в нашем полку прибыло.

    – Бояре, в нашем полку слезы льют

    Дорогие, в нашем полку слезы льют.

    – Бояре, в нашем полку пиво пьют

    Дорогие, в нашем полку пиво пьют.

    – Бояре, она у нас дурочка

    Дорогие, она у нас дурочка.

    – Бояре, мы ее выучим, выучим

    Дорогие, мы ее выучим, выучим.

    – Бояре, чем вы ее выучите, выучите?

    Дорогие, чем вы ее выучите, выучите?

    – Бояре, мы ее плеточкой, плеточкой

    Дорогие, мы ее плеточкой.

В репки

    Парни садятся верхом на лавку, поставленную на середине комнаты, друг за другом. Задний под руки обнимает переднего.

    Два парня ходят взад и вперед по обе стороны лавки. Все ходят кругом, поют:

    – Посеял дед репку

    Не часту, не редку. Припев: Дуй, дуй, ребята, дуй

    Не часту, не редку.

    – Выросла репка

    Не часта, не редка.

    Припев:

    Парни нажимают рукой на голову любой "репки", хвалят, - хороша репка, сидит крепко.

    – Выдернем репку

    Не часту, не редку.

    Припев:

    Подходят к первому или любому из "репок". Берут под мышки, стараются выдернуть.

    Сидящий сзади держит, не дает выдернуть, и сама репка крепко ухватилась за переднего. Выдернуть не могут.

    Под продолжающих петь – Выдернем репку... берутся за другого. Так постепенно выдергивают всех.

Столбики

    Все сидят рядышком на скамейках. Один из играющих "столбик" стоит посреди комнаты. Другой стоит рядом, показывает пальцем на одного из сидящих. Если "столбик" девушка – показывает на парня, и наоборот.

    Не нравится, топни ногой. Нравится – поклонись. Тот кому поклонились, встает, целует. "Столбик" встает на его место.

    Стараются, чтобы каждый побывал "столбиком".

По полю

    Ходят парами по кругу. Девушка с парнем. Поют. Мотив протяжный, народный.

    – Не скачи, сокол, по улице

    Не скачи, ясен, по широкой.

    Припев: Каков-то я сам-от молодец,

    Каков-то я сам-от удалец.

    – Скачи по новой горенке, припев:

    – Я скачу, ищу дружиночку,

    Я скачу, ищу хорошую.

    Припев:

    – Я нашел себе дружиночку,

    Я нашел себе хорошую.

    Припев:

    – Я здороваюсь с дружиночкой,

    Я здороваюсь с хорошею.

    Припев:

    – Здравствуй-ко, моя дружиночка,

    Здравствуй-ко, моя хорошая.

    Припев:

    Все целуются.

    – Я прощаюсь с дружиночкой,

    Я прощаюсь с хорошею.

    Припев: Целуются, расходятся.

В корни

    Среди комнате ставят невысокую скамейку. Возле скамейки стоит один парень с ремнем.

    Парни приглашают девушек. Идут друг за другом парами, девушка справа. Парень придерживает девушку руками. Девушки перепрыгивают через скамейку.

    Если перепрыгнула, не задела ногой, целуются, садятся на место.

    Задела ногой, скамейка упала (из озорства), парня три раза бьют ремнем по спине. Может приглашать другую девушку. Становятся в заднюю пару.

* * *

    Не всегда, но довольно часто после игр вечерки заканчивались "галопом".

    Этот танец шел под барабушку. В нем не было не начала, ни конца, никаких фигур.

    Плясали парами, в одиночку, с наговорами, припевками, с присвистом, кто как мог, кто как умел.

    Отдохнувший во время игр, гармонист нажимал на все меха. Тут и кружились, и дробили, прыгали, двое-трое "ломались".

    Натанцевавшись, наигравшись, нацеловавшись девушки с черными от пыли ноздрями к назначенному времени идут домой. Идут или по двое, или с провожатыми.

    Отец давно опит.

    Мать караулит. Ждет или у окна, или за воротами. Встречает, чтобы не разбудить отца. Провожающего парня благодарит за проводы.

    Написано по рассказам и со слов пенсионеров:

    Бердникова Владимира Евстратовича, 1896 г.р.

    Бердниковой Марии Семеновны, 1900 г.р., ул. Краснознаменная, 18

    Тарасова Федора Гордеевича, 1898 г.р.

    Тарасовой Марии Андреевны, 1893 г.р., ул. Некрасова, 26

    Красиловой Крестиньи Ефремовны, 1895 г.р., ул. Подгорная, 39

Февраль-май 1966 г.

И.А. Орлов

 

 

Главная страница