По Пристанской дороге

"Кто сам путешествовал за делом, а не так,

    чтоб переезжать только с места на место,

    тот знает, чего таковы труды стоят"

В.Ф.Зуев.

    Осенью прошлого года мне посчастливилось совершить пешеходное путешествие по Пристанской дороге, прорубленной прямолинейной просекой еще в 20-х годах 19 века. В то время ее называли еще Новая дорога, так как существовал Висимский тракт, проходящий мимо Черноисточинского завода до Висимо-Уткинского завода. Эта гужевая дорога понадобилась для сокращения пути в Уткинскую пристань, которая находилась на реке Чусовая, для отправки железа с Нижнетагильского завода гужевым транспортом и привоза лесоматериалов на Тагильские заводы.

    В каком же состоянии находится сейчас эта Пристанская дорога? Вот с этой целью осенним солнечным днем мне удалось совершить прогулку от Голого камня до того места, где дорога пересекается с речкой Черной. Говоря туристским языком, в настоящее время, это во многих местах непроходимая тропа. От спортивной базы Спартак, пересекая Серовский тракт и до коллективного сада №15, хорошо проторенная грунтовая дорога. Через Серовский тракт летом 1995 года начали строить путепровод, но этот "памятник архитектуры" стоит недостроенный до сих пор. Если посмотреть на грунтовую дорогу с все увеличивающимся потоком автотранспорта, то экологическая ситуация в засушливый летний период на дороге и в зоне спортивной базы Спартак по запыленности воздуха просто ужасна и не вызывает никакой критики. Всем ясно, что нужно ложить асфальт. Но…

    После коллективного сада до пересечения с газопроводом Пристанская дорога имеет почти непроходимый заболоченный участок, подтопляемый речкой Лебой. Идешь, а под ногами хлюпает болотная вода, островками появляется мох. Старожилы рассказывали, что в топких местах дорогу выкладывали стлаником (хвойной лапой). Но с появлением современного гусеничного транспорта стланик был разрушен и потоплен в бездне всасывающего болота. Передвигаюсь дальше уже по хорошо протоптанной тропе, очищенной после весеннего лесоповала, который был в 1995 году. За спиной был слышан раздающийся по всей округе однотонный гул работающих предприятий города.

    Каково состояние этой бывшей гужевой дороги? Что сразу бросается в глаза – это ровная прямая просека. Д.Н.Мамин-Сибиряк в очерке "Платина" очень точно описал такие просеки. "Я не люблю ездить по таким просекам. Поднялся куда-нибудь на горку, сразу видишь картину верст на пять. Гораздо интереснее ехать по извилистым дорогам, где, что ни поворот, то новая картина. Один старатель очень метко охарактеризовал такие просеки, точно плетью ударено по горам". По бокам тракта хорошо просматриваются кюветы и вдоль дороги с обеих сторон прокопаны канавы, поросшие осиной, березой и ельником. Покидали же землицы крепостные демидовские работные люди! Об этом свидетельствуют глубокие выемки грунта. В прошлом веке орудия труда были не замысловатые: кайло, лопата. В каком месте Пристанская дорога высоко поднимается в гору, там до сих пор существуют объезды. Вот, например, через гору Палочную есть объезд по пологому склону для облегчения провоза железа.

    Солнце поднималось все выше и выше. Солнечная погода предвещала быть целый день, и была уверенность, что удастся сделать хорошие фотоснимки. Вот на самом краю дороги камень с ровной поверхностью, как будто сама природа позаботилась о создании каменной скамьи. Кто только не присаживался: и усталый демидовский извозчик, и набродившийся по пролеску грибник, и обрадованный охотник. Вот и речка Полуденка. От когда-то существовавшего моста остался один уцелевший остов. Чистая прохладная вода, переливаясь, течет в северном направлении. Напившись воды, отдохнув немного, быстрым шагом отправился в дальнейший не легкий, но интересный путь.

    Пройдя речку Полуденку, дорога завалена валежником, идти все трудней: то подползаешь, то перешагиваешь через низко поваленные деревья, а иногда приходится прыгать по горизонтально лежащим деревьям, как белка, прыгающая с ветки на ветку. Но вскоре такая ходьба с препятствиями надоедает, и уходишь в лес, идя параллельно дороге, и видишь тропинку, то появляющуюся, то теряющуюся в густом ельнике. Хвойный лес сменяется поквартально, то сосновым бором, то березовой рощей, то осинником с опадающими багровыми листьями. Нет, нет, да и вспорхнет испуганная птица.

    Приложив географическую карту к местности, определил, что поднимаюсь на седловину между вершинами гор Сорокина и Елевой. По правую сторону от седловины, выше подножья Елевой имеются выходы скал - интересные объекты для фотосъемки. Осторожно забрался на самый верх древних Уральских гор. Неожиданно для меня открылась величественная панорама многокрасочности осенних лесов, в далеке белизной отдавал Гальяно-Горбуновский жилой массив. По компасу, снова вышел на Пристанскую дорогу. Путь лежал вниз к речке Черной, идти было легко. Здесь уже была хорошо заметна и протоптана тропа, чувствовалась близость села Елизаветинского. Вот и речка Черная, через нее существует еще бревенчатый, провалившийся, весь прогнивший и поросший зеленым мхом, мост. А речка совсем не черная, она серебрилась под лучами солнца и несла свои воды уже в южном направлении, если сравнивать с речкой Полуденкой, в обратном направлении. Небольшая загадка природы.

    Не спеша, разжег костер. Усталость и радостный восторг от преодоленных препятствий к достижению намеченной цели и к предвкушению разогреваемой пищи. Сидя у реки поразмышлял о том, что будет с Пристанской дорогой в будущем. Это же замечательная тропа здоровья или великолепный маршрут выходного дня в сочетании с интересными объектами природы, имеющими в прошлом историческое значение. Известно, что в зимний период существует от базы "Спартак" до реки Полуденки лыжный маршрут. Хорошо бы на этой дороге установить памятный знак, напоминающий о значимости ее для существовавшего Выйского и Нижнетагильского заводов Демидовых. А может по ней когда-нибудь пройдет автомагистраль, связывающая город Тагил с национальным парком на реке "Чусовая". Хорошо фантазировать, но нужно возвращаться по многокилометровому пути обратно. Еще раз залил дымившийся костер водой, убедился в полном отсутствии огня и отправился в обратный путь, наслаждаясь чистым воздухом, насыщенным осенним ароматом трав и цветов.

Провалившийся мост через речку Черную

Провалившийся мост через речку Черную

Пристанская дорога в районе горы Елевой

Пристанская дорога в районе горы Елевой

А. Пичугин.

Главная страница