Певец тагильского балета - художник Николай Романович Дербенев

    27 марта 2007 года в Международный день театра в выставочных залах Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" открылась персональная выставка художника Николая Романовича Дербенева "Остановись, мгновение ".

    Н.Р. Дербенев на протяжении более 40 лет работает художником во Дворце культуры Уралвагонзавода, отдавая сердце и душу любимому делу. Родился он в 1934 году в селе Кугланур Кировской области. В 1952 году окончил школу и приехал в Красноуральск. Работал в геологоразведке, затем его призвали в армию на Тихоокенский флот.

    После армии поступил в Нижнетагильское училище прикладного искусства, а в 1966 году закончил отделение художественной обработки камня, стал профессиональным скульптором. Но в скульптуре свое призвание Николай Романович не обрел, душой тянулся к живописи, холстам и краскам. Во Дворце культуры имени И.В. Окунева Николай Дербенев работает художником с февраля 1964 года.

    Пожалуй, не встретишь на Вагонке человека, который хоть раз не перешагнул бы порога местного храма искусств - Дворца культуры имени Окунева. Сколько замечательных концертов, фестивалей, конкурсов, шоу знавали его стены! Не одно поколение тагильчан выросло на детских сказках, новогодних пьесах, рожденных полетом фантазии, талантом мастеров культуры.

    "Дворец для меня – родной дом, вся душа и сердце отданы ему", - так считает Николай Романович.

    Его дебют, как художника, состоялся в 1965 году при оформлении балета "Уральские самоцветы". "Щелкунчик", "Буратино", "Звездная симфония", "Доктор Айболит", "Бременские музыканты", "Шопениана", "Жизель", "Буратино", "Подвиг" -вот неполный список спекталей, над оформлением которых работал Николай Романович. Каждый сезон выходило по два новых спектакля, и весь оформительский груз: эскизы костюмов, реквизит, бутафория, роспись декораций - ложился на плечи Дербенева.

    8 марта 1997 года открылась выставка женских портретов художника Н.Р. Дербенева. К 275-летию Нижнего Тагила им были написаны этюды городской старины. В ноябре 2003 года к 45-летнему юбилею Дворца культуры состоялась выставка работ Н.Р. Дербенева, на которой были представлены эскизы спектаклей, костюмов, пейзажи, портреты.

    Художник Н. Р. Дербенев - один их тех, чье творчество посвящено сцене. Под его кистью на обычном суровом полотне появляется волшебный многоцветный мир, где плачут и смеются, любят и ненавидят, отчаиваются и обретают надежду герои самых разнообразных представлений.

    Картины, написанные Николаем Романовичем, вмещают в себя целый мир - и тишину прогретого солнцем леса, и весеннюю свежесть полей. В этом обыкновенном зале необыкновенно расширяется не только пространство, но и время. Оно вбирает в себя жизнь многих людей, чьи лица смотрят на нас с полотен, созданных художником Дербеневым.

    Творчество Николая Романовича Дербенева многогранно. Его можно назвать и портретистом, и пейзажистом, и даже маринистом (хотя и в гораздо меньшей степени).

    Портрет, особенно женский, - один из его любимейших жанров. По мнению художника, именно в изображении человека можно наиболее полно выразить свой идеал прекрасного.

    Предметом глубокой любви и почитания для Николая Романовича стал балет. Его как художника, восхищали грациозность и одухотворенность балерин, их упоенность танцем, и эти чувства художника воплощаются в его картинах. Даже женой Николая Романовича стала солистка Народного театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода Лидия Михайловна Харлова.

    Если попытаться дать определение главной темы творчества художника Дербенева или подобрать эпитет, то Николая Романовича можно назвать певцом классического балета, певцом тагильского балета, вслед за уральским писателем Д.Н. Маминым-Сибиряком, его можно назвать даже певцом уральской природы - и все эти определения будут абсолютно верны. Но в большей степени Н.Р. Дербенев является и летописцем Дворца культуры Уралвагонзавода. Представленные в первом зале портреты деятелей культуры - это изографическая летопись Дворца, на сцене которого они выступали. Среди них и профессионалы - народный артист СССР А. Эйзен, солистка Академического Большого театра Ю. Малхасьянц, и самодеятельный артисты - участники Народного театр балета Л. Полякова, И.Лаврова, Э. Лузина и вокалист Дворца В. Трегубов.

    На вновь открытой выставке были представлены как картины, написанные в 1980-х – 1990-х годах, так и работы 2000-2005 годов. Были на выставке полотна, созданные в 2006-2007 годы.

    Многие работы выставлялись впервые, например, "Лебедь" Сен-Санса в исполнении Луизы Поляковой, солистки Народного театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода, и картина "Урок", где зрители наблюдают, как балетмейстер Ольга Герасимова, руководитель студии классического танца Дворца культуры Уралвагонзавода, обучает юных балерин.

    Среди женских портретов – портреты балерин, например, Юлианы Мархасьянц, солистки Академического Большого театра, Ольги Герасимовой в роли Заремы из балета "Бахчисарайский фонтан", Эрики Лузиной в роли Сильфиды, Ирины Лавровой в балете "Пахита" Л. Минкуса, Яны Казанцевой, солистки "Русского балета" В. Гордеева.

    Зрители увидели городские пейзажи, например, набережную Тагильского пруда, и виды природы Урала – Часовой камень на реке Чусовой, Таволги, Монзино, реку Нейву. Тишиной и отдохновением веет от полотен, на которых запечатлена красота наших уральских соборов – во имя Святого Александра Невского (Шурала) и во имя Святого Георгия (деревня Слобода на реке Чусовой).

    На выставке были представлены мужские портреты - народного артиста СССР Артура Эйзена и вокалиста Валерия Николаевича Трегубова, ведущего инженера Дворца культуры имени И.В. Окунева.

    На этой выставке посетители испытали радость общения с искусством, зарядились чистой энергией уральской природы, прикоснулись к волшебному миру балета.

Н.Р. Дербенев Урок. Балетмейстер Ольга Герасимова. Холст, масло. 2007 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Урок. Балетмейстер О. Герасимова. Ольга Николаевна Герасимова, наша замечательная тагильская балерина, занималась с 5 лет в детской хореографической студии, затем танцевала в Народном театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода имени И.В. Окунева, сейчас уже руководитель детской студии классического танца. В 2006 году закончила учебу в Челябинском институте культуры, что дает ей право называться хореографом и балетмейстером. Свою задачу видит в том, чтобы из подрастающего поколения маленьких звездочек-балерин выросли не только мастера хореографии, но и все стали настоящими людьми, сформировались как личности. Детской студии классического танца снова придётся завоёвывать звание "народного коллектива", как когда-то завоевал это звание Народный театр балета Дворца культуры Уралвагонзавода, получивший признание за пределами Нижнего Тагила. Ольга Герасимова уверена, что со временем этого добьётся. На картине запечатлен момент репетиции в балетном классе. Темный изящный силуэт, мягкие линии ее красиво очерченной фигуры сразу вызывают в памяти образ балерины. Жест руки, чуть приподнятый подбородок, слегка приоткрытый рот, искрящиеся глаза вкупе составляют образ преподавателя, балетмейстера. В зеркале видно отражение юной балерины, выполняющей сложный пируэт.

Н.Р. Дербенев. О. Герасимова в роли Заремы. Балет "Бахчисарайский фонтан". Холст, масло. 1995 г.

    Н. Дербенев.

    О. Герасимова в роли Заремы из балета "Бахчисарайский фонтан". "Бахчисарайский фонтан" многие годы был одним из самых популярных балетов в нашей стране и за рубежом. Впервые постановка этого балета на музыку Б. Асафьева была осуществлена в 1930-х гг. в Ленинграде в театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Во Дворце культуры им. И.В. Окунева этот балет прошел с большим успехом в 1957 г. Позднее в 1995 г. на сцене Дворца был показан фрагмент из этого балета с участием балерины Мариинского театра оперы и балета (Петербург) Елены Шерстневой и нашей балерины Ольги Герасимовой. На этом полотне героиня – любимая жена хана Гирея Зарема. Во всей своей красе и величии, гордая и невозмутимая предстает она перед нами. Действие происходит в 3 акте. Услышав за окном топот коней приближающейся конницы, возвращающейся с очередного похода, Зарема, сбросив с себя дорогой халат, вышла на середину парадного зала в танце, готовая броситься в объятия своего возлюбленного, не подозревая о том, что Гирей возвращается из Польши с новой возлюбленной - плененной Марией. Отношения Заремы и Гирея резко изменились, он не стал обращать на нее внимание. Зарема видела в Марии свою соперницу, хотя Мария не отвечала на любовь Гирея, а Гирей благодаря любви к Марии меняется к лучшему – становится добрее, сдержаннее. Зарема из ревности убивает кинжалом Марию, Зарему казнят, сбросив ее со стены дворца на камни. Гирей остался один, низко склонив голову перед "фонтаном слез", как когда-то склонив ее перед Марией.

Н.Р. Дербенев. Наташа.

Холст, масло. 2007 г.

    Н.Р. Дербенев. Наташа.

    На портрете изображена очень милая девушка с красивыми глазами и таинственной улыбкой на лице. На ней надето очень красивое концертное платье, в руках Наташа держит розу. Она только что закончила выступление. Через воздушный фон Н.Р. Дербенев попытался передать настроение Наташи, состояние ее души, легкость и изящество ее характера. Наталья Сергеевна Тимофеева занимается в вокальной студии Дворца культуры и часто выступает в концертах со своей программой. У нее очень красивый сильный певческий голос.

Н.Р. Дербенев. Солистка Ирина Лаврова. Балет "Пахита" Л. Минкуса. Холст, масло. 1980 г.

    Балет "Пахита" Л. Минкуса был поставлен во Дворце культуры имени Окунева балетмейстером Свердловского театра оперы и балета Виктором Давыдовым в 1980 г. На картине в белом платье с веером написана солистка Народного театра балета Ирина Лаврова, исполняющая испанский танец. На втором плане – кордебалет. Сочетание красного и черного цветов одеяний балерин, веера, мантильи, темпераментный зажигательный танец - все создает неповторимую ауру жгучей любовной страсти, характерной для Испании.

Р. Дербенев. Успех. Портрет Я. Казанцевой. Холст, масло. 2001 г.

    Н.Р. Дербенев. Успех.

    Портрет Яны Казанцевой. Дважды в нашем Дворце гастролировал под руководством народного артиста СССР В. Гордеева "Русский балет". Его слава известна далеко за пределами России. На портрете запечатлена солистка "Русского балета" Яна Казанцева, исполнительница роли Одетты в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро", блестяще исполнившая эту партию. На портрете Яна написана на фоне декораций балета "Лебединое озеро" с букетом цветов, напоминающем о ее успехе. Улыбка и радость на ее лице говорят о том, что все переживания уже позади, и зрители по достоинству оценили ее талант.

Н.Р. Дербенев.

    Портрет балерины Юлианы Малхасьянц

    (Академический Большой театр). Холст, масло. 1985 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Портрет балерины Юлианы Малхасьянц. Юлиана Малхасьянц – одна из ведущих балерин Академического Большого театра. В 1985 г. артисты Академического Большого театра давали концерты на сцене Дворца культуры Уралвагонзавода, выступали они в течение двух дней. И за это короткое время Николаю Романовичу удалось создать неповторимый облик Юлианы Мархасьянц – запечатлеть артистку во время исполнения концертного номера из балета "Пахита". Элегантная поза, изящный наклон головы, цветок в черных волосах, пышные воланы яркого платья создают образ пылкой, нежной и страстной красавицы-испанки. По воспоминаниям Н.Р. Дербенева обаятельная, темпераментная и общительная Юлиана в концертах исполняла характерные танцы – зажигательные испанские, южно-американские или цыганские.

Н.Р. Дербенев. Оля.

Холст, масло. 1999 г.

    Н.Р. Дербенев. "Оля".

    Оля – это опять Ольга Николаевна Герасимова, наша замечательная тагильская балерина, руководитель детской студии классического танца, ее можно назвать связующей нитью между прошлым и будущим тагильского балета. Начав как участница славного Народного театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода, сейчас она возрождает тагильский балет. Портрет написан в 1999 г., в нем отсутствует какая-либо парадность, на лице запечатлена устремленность, выразителен взгляд широко открытых глаз, на губах -легкая улыбка.

Н.Р. Дербенев. "Лебедь" Луизы Поляковой. Холст, масло. 2006 г.

    Н.Р. Дербенев. "Лебедь" Луизы Поляковой. На картине изображена солистка Народного театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода Луиза Полякова. Луиза Поляков запомнилась зрителям как любящая "Жизель" из одноименного балета Адана, нежная Мария из балета "Бахчисарайский фонтан", дитя народа Эсмеральда "Собор Парижской богоматери", трогательная Барышня из балета "Барышня и хулиган". Луиза Георгиевна станцевала столько ролей, что трудно все и перечислить. Она неоднократно танцевала Лебедя на подмостках Дворца культуры Уралвагонзавода и пользовалась большим успехом. Цветовая гамма полотна воедино объединила балерину и фон картины – озеро, только вдали видны скалы, среди которых расположено лебединое озеро, и лишь слегка освещенная ветка дерева слева в углу картины напоминает о присутствии небольшого деревца.

Театральный костюм Эсмеральды из балета "Эсмеральда" Луизы Георгиевны Поляковой.

    Балетная пачка Валентины Моисеевны Накоряковой – солистки Народного театра балета Дворца культуры НТМК.

    Наголовное украшение работы А. В. Мальцева для сцены половецких плясок из спектакля-балета "Князь Игорь" Бородина. 1962 г.

    Шлем воина для танца с саблями А. Хачатуряна.

    Пуанты солистки Народного театра балета Дворца культуры Уралвагонзавода Луизы Георгиевны Поляковой.

    Народный театр балета Дворца культуры Уралвагонзавода.

    В 1955 году открыт кружок классического балета сначала при Центральном клубе, затем - при Дворце культуры Уралвагонзавода. На открытии Дворца культуры УВЗ в 1958 году дан спектакль-балет "Бахчисарайский фонтан".

    Начав с концертных номеров и перейдя к одноактным балетам и спектаклям больших форм, балетный коллектив поднялся до профессионального уровня и был в 1961 году удостоен почетного звания "Народный театр балета". По времени создания он был первым по области, вторым – по России (1-й – Ленинграде, 3-й – в Москве), действовал по 1991 год.

    Организатор Народного театра балета -Александр Васильевич Мальцев, затем театром руководил Виталий Андреевич Белобородов. Художником-оформителем многих балетных спектаклей был Михаил Харитонович Лезов (1912 – 1985), участник Великой Отечественной войны, работавший с 1936 года в Центральном клубе Уралвагонзавода, позже -во Дворце культуры вагоностроителей. Директором Дворца культуры вагоностроителей стала Зинаида Александровна Проворова, которая трогательно заботилась о развитии художественной самодеятельности. К началу 1960-х годов в репертуаре Народного театра балета были спектакли "Вальпургиева ночь", "Бахчисарайский фонтан", "Тщетная предосторожность", "Доктор Айболит", "Красная шапочка", "Эсмеральда". Позже репертуар пополнился балетами "Штраусиана", "Болеро", "Барышня и хулиган", "Уральские самоцветы", "Выстрел", "Подвиг", "Звездная симфония", "Жизель", "Русский сувенир", "Итальянское каприччио", "Испанское каприччио", третий акт "Лебединого озера", "Доктор Айболит", "Есть на Волге утес", "Есениана", "Испанская сюита", "Щелкунчик", "Пахита",

    "Шопениана", "Трубадур и его друзья", "Оптимистическая трагедия". Завершилась деятельность Народного театра балета Уралвагонзавода спектаклем "Приключения золотого ключика".

    В любом профессиональном театре балета можно встретить воспитанников Народного театра балета Нижнего Тагила (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Киев). Народный театр балета Уралвагонзавода показывал свои работы во многих городах нашей страны: в Свердловске и городах Свердловской области, Перми, Омске, Белгороде-Днестровском, Одессе, Москве. Самой почетное наградой было выступление на сцене Кремлевского театра со спектаклями: "Штраусиана", "Болеро", "Барышня и хулиган", "Эсмеральда". Создание Народного театра балета стало выдающимся событием культурной жизни Нижнего Тагила, а не только Дзержинского района.

Н.Р. Дербенев. Портрет В.Н. Трегубова. Холст, масло. 2007 г.

    Н.Р. Дербенев. Портрет В. Трегубова.

    Валерий Николаевич Трегубов – один из ведущих солистов вокальной студии Дворца. Ни один концерт не проходит без его участия. В его репертуаре – произведения русских и зарубежных авторов, русские романсы и русские народные песни, арии из опер и оперетт, классика. Его голос просто завораживает слушателя. Он – участник городских, областных, Всесоюзных и Российских фестивалей и конкурсов. Художник изобразил его в момент выступления, во фраке с большим жабо на груди и в парике. Это необыкновенно талантливый артист!

Н.Р. Дербенев. Эрика Лузина в роли Сильфиды (балет "Шопениана"). Холст, масло. 1986 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Эрика Лузина в роли Сильфиды (балет "Шопениана").

    Балет "Шопениана" не имеет сюжета. Эта небольшая по протяженности сюита была осуществлена на музыку Шопена балетмейстером М. Фокиным в 1908 году. "Полонез" в сценическом воплощении представляет "поэта", которого окружают "нимфы лунного света" ("сильфиды"). Эрика Лузина, солистка Академического Большого театра, запечатлена в позе "арабеск", создавая впечатление легкости и чего-то неземного. Голубоватый размытый фон и невесомость, воздушность прозрачного одеяния Сильфиды навевают грезы, раскрывая этот романтический образ.

Н.Р. Дербенев. Портрет народного артиста СССР Артура Эйзена. Холст, масло. 2003 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Портрет народного артиста СССР А. Эйзена. Артур Эйзен принадлежит к плеяде великих певцов нашей страны и мирового искусства. Он исполнял многие главные роли в оперных спектакля в постановке Академического Большого театра. Одним из наиболее известных образов, созданных А. Эйзеном, был Борис Годунов. Эйзен вел большую концертную деятельность. В перестроечные годы во Дворце культуры Уралвагонзавода выступали ведущие артисты театра, кино, вокалисты. В 2003 году на сцене Дворца пел Эйзен. Портрет написан во время концерта. На артисте надет фрак черного цвета, белая бабочка подчеркивает его праздничность и в то же время строгость. Облик артиста – вдохновенное и одновременно торжественное выражение лица, поворот головы, покрытой глубокой сединой, крупное телосложение, строгий костюм – создает атмосферу парадности.

Н.Р. Дербенев. Портрет военного дирижера Б.Н. Гричениченко. Холст, масло. 1999 г.

    Н.Р. Дербенев. Портрет Б. Гричениченко. Борис Николаевич Гричениченко много лет отдал Дворцу культуры имени И. В. Окунева. В 1970-х гг. он руководил Народной Академической капеллой. Позже им был организован вокальный ансамбль "Товарищ". Это был один из лучших коллективов хорового пения. Ансамбль исполнял классические произведения, песни военных лет, был лауреатом городских, областных, Всесоюзных, Российских конкурсов. К сожалению, уход из Дворца Б.Н. Гричениченко явился причиной распада этого замечательного коллектива. Родом Борис Николаевич из Омска. В один из приездов на родину ему предложили должность военного дирижера в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, и Гричениченко принял это предложение. На портрете он изображен в звании старшего лейтенанта. Портрет написан в день празднования 45-летия Дворца культуры Уралвагонзавода в ноябре 2003 года, когда Гричениченко был приглашен во Дворец в качестве почетного гостя.

Н.Р. Дербенев. Собор святого Георгия. Деревня Слобода на реке Чусовая. Бумага, карандаш. 1983 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Собор святого Георгия. Деревня Слобода на реке Чусовая.

    Много раз Н.Р. Дербенев бывал на турбазе "Кедровка", расположенной на берегу реки Чусовая, откуда начинается сплав водных туристов на байдарках и не раз наблюдал, как туристы посещали перед походом белокаменный собор, молясь о благополучном сплаве и об очищении души. В собор приходят по повелению души и сердца жители окружающих деревень.

Н.Р. Дербенев. Село Арбаж.

Картон, масло. 1959 г.

    Н.Р. Дербенев. Село Арбаж.

    Село Арбаж – это районный центр Кировской области в десяти километрах от родины Н.Р. Дербенева села Кугланур. В молодости Николай Романович часто бывал в родном краю и всегда под руками у него был карандаш и бумага или этюдник. Недалеко от аэродрома он увидел вот такой пейзаж. Долго не задумываясь, Николай Романович открыл этюдник и широкими и размашистыми мазками написал этюд, стараясь уловить состояние природы в этот яркий, залитый солнцем день августа.

Н.Р. Дербенев. Часовой камень. Река Чусовая. Холст, масло. 1989 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Часовой камень. Река Чусовая. Недалеко от туристической базы Кауровка стоит Часовой камень, указывая водным туристам их нелегкий маршрут по красавице реке Чусовая. Много лет тому назад все камни по берегам реки были белыми, потому их и сейчас называют "белыми", хотя время и атмосферные влияния резко изменили их облик, особенно в цвете. На полотне запечатлен один из июльских дней. В большинстве своем деревья еще сохранили свой зеленый наряд и только березки чуть-чуть пожелтели, напоминая о том, что через месяц наступит осень. В тихом течении воды и небольшой глубине видно отражение постаревшего от времени камня. Нет на нем былой белизны, всюду просматривается, словно ржавчина, охристо-коричневое покрытие поверхности камня да глубокие расщелины. И все-таки он стоит во всем своем величии…

Н.Р. Дербенев. На учениях – 55 (память о службе в ВМФ). Холст, масло. 1995 г.

    Н.Р. Дербенев.

    На учениях-55 (память о службе в ВМФ). Накануне учений на Тихом океане со стороны Японии пронесся очень сильный тайфун.

    Волны достигали до 5-6 м. Эскадра кораблей не смогла выйти на очередные учения в океан. И только на второй день, когда буря немного утихла, корабли вышли на просторы океана. Только что пронесся шторм, на небе плывут облака, напоминающие о недавнем шторме, высокие волны, переливающиеся зеленым цветом (что характерно для Тихого океана) плещут о борт корабля, оставляя за собой пенящуюся дорожку кипящей воды. На переднем плане написан крейсер "Каганович" (как раньше, так и сейчас военные корабли носят имена выдающихся людей). На горизонте видны два эсминца. Каждый корабль идет по своему курсу. Время в те годы было неспокойное – мир вступил в холодную войну, и поэтому Тихоокеанский флот должен был находиться в полной боевой готовности.

Н.Р. Дербенев. Река Нейва.

Холст, масло. 1974 г.

    Н.Р. Дербенев. Река Нейва.

    В 1970-х – 1980-х годах Н. Р. Дербенев бывал в красивейших местах Урала. Одним из таких мест был дом отдыха под Алапаевском на реке Нейва. Красивая река с крутыми берегами с мелким кустарником, низко склонившимся к воде. Кое-где стоят невысокие ели и красавицы-березы. На полотне изображен июльский день, кроны деревьев еще зеленеют, на противоположном берегу за поворотом реки видно поле уже созревающей пшеницы вскоре сюда придут хлеборобы и поле вновь опустеет до будущего года.

Н.Р. Дербенев. Натюрморт "Астры". Бумага, пастель, гуашь. 1998 г.

    Н.Р. Дербенев. Натюрморт "Астры".

    Натюрморт "Астры" написан пастелью и гуашью. Картина написана с натуры, астры росли в саду художника. По технике исполнения астры написаны очень широко, чтобы создать впечатление свежести и разнообразия цвета.

Н.Р. Дербенев. Осенний день. Монзино. Холст, масло. 2006 г.

    Н.Дербенев.

    "Осенний день – Монзино". Октябрьский осенний день. Деревья еще не сбросили пожелтевшую листву, хотя на землю выпал первый неожиданный снег, небольшие островки которого мы видим на первом плане. Ветер стих, на небе еще плывут за горизонт легкие облака, напоминая о вечернем снегопаде, голубизна неба отражается в синеве зеркального водоема. В правом углу холста стоит одиноко садовый домик, в котором нет уже садоводов – урожай собран, земля слегка покрыта снегом. Ярко освещенные деревья напоминают об ушедшем лете и наступившей золотой осени.

Н.Р. Дербенев. Собор Александра Невского. Село Шурала. Холст, масло. 1995 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Собор Александра Невского. Село Шурала. На фоне голубого неба возвышается старинный белокаменный собор во имя Святого Александра Невского. Перед ним – небольшая деревянная часовенка. На переднем плане – тропинка, ведущая к собору. И это очень символично – только та дорога верная, истинная, которая ведет к храму. Жители села Шурала и окрестных сел, а также приезжие, в том числе горожане часто посещают храм, преисполняются благодатью, становятся разумнее, мудрее от общения с Богом. Картина дышит тишиной, покоем и отдохновением.

Н.Р. Дербенев. Набережная Тагильского пруда. Холст, масло. 2006 г.

    Н.Р. Дербенев.

    Набережная Тагильского пруда. Тагил с каждым днем хорошеет, становится уютнее. Улицы одеваются в молодую зелень, высаживаются миллионы цветов. Хорошеет и набережная тагильского пруда. Но есть на набережной уголки первозданной природы, не тронутые рукой человека. Именно такой уголок и изображен Николаем Романовичем. Когда-нибудь здесь будет положен асфальт, появится декоративная решетка, площадка. А пока здесь стоят несколько уже пожелтевших деревьев, склонивших от старости свою крону к земле. На первом плане картины – пожелтевшая трава, напоминающая, как и деревья, о конце лета. При теплом освещении солнца вдали на третьем плане просматривается Лисья гора, а далее – Горбуново. Чистое небо и вода пруда создают приятное ощущение и хорошее настроение.

Дербенев. Пасмурный день.

Холст, масло. 1986 г.

    Н.Р. Дербенев. Пасмурный день.

    По дороге в поселок Исим слева от дороги расположился дачный поселок Первомайка. Это очень живописный уральский уголок. С дороги внизу просматривается необыкновенный вид на водоем. В разное время дня и ночи независимо от освещенности он всегда прекрасен.

    Николай Романович приехал на этюды осенью, стоял уже легкий холодок. Небо затянуто легкими облаками, лес стоит плотной стеной. Вода водоема уже не так прозрачна, как летом.

    Дачи и домик на первом плане уныло выглядят на фоне пасмурного неба, подчеркивая мрачность общей цветовой гаммы, и лишь дерево еще радует глаз ярким пятном, кое-где сохраняя свою зелень.

Н.Р. Дербенев. Начало осени. Таволги. Холст, масло. 2005 г.

    Н.Р. Дербенев. Начало осени. Таволги.

    Дача Н.Р. Дербенева находится под Невьянском, в местечке, называемом Таволги. Это живописное место с богатой растительностью. В основном, здесь произрастают сосны, ели, березы, осины и очень много липы. В любой час дня и ночи эта красота природы предстает перед глазами. На картине запечатлено утро. Время подходит уже к осени, и поэтому на переднем плане, хотя и расплывчато, написана иссохшая трава, березы уже не зелены, на заднем плане видны пожелтевшие деревья - все напоминает об уходящем лете.

Т. В. Смирнова

 

 

Главная страница