Мои предки - старообрядцы

    Сегодня, когда мы ищем ответы на вопросы: кто мы? Откуда? Кто наши далекие предки? То узнаем, что предки многих из нас, коренных тагильчан, появились в здешних местах где-то в 1680-е годы, когда еще и Нижнего Тагила - то не было.

    В середине XVII века патриарх Никон проводит реформы в русской церкви. Кто не поддерживал его, того предавали анафеме. Ревнителей "древлего благочестия" можно было убивать, сжигать и разорять имущество, но их нельзя было (не смогли) сломить духовно. Они бежали от преследователей в леса, выживали в тяжелейших условиях, но остались верны ИДЕЕ.

    Попытка сохранить церковную иерархию не удалась из-за "оскудения священства", поэтому выживали отдельными группами (сектами), в которых зачастую развивалась самостоятельно надуманная идеология и навязывались "традиции", которые на сегодняшний взгляд кажутся не только абсурдными, но и жестокими.

    Многие мои родственники были старообрядцами часовенного или стариковского согласия. В начале они назывались беглопоповцами, так как принимали священников, бежавших из Никоновской церкви. Когда таковых не стало, самые авторитетные члены общины, а это были в основном старшие по возрасту, становились начетчиками. Таких старообрядцев у нас в Нижнем Тагиле было большинство. В разных источниках видела цифры 60 % и 87 % [1] [2]. Многие были выходцами с реки Керженец – притока Волги. "Тагильский кержак", "Кержаки немаканые" (при крещении не погружали в воду). Как часто слышали эти выражения в Нижнем Тагиле в первой половине XX века.

    Поморское согласие (безпоповцы) [3] жили в селах Горбуново, Большая Лая.

    Белокриницинское или Австрийское [3] образовалось в середине XIX века в местечке Белая Криница в Австрии (ныне территория Молдавии). Во главе имели епископов, что позволяло выстроить иерархию, собрать и объединить малые группы старообрядцев в основном часовенного толка. В "австрийцы" стали переходить состоятельные люди.

    В Нижнем Тагиле до сих пор сохранилось здание Австрийской часовни (Аксеновской) во дворе дома по проспекту Ленина, 3. Еще недавно можно было видеть Челышевскую часовню австрийцев, слева, с моста через реку Тагил, когда проезжаешь с Выи на Красный Камень. (Со слов методиста СЮТ "Полюс" Н.Л. Пустобаевой, мать, которой – Челышева, 1925 года рождения была крещена в Аксеновской часовне).

    За духовной поддержкой жители Нижнего Тагила ходили к особо почитаемым "пустынножителям" в скиты. Скиты – это избушки на 2-3 монашествующих скитников. Таких скитов было немало вокруг Н. Тагила. В районе Висима было 3 женских и 2 мужских скита, в которых число насельников было до 40 человек [3]. Среди Висимских скитов был скит Бегунов или Странников (бежавших от помещиков и заводчиков крестьян или беглых солдат). В Екатеринбургском музее хранится " берестяной паспорт" 1802 года старца Артемия из Висимских скитов [5].

    Около деревни Большие Галашки в скиту инока Климентия жили Климентовцы, (запрещалось иметь самовары и лампы в домах). Рядом Михайловцы (не иметь личных вещей); Порфирьевцы (крещение только в проточной воде)[2]. Секта Немоляков (против налога на землю), секта Лучинная вера (поклонялись березе) [6].

    Где были скиты? Кто в них жил? Сегодня, сопоставляя рассказы старшего поколения, не всегда ясно, об одном ли и том же рассказывали.

    Например: 1) На Полуденном болоте недалеко от поселка Горбуново был скит схимницы Анисьи Решетниковой [2].

    2) Кузнец Решетников срубил избу в верховьях речки Шумиха, приняли с женой "ангельский чин". Занимались ремеслами. В 1929г. хутор прикрыли [4].

    За Елевой горой жили 18 скитниц во главе с Ефимией Ивановной Кондратьевой [2].

    О скитах на Елевой горе рассказывает Г.И.Чайко в своей статье "Старообрядцы Урала".

    Похоже, что об этих же скитах мне рассказывала Мария Германовна Будоль (в девичестве Тарасова Мария Ермановна – так правильно), 1908 г.р.

    Она называла Карасевы горы, так же как и в старых печатных источниках. По карте увидела, что Карасьи (так на карте сегодня) и Еловые горы рядом.

    Из рассказа М.Г. Будоль:

    "В 1934 – 1935гг. ходили в лес за малиной, заходили с Висимского тракта за рекой Лебой и шли около 25 км. Тропа, которая вела к малиннику, проходила через хутор, где жили старообрядцы.

    Скиты в советское время разоряли, поэтому все оставшиеся скитники собрались на хуторе". В годы, указанные Марией Германовной, на хуторе уже никто не жил. В Нижнем Тагиле говорили, что оставшихся скитников кто-то убил. М.Г. Будоль помнит маленькую избушку с русской печью, брошенную домашнюю утварь, немудреные иконы… "Сохранился погреб, но уже не было хлева для скота, сараев. Зато хорошо сохранилось длинное одноэтажное здание (барак), где скитники занимались ремеслами. Валялись обрезки кожи, сапожничьи колодки… Они шили обувь и продавали ее в Нижнем Тагиле". Мария Германовна рассказывала, как в этом бараке они увидели готовые, долбленые из дерева гробы (домовины) - 3 брошенные домовины. Ягодница из их компании – Клава Каписко легла в один из гробов и изобразила мертвеца, развеселив компанию.

    Мы на ночь останавливались в бараках лесорубов, костры жгли, чтобы медведей отпугнуть. А в старые времена охотники, грибники, ягодники останавливались на ночлег у старообрядцев на хуторе".

    Старообрядцы, жившие в скитах, сами себе выписывали документы. А в государстве учет населения велся по церковным метрическим книгам. В 1800 г. в России вводится единоверие. Рождение, брак, смерть фиксируются только в государственной церкви. Решено было у старообрядцев не принимать их метрические свидетельства. Старообрядцы должны стать единоверцами.

    Но единоверческая церковь подчиняется Синоду, по указанию которого старообрядцев долгие годы преследовали. Примеров по Нижнему Тагилу множество.

    Еще в 1732г. В.Н. Татищев поручил поручику Бранту с солдатами поиск и арест раскольников по рекам Висим, Сулем. Поймали 84 человека и отправили в Тобольск [7].

    В 1735г. Татищев докладывает в Петербург, что на заводах Демидова есть раскольники. Получает указание: развести их под караулом по разным монастырям внутри Сибири, увещевать и обратить в православие; которые не обратятся, употреблять в работы в таких местах, где они бы не общались с православными и своей ереси не имели бы случая распространять [7].

    Прикладываю ксерокопию документа 1828г. из Государственного архива Свердловской области об аресте и ссылке в Далматовский монастырь моего родственника Максима Толстова.

    Упорное сопротивление единоверию со стороны нижнетагильских старообрядцев результатов не дало. Их оплот – Свято-Троицкую церковь власти насильно сделали единоверческой.

    Когда изучала историю своей фамилии по метрическим книгам Нижне-Тагильской Свято-Троицкой церкви, хранящимся в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), то видела, что крестились мои предки за 3-5 дней до венчания. Не нужно было им церковное крещение, а документы, признаваемые в государстве о законности брака и законнорожденности детей, видимо, нужны. Вот и становились они "единоверцами" в 18 – 20 лет. В метрических книгах записано - "присоединенные".

    Видела в метрической книге за 1873г. запись от 2 января: "Вступает в брак Иван Логинович Толстов, 19 лет, православный, первым браком и девица Варвара, дочь крестьянина той же волости Артемия Ефимова-Киселева, 18 лет, единоверка". Мои прапрадедушка и прапрабабушка. Православный! Единоверка!

    Толстовы были старообрядцами часовенного согласия. "Варвара-лучница" звали в семье Толстовых Варвару Артемьевну. Ее не понимали. Да она и не общалась ни с кем. Из дома почти не выходила, соседи ее редко видели. Всегда в черной одежде, всегда черный платок по глаза повязан. Попов не признавала, своей лучинной веры крепко держалась. Рассказывали, что в старину перед двунадесятыми праздниками священники ходили по улицам, заходили в дома и окропляли все святой водой. Даже те, кто не признавал государственную церковь (кержаки немаканые) своих ворот перед священниками не запирали. А Варвара запирала!

    Когда жива была свекровь, то священники могли зайти в дом и окропить все святой водой; но после их ухода Варвара выйдет в огород, "намачет" веник в борозде и все освящение "забрызгает", тем самым, оскорбив свекровь.

    "Чем больше праздник, тем больше шуму в доме", - передавалось в семейном предании.

    Рассказывали, как в их родне (лучников) одна женщина зимой попала в больницу. Выкрали ее, троекратно в прорубь макнули и под стогом сена спрятали. Было судебное расследование, закончившееся тюремным заключением для лучников. "Жестокая была вера",- заключали рассказы о них.

    Читаю в "Истории русской церкви" Н.М. Никольского: "Секта лучинковцев – натурально-хозяйственный быт почти в нетронутом виде. Деньги – зло. Все, что продается, заклеймено антихристом. Заклеймены все продажные способы освящения. Осталось только одно угодное Богу кадило – сырая березовая лучина, отломанная в лесу от дерева".

    Значит, "очистили от скверны" больную женщину лучинковцы (у нас говорили – лучники), а не убили. Да уж, жестокая была вера!

    Среди жителей Нижнего Тагила было поверье, что особенность лучинной веры в том, что умирающих они подвешивали на березе вниз головой, чтобы кровь по стволу и ветвям стекала. Поэтому даже дети Варвары к лучинковской родне относились предвзято.

    Замужем за старообрядцем часовенного согласия была Варвара-лучница, но ни лица своего не показывала, ни тем более фотографий не оставила.

    У них было четверо детей: 3 сына и дочь Ксения, которую они выдали замуж поздно, в 28 лет, за вдовца Антона Павловича Першина-Смирных. Ксения перед венчанием принимает единоверие. Читала в метрической книге, как она оплевывала материну веру и "присоединилась" к государственной религии.

    Она родила пятерых детей. Видимо, в живых остались только 3 дочери (их помнит М.Г. Будоль): Маша, 1905г.р., Клава, 1906г.р. и Люба, 1907г.р. В возрасте 39 лет умирает Антон Павлович, а вскоре и Ксения.

    Варвара забирает девочек и уходит с ними в скиты, оставив мужа и сыновей. В свой дом по улице Ударная, 14 больше никогда не приходила. Иногда встречалась с мужем в доме своего сына Иосифа на улице Береговая-Ударная. Иван Логинович похоронен на Черемшанском кладбище (сейчас на этом месте гаражи около здания управления ВМЗ).

    Где похоронена Варвара Артемьевна? Почему она сделала так, что сыновья ничего не смогли узнать о ней? Сменила имя, приняв схиму? Где дочери Ксении Мария и Любовь? Которая из них ходила в гости к брату по отцу Леониду Антоновичу Першину на улицу Плешкова (ныне Коммуны) в монашеской одежде?

    Клавдия из скитов убежала. Убежала от тяжелой физической работы, от беспросветности. В скитах она должна была работать на скотном дворе. Она рано умерла, в годы Великой Отечественной войны. И сегодня на множество вопросов уже некому ответить.

    Как я сегодня жалею, что в годы детства не расспрашивала и не записывала рассказы близких об истории своей семьи.

    Сегодня уже из литературы узнаю, что в годы после Великой Отечественной войны, не имея возможности восстановить иерархию, старообрядцы часовенного согласия трансформировались в поморское согласие. Что в 1950 году единоверческие приходы перестали существовать. Что в 1971 году Русская православная церковь на своем поместном соборе в Троицко-Сергиевской лавре сняла со старообрядцев проклятие, положенное на них в XVII столетии.

    И вот 1996 год. Первый единоверческий приход в Свердловской области открыт в Горбуновской Николаевской церкви. Священник о. Леонтий Колногоров из молельного дома старообрядцев поморского толка был рукоположен в единоверческого священника. Он стал настоятелем единоверческого Николаевского прихода в поселке Горбуново.

    Старообрядческие иконы, пение по крюковым нотам, косоклинные темные сарафаны… (раньше одежду, в которой ходили в церковь и на молитвы, старообрядцы больше никуда не одевали).

    Традиции предков! Наша история! Как сильно тянется к ней наша "современная душа"! Теплые чувства возникают в душе, когда захожу в Горбуновскую церковь.

     

2006 г.

    Литература:

    1. История Урала : учебник для 10-11 кл. Екатеринбург, 2000.

    2. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург : Издательство УрГУ, 2000.

    3. Лавренинов В. "Екатеринбургская епархия".

    4. Синцов В., краевед. Материалы из газеты "Тагильский рабочий".

    5. Нестеров А. Паспорт висимского старца : статья // Тагильский рабочий. 1986. 29янв.

    6. Никольский Н.М. История русской церкви.

    7. Материалы краеведа С. В. Ганьжи.

    8.Журналы "Пермские епархиальные ведомости", "Екатеринбургские епархиальные ведомости".

О.К. Лапина

 

 

Главная страница