Свежий ветер наполнял нам паруса

    В каждом уральском городе с металлургическим производством имеется величайшее богатство - пруд. В прошлые века пруды являлись энергетической силой для привода в действие заводских механизмов. В настоящее время ни одного производство также не может обойтись без воды.

    Среди прудов других уральских городов наш пруд выделяется большим запасом воды (кроме Черноисточинского и Леневского). Вместе с тем, пруд являлся и является прекрасным местом для отдыха горожан. Когда-то на нашем городском Тагильском пруду разрешалась охота на водоплавающую дичь и рыбалка. Множество моторных лодок бороздили гладь пруда. Немало горожан имели вёсельные лодки.

    Еще в середине XIX века по пруду ходил пароход "Тагил". Он перевозил дрова, служил другим хозяйственным нуждам завода, а иногда выполнял и прогулочные рейсы - для служащих и купечества.

    Но парусных судов на нашем пруду никогда не было. До 1952 года дефилировала какая-то плоскодонная лодка с самодельным парусом - похоже из простыни, но это было несерьезно.

    И вот группа комсомольцев завода им. В.В. Куйбышева решила сделать парусные яхты - благо пруд большой, широкий. Есть где разгуляться ветру и наполнить паруса.

    Выписали журнал "Катера и яхты", достали другую специальную литературу и приступили к беспрецедентному делу - проектированию парусных судов.

    Велико было стремление и желание открыть пораньше навигацию.

    Работали по вечерам после трудового дня и даже в выходные дни - была договоренность с руководством ОКСа (отдел капитального строительства, где начальником, он же заместитель директора по капитальному строительству, был Шуров А.Н., а главным инженером ОКСа Панасенко Г.Д. - в прошлом тоже комсомольские активисты, они доброжелательно и благосклонно относились к нашим починам).

    Через отдел снабжения (начальник Панников Назар Самсонович) швейная мастерская ОРСа (отдел рабочего снабжения, занимавшийся в ту пору бытовыми делами и имевший сеть магазинов и продуктовых, и промтоварных; швейных и сапожных мастерских, а также совхозов) приобрела парусину и сшила нам по нашим же чертежам паруса.

    Рангоут (мачты и пр.) и такелаж были изготовлены заранее, еще зимой. А сколько еще нужно было всякой мелочи - пакли, железных полосок, гвоздей - резки длиной 15 мм, смолы, болтов и болтиков, люверсов и пр., и пр.

    Все расходы брали на себя те цеха, где что-то изготавливалось для постройки маломерных судов, так что в этом деле был задействован весь завод.

    Таким образом, впервые в городе, в 1952 году, на металлургическом производстве группой комсомольцев - энтузиастов завода (Клушин Г.В., Коноплев А.Ф., Быков Я.А, Солошенко В.П. - секретарь комитета комсомола завода; ваш покорный слуга и др.) при поддержке дирекции завода и завкома профсоюза квалифицированно и по чертежам были построены две парусные яхты.

    Гараж завода (начальник Бобраков Ф.А.) выделил две автомашины. Грузили на них все - яхты, мачты, вёсла, паруса, запасное оборудование и пр.

    Спуск яхт на воду проходил 27 июня 1952 года под Лисьей горой, где сейчас расположена водная станция (тогда её еще не было).

    Это было неординарное событие. Прохожие останавливались и, сгрудившись толпой, смотрели и помогали нам возгласами, подсказками, шутками. И когда первая яхта съехала со своеобразных стапелей и со всплеском закачалась на воде, собравшиеся дружно прокричали: "Ура!"

    Каждая яхта вмещала 10 человек, и молодежь завода совершала прогулки по пруду протяженностью 12 км, а при большом "скопе воды" и удачном ветре можно было пройти и по руслу реки Тагил ещё километра четыре.

    Совершались не только прогулки в хорошую погоду при легких и слабых ветрах, но и рейды в 6-ти и 7-ми балльную погоду при сильных и крепких ветрах, когда поднимаются пенящиеся волны. Электронная версия historyntagil.ru. В такую погоду, а если она еще несолнечная и прохладная, было мало желающих. Но несколько человек, в том числе и ваш покорный слуга, не отказывали себе в удовольствии "прокатиться с ветерком".

    Иногда приходилось снижать парусность, т.е. брать рифы. Бывало, что непогода -сильные порывы ветра, дождь, застигали в пути. Однажды такое случилось при быстро наступившей темноте. Оставив паруса и снаряжение в первом же доме бывшей деревни Фотеево, мы возвращались домой пешком.

    Так что молодежь завода им В.В. Куйбышева была первой, занимавшейся парусным спортом в Нижнем Тагиле, однако, парусных регат в то время не проводилось.

    2009 год.

    Примечания:

    Люверс - круглое отверстие в парусе, тенте, чехле и т.п., оплетенное тросом или обжатое металлическим кольцом, для продевания веревки, снастей; само металлическое кольцо.

    Рангоут - совокупность всех круглых деревянных частей, предназначенных для постановки (крепления) парусов - мачты, реи, стеньги и пр.

    Риф - поперечный ряд продетых сквозь парус завязок (риф - сезни), с помощью которых уменьшается площадь паруса при сильном ветре.

    Стапель - прибрежное сооружение - наклонный помост, на котором строятся и спускаются на воду суда.

    Такелаж - совокупность всех снастей судна, имеющих какое-либо служебное назначение.

    Фал - снасть, служащая для подъема рангоутных деревьев и парусов. Шверт - металлический лист, опущенный через швертовый колодец ниже днища судна и служащий против дрейфа от боковых ветров.

    Швертбот - мелкосидящая яхта, снабженная швертом.

    Морской энциклопедический справочник. Ленинград : Судостроение, 1987.

    С.И. Хлопотов

    Свежий ветер наполнял нам паруса

    В каждом уральском городе с металлургическим производством имеется величайшее богатство - пруд. В прошлые века пруды являлись энергетической силой для привода в действие заводских механизмов. В настоящее время ни одного производство также не может обойтись без воды.

    Среди прудов других уральских городов наш пруд выделяется большим запасом воды (кроме Черноисточинского и Леневского). Вместе с тем, пруд являлся и является прекрасным местом для отдыха горожан. Когда-то на нашем городском Тагильском пруду разрешалась охота на водоплавающую дичь и рыбалка. Множество моторных лодок бороздили гладь пруда. Немало горожан имели вёсельные лодки.

    Еще в середине XIX века по пруду ходил пароход "Тагил". Он перевозил дрова, служил другим хозяйственным нуждам завода, а иногда выполнял и прогулочные рейсы - для служащих и купечества.

    Но парусных судов на нашем пруду никогда не было. До 1952 года дефилировала какая-то плоскодонная лодка с самодельным парусом - похоже из простыни, но это было несерьезно.

    И вот группа комсомольцев завода им. В.В. Куйбышева решила сделать парусные яхты - благо пруд большой, широкий. Есть где разгуляться ветру и наполнить паруса.

    Выписали журнал "Катера и яхты", достали другую специальную литературу и приступили к беспрецедентному делу - проектированию парусных судов.

    Велико было стремление и желание открыть пораньше навигацию.

    Работали по вечерам после трудового дня и даже в выходные дни - была договоренность с руководством ОКСа (отдел капитального строительства, где начальником, он же заместитель директора по капитальному строительству, был Шуров А.Н., а главным инженером ОКСа Панасенко Г.Д. - в прошлом тоже комсомольские активисты, они доброжелательно и благосклонно относились к нашим починам).

    Через отдел снабжения (начальник Панников Назар Самсонович) швейная мастерская ОРСа (отдел рабочего снабжения, занимавшийся в ту пору бытовыми делами и имевший сеть магазинов и продуктовых, и промтоварных; швейных и сапожных мастерских, а также совхозов) приобрела парусину и сшила нам по нашим же чертежам паруса.

    Рангоут (мачты и пр.) и такелаж были изготовлены заранее, еще зимой. А сколько еще нужно было всякой мелочи - пакли, железных полосок, гвоздей - резки длиной 15 мм, смолы, болтов и болтиков, люверсов и пр., и пр.

    Все расходы брали на себя те цеха, где что-то изготавливалось для постройки маломерных судов, так что в этом деле был задействован весь завод.

    Таким образом, впервые в городе, в 1952 году, на металлургическом производстве группой комсомольцев - энтузиастов завода (Клушин Г.В., Коноплев А.Ф., Быков Я.А, Солошенко В.П. - секретарь комитета комсомола завода; ваш покорный слуга и др.) при поддержке дирекции завода и завкома профсоюза квалифицированно и по чертежам были построены две парусные яхты.

    Гараж завода (начальник Бобраков Ф.А.) выделил две автомашины. Грузили на них все - яхты, мачты, вёсла, паруса, запасное оборудование и пр.

    Спуск яхт на воду проходил 27 июня 1952 года под Лисьей горой, где сейчас расположена водная станция (тогда её еще не было).

    Это было неординарное событие. Прохожие останавливались и, сгрудившись толпой, смотрели и помогали нам возгласами, подсказками, шутками. И когда первая яхта съехала со своеобразных стапелей и со всплеском закачалась на воде, собравшиеся дружно прокричали: "Ура!"

    Каждая яхта вмещала 10 человек, и молодежь завода совершала прогулки по пруду протяженностью 12 км, а при большом "скопе воды" и удачном ветре можно было пройти и по руслу реки Тагил ещё километра четыре.

    Совершались не только прогулки в хорошую погоду при легких и слабых ветрах, но и рейды в 6-ти и 7-ми балльную погоду при сильных и крепких ветрах, когда поднимаются пенящиеся волны. В такую погоду, а если она еще несолнечная и прохладная, было мало желающих. Но несколько человек, в том числе и ваш покорный слуга, не отказывали себе в удовольствии "прокатиться с ветерком".

    Иногда приходилось снижать парусность, т.е. брать рифы. Бывало, что непогода -сильные порывы ветра, дождь, застигали в пути. Однажды такое случилось при быстро наступившей темноте. Оставив паруса и снаряжение в первом же доме бывшей деревни Фотеево, мы возвращались домой пешком.

    Так что молодежь завода им В.В. Куйбышева была первой, занимавшейся парусным спортом в Нижнем Тагиле, однако, парусных регат в то время не проводилось.

    2009 год.

    Примечания:

    Люверс - круглое отверстие в парусе, тенте, чехле и т.п., оплетенное тросом или обжатое металлическим кольцом, для продевания веревки, снастей; само металлическое кольцо.

    Рангоут - совокупность всех круглых деревянных частей, предназначенных для постановки (крепления) парусов - мачты, реи, стеньги и пр.

    Риф - поперечный ряд продетых сквозь парус завязок (риф - сезни), с помощью которых уменьшается площадь паруса при сильном ветре.

    Стапель - прибрежное сооружение - наклонный помост, на котором строятся и спускаются на воду суда.

    Такелаж - совокупность всех снастей судна, имеющих какое-либо служебное назначение.

    Фал - снасть, служащая для подъема рангоутных деревьев и парусов. Шверт - металлический лист, опущенный через швертовый колодец ниже днища судна и служащий против дрейфа от боковых ветров.

    Швертбот - мелкосидящая яхта, снабженная швертом.

    Морской энциклопедический справочник. Ленинград : Судостроение, 1987.

С.И. Хлопотов

Главная страница