Положение о Тагильском окружном музее
I. Общие положения.
А. Задачи и права музея.
§1. Тагильский окружной музей имеет своей задачей:
а) собирание материалов, могущих способствовать изучению естественных производительных сил Тагильского округа, его экономики и быта в прошлом и настоящем и проч. материалов в области науки и искусства;
б) объединение в своих учреждениях разрозненной деятельности местных организаций и лиц, преследующих цели, близкие задачам музея;
в) с накоплением опыта и знания, с привлечением научных работников, всестороннее научное изучение и исследование Тагильского округа, направленное в сторону развития его производительных сил и использования их в интересах социалистического общества; г) просветительную работу.
§2. Тагильский окружной музей в отношении руководства его научной деятельностью, находится через УралОНО в ведении Народного Комиссариата Просвещения.
§3. Непосредственное хозяйственно-административное управление Тагильским окружным музеем, со всеми его учреждениями и филиалами, принадлежит Тагильскому окружному исполнительному комитету. Исследовательская и собирательная работа музея, в его краеведческой части, должна быть согласована с заданиями и пот-ребностями административно планирующих органов округа.
§ 4. Для выполнения целей, указанных в § 1, Музей:
а) организует лаборатории, кабинеты и проч. вспомогательные учреждения для научных исследований;
б) содействует вовлечению в краеведческие и музейные организации широких масс населения, а также организует сеть районных музеев, краеведческие и научные кружки и т. п.;
в) устраивает собрания, лекции, беседы по вопросам естествознания, краеведения, музееведения, организации экскурсий и т. д.;
г) устраивает стационарные и подвижные выставки;
д) участвует своими экспонатами в разного рода выставках, организуемых другими музеями и проч. учреждениями;
е) организует экспедиции, содействующие целям музея;
ж) устраивает научно-образовательные экскурсии как внутри округа, так и в другие места СССР;
з) издает свой печатный орган, ученые труды, книги и т. д.;
и) участвует в охранении памятников старины, природы и искусства в пределах Тагильского округа;
к) устраивает конкурсы для разрешения различных научных вопросов, соответствующих целям музея;
л) собирает и хранит в своих стенах различные предметы, документы, книги и коллекции, соответствующие целям музея;
м) оказывает помощь учреждениям и лицам, работающим в области науки и искусства, содействуя их трудам и предоставляя им возможность ознакомления с данными, характеризующими Тагильский округ;
н) созывает с утверждения Окрисполкома съезды по вопросам, входящим в задачи музея и участвует в подобных же съездах, организуемых другими музеями и учреждениями.
§ 13. Выполнение постановлений совета в отношении научной и собирательной деятельности музея и представительство его интересов возлагается на заведующего.
Б. Совет музея.
§ 14. Совет музея состоит из заведующего, помощников хранителя (они же зав. отделами), зав. библиотекой и вспомогательными учреждениями музея и представителей: окружкома ВКП (б), Окрисполкома, Тагильского ОкрОНО, Горсовета, Окрмбит, Окрпрофбюро, союзов Рабпроса и Рабиса, Комсомола, правления и Тагиль-ского филиала Тагильского общества изучения местного края, окружной комиссии по охране памятников старины, природы и искусства, от кооперации и от технических служащих музея. По приглашению в заседаниях совета принимают участие, с правом решающего голоса и др. лица, присутствие которых признано полезным.
§ 15. На совет музея возлагается:
а) избрание кандидата на должность зав. музеем, каковой затем, по рассмотрении кандидатуры Окрисполкомом, представляется последним на утверждение Главнауки;
б) избрание зав. отделами и вспомогательными учреждениями музея;
в) согласование с РИК'ами вопроса о назначении заведующих районными музеями;
г) разработка дополнений и изменений „Положения о музее";
д) организация новых отделов, п/отделов и вспомогательных учреждений;
е) выработка и утверждение плана работ музея и наблюдение за его выполнением;
ж) разработка инструкций по внутреннему распорядку музея и по расходованию средств его;
з) обсуждение отчетов по музею, его отделениям и учреждениям и по районным музеям;
и) рассмотрение денежных отчетов по музею, его отделениям и учреждениям и по районным музеям, а также их смет;
к) разработка наказов, инструкций и форм отчетности для районных музеев;
л) избрание трех членов в хозяйственный комитет, выработка инструкции и заслушивание отчетов;
м) избрание, инструктирование и заслушивание отчетов разных специальных комиссий.
§ 16. Заседания совета музея происходят не реже 1 раза в 2 месяца или по требованию не менее одной трети членов совета. Председателем совета является зав. музеем; заместитель председателя совета избирается на его заседании сроком на 1 год.
§ 17. Собрание совета правомочно при кворуме в 2/3 числа его членов при наличии председателя или его заместителя; собрание, не состоявшееся за отсутствием кворума, назначается вторично и новое собрание правомочно при любом числе собравшихся. О дне собрания члены совета извещаются повестками. После несостояв-шегося за отсутствием кворума заседания, на повестке вторичного собрания пишется сообщение, что заседание, как вторичное, действительно при любом числе собравшихся.
§ 18. Вопросы решаются простым большинством; при равенстве голосов, вопрос остается открытым.
§ 19. Членам совета музея вменяется в обязанность при посещении районов, знакомиться с постановкой дела, с инвентаризацией, с денежной и материальной отчетностью музея данного района и о результатах делать сообщения на ближайшем заседании совета музея.
В. Отделения музея.
§ 20. Отделения музея управляются единолично заведующими отделами, ответственными перед советом музея.
Такое же управление и такая же ответственность существует и для заведующих вспомогательными учреждениями музея, а также для заведующих районными музеями.
Г. Хозяйственный комитет.
§ 21. Хозяйственный комитет музея избирается советом на один год.
§22. Хозяйственный комитет избирает из своей среды заведующего хозяйственной частью музея (он же председатель хозяйственного комитета).
§ 23. Хозяйственный комитет заведует, под наблюдением зав. музеем, всем хозяйством музея, его отделов и учреждений, согласно инструкций, даваемых советом музея.
Е. Личный состав; его права и обязанности.
§ 24. Кандидат в зав. музея избирается советом музея и утверждается Главнаукой по рассмотрении кандидатуры Тагильским Окрисполкомом. Зав. отделами и учреждениями музея избираются советом музея.
§ 25. Зав. музея, являясь исполнителем постановлений совета в области научной деятельности, следит за правильностью и успешностью работы музея и его учреждений, ведет, как представитель музея, сношения и переписку по всем его делам; как лицо, ответственное перед Окрисполкомом, распоряжается средствами музея в пределах данных ему Окрисполкомом полномочий.
§ 26. Зав. должен быть избираем по возможности из числа лиц, работающих в области изучения края и имеющих высшее образование.
§ 27. Заведующий, он же хранитель музея, имеет на своей ответственности хранение в целости научного имущества музея, как в смысле его хранения от хищений, так и в смысле предохранения от порчи. С этой целью он, через помощников хранителя, организует инвентаризацию имущества по всем отделам музея, согласно формам, данным Главнаукой; принимает все зависящие меры для предохранения от хищений, а также наблюдает за сохранностью всего научного имущества музея и принимает меры к его реставрации. Помощники хранителя помогают в ведении инвентаризации, ведя ее непосредственно, каждый по своему отделу; старший помощник хранителя ведет, кроме инвентаря своего отдела, также и книгу поступлений по всем отделам. Заведующий музеем ведет, кроме того, инвентарь своего отдела.
§ 28. Заведующие отделами, вспомогательными учреждениями и районными музеями организуют и руководят работой таковых.
§ 29. Заведующие отделами, вспомогательными учреждениями и районными музеями могут, в случае надобности, приглашать для временного и постоянного сотрудничества соответствующий ученый и технический персонал; заведующие районными музеями,—только доводя об этом до сведения заведующего окружного музея, а зав. отделами и учреждениями—с его согласия.
§ 30. Технические служащие приглашаются и увольняются хозяйственным комитетом; прочие служащие, кроме зав. отделами и учреждениями, заведующим, с последующим докладом совету.
IV. О районных музеях округа
А. Общие положения.
§ 31. Районные музеи организуются с целью подбора и хранения вещественных и литературных материалов, характеризующих естественные производительные силы района, его экономику и быт в прошлом и настоящем, а также с целью вовлечения широких трудовых масс в краеведческую работу и просветительную деятельность; районные музеи одновременно являются учреждениями, помогающими окружному музею в подборе для последнего материалов, характеризующих район в указанных отношениях.
§ 32. Область деятельности районного музея определяется границами его района.
§ 33. Районный музей является учреждением, действующим на правах отделения окружного музея под непосредственным наблюдением и инструктированием его по вопросам научной деятельности.
§ 34. Районный музей для осуществления своих целей имеет право: а) производить подбор коллекций, рукописей, книг и проч. материалов, характеризующих район;
б) организовать лаборатории, кабинеты, библиотеки и прочие
вспомогательные учреждения;
в) устраивать собрания, диспуты, лекции, доклады и т. д.;
г) организовать стационарные и подвижные выставки;
д) участвовать своими экспонатами в разного рода выставках,
организуемых другими музеями и учреждениями;
е) организовать экспедиции и экскурсии:
ж) участвовать в охране памятников старины, природы и искусства.
§ 35. Районный музей представляет отчеты о своей работе окружному музею в установленные последним сроки.
Б. Средства районных музеев.
§ З6. Районные музеи содержатся на средства, ассигнуемые по сметам соответствующих РИК'ов, по столам ОНО.
§ 37. Денежная отчетность, наряду с представлением таковой в окружной музей, представляется и в районные исполнительные комитеты.
§ 38. Для помещения районных музеев должны быть отводимы и передаваемы на твердых основаниях РИК'ами здания, вполне безопасные в пожарном отношении.
§ 39. Районные музеи имеют право принимать денежные и вещественные пожертвования и субсидии общего и специального назначения, временные и постоянные от учреждений, организаций и частных лиц, получать доходы от постановки спектаклей, концертов и т. д.
В. Управление районных музеев.
§ 40. Во главе управления районным музеем находится заведующий, кандидатура которого намечается и утверждается РИК'ом по согласованию с советом окружного музея.
§ 41. Сообразно местным условиям, РИК может предложить заведующему районным музеем организовать совет последнего по конструкции аналогичной совету окружного музея или видоизмененной РИК'ом сообразно потребности места и момента.
§ 42. Взаимоотношения между советом районного музея и его заведующим аналогичны подобным же, изложенным в части, касающейся окрмузея в §§ 15—19.
§ 43. При расширении районного музея, совет музея может учреждать по соглашению с РИК'ом должности зав. отделениями и вспомогательными учреждениями, избирать хозяйственный комитет и ревизионную комиссию.
§ 44. Заведующий районным музеем совмещает обязанности, соответствующие заведующему окружным музеем и его хранителю, руководствуясь в своей деятельности §§ 25, 27, 28 настоящего положения и имея ответственность перед советом окружного музея.
§ 45. Права и обязанности зав. отделами и вспомогательными учреждениями районных музеев и хозяйственных комитетов, аналогичны таковым же окружного музея и регулируются §§ 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 настоящего положения, в которых должность заведующего окружным музеем заменяется везде зав. районного музея.
Г. Об имуществе районного музея
§ 46. Окончательное распоряжение научным имуществом районных музеев принадлежит совету окружного музея, который имеет право, в целях планомерного распределения материалов, перемещать таковые из одного районного музея в другой, а также перемещать экспонаты, имеющие окружное значение, в окружной музей.
Примечание: Вопросы о перемещении экспонатов из района в район и в окружной музей рассматриваются советом окружного музея в присутствии заведующих теми районными музеями, которых это перемещение касается; на заседаниях совета окр. музея заведующие районными музеями пользуются правом решающего о голоса; утверждение вопроса о перемещении экспонатов производится Главнаукой по представлению Тагильского Окрисполкома.
Д. О ликвидации районного музея.
§ 47 Ликвидация районного музея может произойти по постановлению РИК'а или совета районного музея, каковое постановление затем рассматривается советом окр. музея и с мотивировкой последнего представляется на рассмотрение Окрисполкома, каковой затем представляет вопрос на утверждение Главнауки.
§ 48. В случае: а) установленной неправильной работы районного музея и невозможности ее выправления; б) бесхозяйственного ведения районного музея; в) отказа РИК'а в снабжении районного музея зданием или средствами и невозможности изыскать последние из других источников—совет окружного музея может вынести постановление о ликвидации этого районного музея; мотивированное заключение совета представляется на рассмотрение Окрисполкома, а Окрисполкомом на утверждение Главнауки.
§ 49. При ликвидации районного музея по причинам, указанным в §§ 47 и 48 настоящего положения, все научное имущество и инвентарь ликвидируемого музея поступает в распоряжение окружного музея; совет последнего намечает путь дальнейшего использования этого имущества, что выполняется по рассмотрению Окрисполкома.