"Я жила работой, людей я любила, и они платили мне тем же"

    Есть в музее одна интересная черта – здесь не работают случайные люди. Разные пути приводят сюда сотрудников. Но факт есть факт: остаются немногие, но если уж остаются – то надолго. В этой статье мы расскажем о Надежде Ивановне Цыпушкиной.

    Судьба распорядилась так, что почти 30 лет Надежда Ивановна отдала Нижнетагильскому музею. О своей работе она всегда вспоминала с особой теплотой, это были годы, наполненные творчеством, бесконечными встречами с интереснейшими людьми нашего города. Она могла долго и с любовью рассказывать о тех, с кем ей приходилось работать и общаться. Надежда Ивановна всегда говорила о работе в музее, как о самом лучшем периоде в своей жизни. Но если бы кто-то сказал юной Наденьке Цыпушкиной, что она будет музейным работником, она, наверное, удивилась бы, ведь с детства у неё была мечта – стать артисткой.

Надежда Ивановна Цыпушкина

В музей звонили и спрашивали: "Можно заказать экскурсию, и непременно, чтобы вела Надежда Ивановна?"

    Надежда Ивановна родилась в Нижнем Тагиле в 1928 году. Когда ей было три года, не стало отца, его она совсем не помнила. Семья Цыпушкиных снимала дом, своего жилья у них не было. В 8 лет Надя пошла в первый класс школы № 38. В учебе помогала прекрасная память и интерес ко всему новому. Особая любовь была к физике, которую преподавал Михаил Астафьевич Бородин, он был близорукий и носил очень сильные очки. "Мне так хотелось, чтобы он меня спросил, – вспоминала Надежда Ивановна, – но руку поднимать стеснялась. Он вызовет меня к доске, я отчеканю. "Садись, пять", – строго говорил он, – а что же ты, Цыпушкина, пряталась?"

    В 1943 году Надежда окончила восемь классов и поступила на курсы сандружинниц при железнодорожной больнице, после их окончания начала работать в эвакогоспитале № 1150. Одновременно училась в вечерней школе № 1. В победном 1945 году окончила 10 классов и начала осуществлять свою мечту – прошла по конкурсу в учебно-вспомогательный состав при Нижнетагильском драмтеатре и была зачислена в его творческую труппу.

    Всю жизнь вспоминала Надежда Ивановна? как первый раз вышла на сцену в роли Майки Берест в постановке "Платон Кречет": "Колени дрожали, не помню, как оказалась за кулисами, казалось – все, полный провал". "Очень хорошо", – сказал художественный руководитель. "Это были для меня самые важные слова в тот момент". Особо запомнился спектакль "Молодая гвардия" по роману А. Фадеева, на премьере которого присутствовал бывший директор Уралвагонзавода Юрий Евгеньевич Максарев. После спектакля он вышел на сцену – высокий, красивый генерал-майор, и вручил почетные грамоты за участие в спектакле. А Надежде Ивановне еще раз посчастливилось встретиться с этим замечательным человеком много лет спустя, когда она уже работала заведующей советским отделом музея-заповедника.

Но была особая страница в музейной биографии Н.И Цыпушкиной – это работа с ветеранами войн. 1969 год

    В 1949 году Надежда сдала экзамены в Свердловский театральный институт. Казалось бы, исполнение мечты совсем рядом. Но… Окончив первый курс, из-за болезни матери, вынуждена была оставить учебу. Потом вышла замуж, уехала с мужем в город Глазов, родился сын. И мечта стать артисткой стала стремительно отдаляться. Но жизнь продолжалась, и в 1954 году Надежда Ивановна пришла в Нижнетагильский краеведческий музей научным сотрудником в отдел истории советского общества.

    Штат музея в то время был немногочисленный. Директором была Анна Акимовна Саматова. В коллективе царила дружеская обстановка, и все помогали новому сотруднику освоить музейное дело. Несмотря на прекрасную память и желание работать, Надежде Ивановне приходилось очень много читать. Часто по вечерам, после работы, несла она целые стопки книг домой. В музей обращались люди по разным вопросам, приходилось брать консультации у специалистов своего дела. Очень тепло вспоминала Надежда Ивановна Михаила Андреевича Третьякова, Геннадия Петровича Скакуна, которые познакомили её со всеми производствами Нижнетагильского металлургического комбината.

    Каждый год Надежда Ивановна строила новые выставки, читала лекции, проводила экскурсии, а они были не похожи одна на другую. Люди звонили в музей и спрашивали: "Можно заказать экскурсию, и непременно, чтобы вела Надежда Ивановна". Работала она с большим желанием и творчески подходила к решению многих вопросов. Но была особая страница в ее музейной биографии – это работа с ветеранами войн. Анна Акимовна, бывший директор музея, как-то сказала: "Я тебе вручаю старичков – ветеранов Великой Отечественной войны, находи с ними общий язык, и в добрый путь". Надежда Ивановна подходила к делу неформально. Она знала не только боевые и трудовые заслуги людей, но и принимала активное участие в их жизни – бывало, хлопотала о перерасчете пенсий, о награждении, помогала с лекарствами. Иногда приходилось даже "пробивать" ремонт квартир ветеранам. Они, в свою очередь, отвечали ей искренней дружбой. Вскоре Надежда Ивановна была назначена заведующей отделом советского общества, в этой должности она проработала до ухода на заслуженный отдых в 1990 году.

    Когда создавали выставку к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, Надежда Ивановна сказала: "Людей мы показываем хорошо, а руководителей – нет". В то время директором музея уже был Иван Григорьевич Семенов, по его совету и поехала Надежда Ивановна в Харьков к А.А. Морозову. В годы войны он был главным конструктором по танкостроению на Уралвагонзаводе и долгое время – "закрытым" человеком. "Попаду ли я к нему?", – думала Надежда Ивановна. Она знала его номер телефона, позвонила, и они встретились. Встреча произвела на нее огромное впечатление, настолько он был прост и доброжелателен в общении. После смерти Морозова его вдова Нина Митрофановна передала Надежде Ивановне личные вещи мужа.

    И, конечно же, на выставке должен был быть материал о Ю.Е. Максареве – бывшем директоре Уралвагонзавода. В 80-е годы он уже жил и работал в Москве, возглавлял комитет по присуждению Ленинских премий в области науки и техники. Долго пришлось объяснять вахтеру, для чего Надежде Ивановне нужен Ю.Е. Максарев. Выслушав ее внимательно, вахтер сказал: "Поднимитесь на 3-й этаж, не знаю, он там или нет". Тихонько открыв дверь, Надежда Ивановна зашла в кабинет. "Передо мной стоял все тот же высокий, красивый генерал-майор в строгом черном костюме". "Юрий Евгеньевич, а Вы помните, как вручали нам грамоту за спектакль "Молодая гвардия?", – спросила она. "Помню", – ответил он и улыбнулся. Надежда Ивановна, осмелев, задала свой главный вопрос: "Юрий Евгеньевич, а ведь я хочу попросить у Вас грамоту Президиума Верховного Совета о присвоении Вам звания Героя Социалистического труда". Максарев немного помолчал, затем вызвал своего референта. "Вот, познакомьтесь, тагильчанка, и у нее к Вам важное дело". "Конечно, нужно дать", – ответил референт.

    Все было в ее жизни – победы и поражения, радости и огорчения, но все годы работы в музее были наполнены радостью общения с интереснейшими и знаменитыми людьми нашего города. О них Надежда Ивановна могла говорить бесконечно. Как забыть Тимофея Григорьевича Кина – полковника, ее главного консультанта по Гражданской войне, Нину Васильевну Дядюшкину – консультанта по техническим вопросам. И многих других. Искренний интерес к событиям и человеческим судьбам, умение внимательно слушать – все это располагало людей к Надежде Ивановне, и рождался ответный импульс. Благодаря ей, фонды музея сейчас располагают многими уникальными экспонатами, личными комплексами участников войн, заслуженных людей.

    Надежда Ивановна была прекрасным экспозиционером, на её счету много экспозиций и выставок. А прочитанные ею лекции и экскурсии исчисляются тысячами. Оратором она была великолепным. Вот тут и пригодились ей артистические способности – она блестяще владела интонациями, повышая и понижая голос, всегда держала внимание слушателей.

    А какую духовную пищу получала Надежда Ивановна в семье Гуськовых, где собирались известные врачи, музыканты, творческая интеллигенция. "Я пела, – вспоминала Надежда Ивановна, – а Зоя Васильевна, мать Татьяны Константиновны, аккомпанировала на фортепиано. После таких вечеров хотелось просто летать".

    "Я трус была жуткий", – так говорила про себя Надежда Ивановна. Но если надо было за кого-то постоять, добиться справедливости и вернуть заслуженные награды героям, смелости ей не приходилось занимать.

    Надежда Ивановна всю свою жизнь помогала людям. И к этому можно добавить только слова, когда-то сказанные ей о самой себе: "Я жила работой, людей я любила, и они платили мне тем же".

Марина НАКОРЯКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №37(267) от 20.10.2016

 

Главная страница