Сражение на поле... платка (или) патриотический платок

    В коллекции "Одежда, ткани" Нижнетагильского музея-заповедника хранится немало интересных экспонатов. Вот один из них. Это платок, созданный во 2-й половине XIX века. Казалось бы, предмет вполне обыденный для всех времен. Но этот платок непростой, его вполне можно назвать патриотическим. И вряд ли он когда-то использовался по назначению, как головной убор.

    На красном фоне расположены иллюстрации, посвященные событиям Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Немного найдется в нашей истории войн, которые пользовались бы такой поддержкой общества. Вызвана она была заступничеством России за угнетаемых Турцией южных славян. Уже в октябре 1876 года Александр III начал подготовку к военным действиям, а 12 апреля 1877-го объявил туркам войну.

    Русско-турецкая война выдвинула и прославила Михаила Дмитриевича Скобелева. С тех пор личность его стала легендарной и известной всему свету, преимущественно под именем "белого генерала", потому что Скобелев во всех битвах находился впереди своих войск непременно на белом коне, одетый в белый китель и белую фуражку. Такое пристрастие к белой лошади объясняли излишней храбростью, фатализмом и желанием показать полное пренебрежение к опасности.

    Именно таким изображен М.Д. Скобелев – "белый генерал" на рисунке в центре платка: на белом боевом коне, с биноклем в правой руке, на белом парадном кителе – многочисленные награды, в самой гуще военного сражения. В верхней части рисунка – надпись: "Генералъ отъ Инфентерiи Михаилъ Дмитрiевичъ Скобелевъ 2.". "Генерал от инфантерии" – полный генерал пехоты, читаем разъяснение в Толковом словаре Владимира Даля.

    Внизу рисунка надпись: "Родился 17 Сентября 1843 года умеръ 25 Iюня 1882 года.". Родился М.Д. Скобелев в Петербурге, в семье офицера. Окончил Академию Генштаба (1868). Участвовал в Хивинском походе 1873 и подавлении Кокандского восстания 1873-1876 гг. С февраля 1876 – военный губернатор Ферганской области, проводил колониальную политику царизма в Средней Азии.

Платок, созданный во 2-й половине XIX века

    Самые значимые события военной карьеры "белого генерала" запечатлены в авторских рисунках, расположенных по углам платка и снабженных пояснительными надписями: "Скобелевъ переправляется черезъ Дунай под непрiятельскими выстр?лами, 15 Iюня 1877 года", "Скобелевъ въ траншеяхъ Зеленыхъ горъ, взятыхъ имъ 28 Октября 1877 года", "Скобелевъ поздравляетъ войска со взятiемъ Шейнова и плъненiемъ армiи Веселя паши, 28 Декабря 1877 года".

    В 1878-80 гг. М.Д. Скобелев командовал корпусом. В 1880-81 гг. руководил 2-й Ахалтекинской экспедицией, во время которой была завоевана Туркмения. Об этих событиях рассказывает 4-ый рисунок на платке с соответствующей надписью: "Скобелевъ въ?зжаетъ въ кр?пость Гнок?теле посл? взрыва части ст?ны 78 пудами пороха, 12 января 1881 года".

    Успешные действия Скобелева способствовали его большой популярности, как в России, так и в Болгарии, где его именем были названы улицы, площади и парки во многих городах страны.

    В 1882 году, находясь в Париже, Михаил Дмитриевич вступил в защиту балканских народов, против агрессивной политики Германии и Австро-Венгрии, что вызвало международные осложнения. Был отозван императором Александром III и вскоре, в июле 1882 года, "белый генерал" скончался. Ранняя смерть Скобелева так была оценена в Берлине: "смерть Скобелева равняется потере Россией стотысячной армии". Слова эти приписывались Бисмарку. М.Д. Скобелев являлся талантливым военачальником и в военном искусстве придерживался прогрессивных взглядов. Отличался большой личной храбростью и пользовался популярностью среди солдат и офицеров.

    Но вернемся к нашему платку. Он изготовлен на Даниловской мануфактуре.

    Все рисунки на платке выполнены в едином авторском стиле. Имеется надпись: "Рисунокъ застрахованъ", что говорит о защите авторских прав.

    Изделия Даниловской мануфактуры легко отличить от продукции других текстильных производств. И это не случайно. В 1879 году при фабрике открылось рисовальное училище, в котором готовили художников по ткани и рабочих для ситценабивного отделения мануфактуры. Неподалеку от Даниловской мануфактуры Мещеряков (хозяин мануфактуры) приобрел дом и перестроил его в учебный корпус. Поэтому продукция этой мануфактуры пользовалась неизменным спросом. Платки, подобные нашему патриотическому платку, требовали особых усилий как художественных, так и технологических.

    Многие события истории России нашли свое отражение в так называемых "памятных" платках, которые носить на голове, было не принято. Их вешали в избе на стену или хранили в належных местах, как память о том или ином "отпечатке" живой истории. Начало таким памятным текстильным изделиям было положено выпуском платка, посвященного открытию памятника Минину и Пожарскому в Москве в 1818 году. Сувенирные платки, напечатанные "с надлежащего разрешения" властей в честь знаменательных событий, занимают особое место в художественной истории страны. По их сюжетам можно проводить уроки истории о короновании императоров, столетии Отечественной войны 1812 года, генерале Скобелеве, железной дороге и даже узнать текст устава караульной службы. Это была большая группа памятных платков, которые имели крепкий рисунок, способный держаться на ткани десятки лет. Уже в тот момент, когда на лоскуте ткани появилось историческое изображение, он превращался в настоящий предмет коллекционирования. Один из таких раритетов нашел свое место и в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.

Ольга БАСТРИКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №2(232) от 02.08.2018.

 

Главная страница