Соприкосновение с историей

Музею–заповеднику "Горнозаводской Урал" – 170 лет

    Чем могут привлечь музеи в наше время быстрого развития информационных и коммуникационных технологий? Наверное, главным – возможностью соприкоснуться с "живой" историей.

Экспозиция Горнозаводского музеума Нижнетагильских и Луньевских заводов. Конец XIX в.

Экспозиция Горнозаводского музеума Нижнетагильских и Луньевских заводов. Конец XIX в.

    Любой экспонат содержит огромный пласт информации, он хранит в себе энергетику и тепло людей, создавших его. Вот пояс, вышитый руками любимой, вот огромный резной шкаф – радость семьи и гордость хозяйки, а вот свадебное платье вековой давности… Ручки тачки горного рабочего отполированы его мозолистыми ладонями, а медные монеты наполняли чей–то кошелек. Любой музейный предмет – это рассказ о далеких днях, а экспозиция – большая повесть, где переплетаются многочисленные герои и сюжеты.

Выставка "Двадцать лет Советской власти", 1937 г.

Выставка "Двадцать лет Советской власти", 1937 г.

    Музей не только хранит историю города, он сам имеет свою летопись. Хочется напомнить, какие вехи он прошел на своем пути, и сделать это не совсем обычным способом: пройдя по экспозициям разных эпох краеведческого музея – самого старого подразделения музея–заповедника, с которого все началось. И увидеть их глазами посетителей того времени.

Собрание редкостей

    1841 год. В лабораторном флигеле (ныне краеведческий музей) Главного окружного заводоуправления открыт "Музеум естественной истории и древностей". Он носил характер частного собрания и не являлся публичным – попасть туда мог далеко не каждый.

Экскурсия по художественному отделу. Начало1950-х годов.

Экскурсия по художественному отделу. Начало1950-х годов.

    К сожалению, описания его экспозиции пока не найдены, хотя можно предположить, что она носила коллекционный характер. А вот свидетельства, рассказывающие о коллекциях, есть. В описи за 1844 год перечислены: коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов (48 штуфов), инструменты, употребляемые при составлении топографических карт, гербарий (23 растения), чучела птиц (144), старинная икона Божьей матери, которой благословлял Никиту Демидова и сына его Акинфия архиерей Тобольский.

Бессовестно перекрученное железо

    1891 год. Постановлением правления заводов на основе слияния музеума естественной истории и древностей и экспонатов выставки 1837 года (заводские изделия и модели), приуроченной к посещению Нижнего Тагила престолонаследником Александром, создан уже публичный, то есть общедоступный "Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов наследников П.П. Демидова".

    Как он выглядел, мы можем узнать благодаря одному посетителю – Д.Н. Мамину–Сибиряку, знаменитому певцу Урала, который описал свое посещение Горнозаводского музеума в очерке "Платина": "В Тагиле я оставался всего один день и постарался не потерять времени даром. Посмотреть здесь есть что, не в пример другим заводам и городам. Прежде всего, я направился в заводской музей, как учреждение в своем роде единственное, по крайней мере, ничего подобного на других не полагается...

    Сначала музей составлялся из таких именно редкостей, а потом в него вошли выставочные экспонаты, какими тагильские заводы поражают выставочную публику. Экспоненты–заводчики выработали уже известный шаблон таких экспонатов: тут и железные крендели в несколько пудов весом, и до бессовестности перекрученное железо, и много другой железной, медной, стальной и чугунной выставочной оказии.

    Собственно, для публики, не посвященной в горнозаводскую технику, главный интерес представляют коллекции постепенной выработки главных заводских продуктов, как чугун, железо, сталь и медь. Для специалистов интересно посмотреть сорта железа, выделываемые Тагильскими заводами – их счетом больше 2 000, но и это количество далеко еще не выражает требуемого рынком разнообразия."

    В 1908 году Горнозаводской музеум был закрыт в связи с экономическим кризисом.

Окружной музей

    1924 год. Начался новый период в жизни тагильского музея. Еще в 1922 году по инициативе доктора В.А. Ляпустина было создано Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК), поставившее своей задачей воссоздание музея в Нижнем Тагиле.

Экспозиция исторического отдела, 1950-е годы.

Экспозиция исторического отдела, 1950-е годы.

    Директором открывшегося в 1924 году музея стал преподаватель горно-металлургического техникума А.Н. Словцов. 1920–е – период небывалого подъема краеведения. Музейщики той поры не только разыскали многие экспонаты Горнозаводского музеума, но и активно занимались комплектованием новых коллекций – предметов хозяйства, быта, орудий труда, образцов кустарного производства и т. д. По настоянию музейщиков во Входо-Иерусалимском соборе был открыт художественный отдел. В 1926 году Нижнетагильский музей получил статус окружного, его филиалы открылись в других городах, результаты научных исследований публиковались в сборниках "Материалы по изучению Тагильского края". А в 1928 году музей вернулся в "лабораторный флигель" бывшего заводоуправления. В 1929 году создана первая систематическая экспозиция из трех разделов: общественно–экономического, культурно–исторического и естественно–научного.

Музей советского типа

    1930–е годы в истории музея, как и в истории страны, окрашены в мрачные тона. В 1930 году распоряжением НКВД СССР ликвидировано ТОИМК, у музея изъято здание Входо-Иерусалимского собора, вскоре затем разрушенное, потом музей утратил статус "окружного", а его первый директор А.Н. Словцов арестован. Но музей всегда объединял вокруг себя неординарных, увлеченный людей. С приходом в 1938 году в музей нового директора А.А. Саматовой при музее созданы секции, объединившие интеллигенцию города, любителей краеведения, садоводства.

    Посетившая музей в 1942 году Маргарита Шагинян писала:

    "В нынешнем музее собрано все, что осталось от демидовской обстановки, от геологической заводской коллекции, с добавлением присланного сюда из Москвы. Получился районный музей обычного советского типа, имеющий три отдела: общий, исторический и художественный. Всем, кто приезжает на Урал и остается работать на нем, совершенно необходимо посетить этот музей, потому что он – один из самых полных и показательных по уральской старине…"

    Военные годы музей переживал со всей страной, часть экспозиций была свернута для размещения госпиталя. Приоритетной стала лекционная работа сотрудников на предприятиях, в госпиталях, школах города, пропаганда военной истории, героических подвигов русского народа в разных войнах.

    В архиве музея бережно хранятся книги отзывов разных лет, в том числе 1948 года:

    "12 мая 1948 г. Группа артистов, москвичи, с огромным интересом осмотрели этот музей. Экспонаты с большим пониманием дают полную картину роста Н. Тагила от петровской эпохи до наших дней… Уезжая с Урала, мы теперь уже совсем ясно понимаем, какую огромную роль играет Урал в жизни страны и какую роль он сыграл в Великой Отечественной войне…"

Автограф Леонида Утесова

    Работа в музее полна неожиданностей. Так, в процессе подготовки этого материала, перелистывая страницы книги отзывов за 1955 год, я неожиданно увидела подпись "Заслуженный деятель искусств Утесов". 19 января 1955 года Леонид Утесов со своими коллегами посетил музей и оставил запись:

    "К этим экспонатам мы стремились давно, так много прочитано, так много хочется узнать. Приезд в Нижний Тагил явился очень приятным событием в нашей "скитальческий жизни", мы увидели, к чему стремились, и наглядно познали историю этого замечательного края.

Книга отзывов. Автограф Утесова.

Книга отзывов. Автограф Утесова.

    Восторгает мужество, творческая мысль и талант русских людей. Мы сердечно благодарим администрацию и работников музея за предоставленную нам возможность ознакомиться с его замечательными экспонатами. Спасибо, товарищи!"

 

А это мы уже помним!

Диорама отдела природы, 1960-е годы.

Диорама отдела природы, 1960-е годы.

    Так скажут люди старше 40 лет, увидев фотографии экспозиции 1960–70–х годов. В 1950–е годы в музей пришли новые квалифицированные сотрудники: зав. отделом природы Н.М. Грюнер и сотрудница этого отдела Ф.М. Попова, археологи Н.Н. Кипарисова и А.И. Россадович, историки Т.К. Гуськова, А.С. Аксенова и А.П. Агеева. Несколько позднее пришли Л.П. Лепо и Н.И. Цыпушкина. В эти годы сотрудники музея сделали очень много для развития научной работы и комплектования коллекций, что сразу сказалось на содержании экспозиций – они стали более логичными, насыщенными, выразительными. К оформлению экспозиций стали привлекать профессиональных художников – членов Союза художников П.С. Бортнова, М.В. Дистергефта, Е.В. Седухина. Это, несомненно, сделало залы музея более яркими и привлекательными. Великолепные диорамы отдела природы производили на посетителей неизгладимое впечатление.

    В 1986 году краеведческий музей был закрыт на капитальный ремонт. После окончания его открылись современные экспозиции по дореволюционной истории края. Это результат огромного творческого труда музейных исследователей и художников, благодаря которому был значительно расширен диапазон показанных тем.

    Увидеть и оценить этот труд вы можете и сегодня, придя в краеведческий музей.

Подготовили Ольга ХАЛЯЕВА, Ольга ПЕТЕЛИНА, Екатерина НИКОНОВА, сотрудники музея–заповедника.

    Фото из фондов музея–заповедника.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 10.02.2011, №5(28); 17.02.2011, №6(29).

 

Главная страница