Загадка дамы в кринолине

    В девяностых годах XIX века семья моего прадеда Ивана Афанасьевича Титова вынуждена была перебраться из Перми в Нижнетагильский завод. Прабабушка Апполинария Васильевна взяла на новое место альбом фотографий, который хранился у нее с девических времен. Ее родственники Старковы были зажиточными пермскими мещанами, владевшими на Монастырской улице губернской столицы несколькими домами неподалеку от Спасо-Преображенского кафедрального собора, где в советское время располагалась картинная галерея.

    Я впервые увидела альбом Старковых в Нижнем Тагиле в 60-е годы, когда ни прабабушки, ни ее детей уже не было в живых. Моя бабушка, у которой хранилась семейная реликвия, была вдовой старшего сына Апполинарии Васильевны и мало кого знала из изображенных на старых снимках людей. После смерти бабушки тетя передала альбом мне, посчитав, что больше никому он неинтересен.

    Я не раз показывала снимки краеведам, генеалогам, фотографам, любителям старины. Однажды в своей статье "Загадочные Старковы", опубликованной в четвертом выпуске сборника Уральского генеалогического общества "Сплетались времена, сплетались страны" за 1999 год, я упомянула о фотографии, датированной 1865 годом. На снимке изображена молодая женщина в светлом платье с пышной кринолиновой юбкой и шляпке с приколотым букетиком цветов. Одежда и прическа соответствуют последней моде тех лет. Смуглая кожа, темные глаза, красиво очерченный рот, строгий взгляд – наверное, дама обладала сильным характером и морем обаяния.

    На обороте фото есть надпись, но я почему-то долго не могла разобрать первые буквы фамилии. Мне помогла журналистка и писательница Ольга Григорьевна Щербинина: "Елизавета Васильевна Херувимова Пермь 1865г". Я безуспешно спрашивала о Херувимовых у приезжавших на конференции пермских краеведов.

    Однажды молодой историк и архивист Сергей Владимирович Трофимов, член Уральского генеалогического общества, будучи в Москве, разговорился со своим тезкой Сергеем Владимировичем Кочевых. Тот показал ему список персоналий, интересующих его в Уральском регионе. Среди прочих мелькнула фамилия Херувимовых. Сережа Трофимов сразу вспомнил о фотографии из моего альбома.

    Оказывается, Ананий Дорофеевич Херувимов был художником, актером и известным в России антрепренером. С 1857 по 1875 годы он руководил труппой, которая давала спектакли в Екатеринбурге, Перми и на Ирбитской ярмарке. Эти сведения опубликованы в книгах екатеринбургского историка и краеведа Юрия Михайловича Курочкина "Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя" (Свердловское книжное издательство, 1957 год) и "Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала в XIX веке" (Москва, 1994 год).

    Курочкин живописно рассказывает об актерах труппы Херувимова, нравах публики тех лет и об извечном компромиссе между кассовым сбором, от которого зависело благополучие театра, и художественным достоинством пьес. Перед антрепренерами всех времен и народов стоял этот роковой выбор.

    По сведениям С.В.Кочевых, в 60-е годы А.Д.Херувимов женился на актрисе Е.В. Головинской, дочери актера и антрепренера Василия Васильевича Головинского, у которого он и перенял управление труппой. Фамилия, инициалы, время, место и внешность позволяет предположить, что на снимке изображена жена А.Д. Херувимова.

    В 1867 году у четы Херувимовых родился сын Александр, прадед С.В.Кочевых. Ксерокопию фотографии я отправила Сергею Кочевых через Германа Витальевича Гассельблата, организатора и первого председателя Уральского генеалогического общества. Наверное, очень приятно увидеть свою прародительницу, жившую полтора века назад.

    Как же попало фото Елизаветы Васильевны в наш семейный альбом? Брат моей прабабушки Александр Васильевич Старков по семейному преданию был актером. Две его фотографии хранится в том же альбоме – необыкновенно выразительное молодое лицо. Я не знаю точно время его жизни, но предположительно 1865-1895, следовательно, в труппе Анания Херувимова он не играл. По возрасту он скорее был ровесником их сына Александра.

    Курочкин писал, что Александр Ананьевич Херувимов жил в собственном доме в Перми. Старковы, возможно, были его соседями или оба Александра вместе учились. Увлекшись романтикой сцены, Александр Старков пошел вопреки воле родителей в актеры и вместе с некой труппой кочевал по городам и весям России. Судьба его трагична – простудившись в дороге, он умер совсем молодым.

    В альбоме есть еще по крайней мере две фотографии, имеющих отношение к театру. На одной изображена черноглазая женщина лет 25 с серьезным немного грустным лицом, на другой – очень нарядная пышная блондинка, ее костюм скорее театральный. Брюнетка сфотографировалась в Екатеринбурге у Ф.Ляхмайера, а на обороте снимка блондинки можно прочесть обширную рекламу фотографа императорских театров Бутримовича, студия которого была расположена в С. Петербурге у Аничкова моста на Невском проспекте в доме № 66. Брюнетка, как гласит полузабытое семейное предание, играла в той же труппе, что и дядя Сана, как называли Александра Старкова в семье моего отца. Кто такая красивая блондинка, и каким образом ее фото попало в альбом Старковых – еще одна загадка.

    Давно погас свет рамп старого театра, умолкли аплодисменты, отбушевали страсти, умолкли голоса, но лица давно ушедших людей загадочно глядят на нас из старого альбома.

Наталия ПОЗДНЯКОВА

    Октябрь 2001 год, Екатеринбург

Литература: http://nata1943.eto-ya.com/2008/06/10/zagadka-damy-v-krinoline/

 

 

Главная страница